Вальсирующие в небесах

Большой спорт №4 (14) апрель 2007
Кирилл Тищенко
В конце августа в рамках Международного авиационно-космического салона впервые в России состоялось одно из самых рейтинговых авиационных соревнований планеты.

В конце августа в рамках Международного авиационно-космического салона впервые в России состоялось одно из самых рейтинговых авиационных соревнований планеты – этап мирового Гран-при по самолетному спорту. В небе над Москвой свое мастерство продемонстрировали девять сильнейших пилотов. И русские спортсмены в очередной раз доказали превосходство национальной летной школы. Между тем авиационный спорт в России сегодня переживает не самые лучшие времена. Вывести его из кризиса и поднять на совершенно новую высоту как раз и призван Гран-при, который, как надеются его организаторы, отныне получит постоянную прописку в российском летном пространстве.

К 1905 году, когда появилась Международная федерация авиационного спорта (Federation Aeronautique Internationale – FAI), человек уже активно осваивал небо. Правда, с первого полета братьев Райт прошло всего пару лет, но Альберто Сантос-Дюмон уже доказал пригодность дирижаблей для регулярных коммерческих полетов. Было очевидно, что воздушные корабли всех мастей, управляемые и неуправляемые, с мотором и без, будут соревноваться друг с другом за покорение новых высот и далей. Идея упорядочить этот процесс родилась в группе единомышленников – глав европейских авиаклубов. И 10 июня 1905 года граф Анри де Лаво, вице-президент французского аэроклуба, майор Медебек из немецкой Лиги воздушных кораблей и президент бельгийского аэроклуба Фернан Жакоб предложили участникам Олимпийского конгресса создать Международную федерацию авиационного спорта. «Конгрессмены» отреагировали с энтузиазмом и определили примерную структуру будущей организации: ассоциации для регулирования спортивных полетов появятся в каждой стране, а на их основе возникнет всемирная федерация, которая будет организовывать различные мероприятия, продвигать интересы науки и спорта в области аэронавтики и, конечно же, фиксировать новые рекорды.

Уже в октябре того же года FAI была учреждена официально. Ее устав приняли действительно интернациональным составом: в обсуждении участвовали представители Бельгии, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швейцарии и США.

С тех пор и на протяжении всего своего более чем столетнего существования федерация прилежно делала отметки об успехах воздухоплавателей: около 14 тысяч мировых рекордов, начиная с 1906 года. В записях FAI можно найти и первый перелет Чарльза Линдберга через Атлантический океан, и полет в космос Юрия Гагарина. Ежегодно организация рассматривает от 200 до 450 заявок, и около 90 процентов попыток входят в историю аэронавтики как новые достижения.

3D-маневры

И все же приоритетным для FAI является авиаспорт, недаром в 1985 году МОК присвоил федерации звание «олимпийской», а парашютирование, дельтапланеризм и парапланеризм дожидаются скорого включения в программу Игр. Но несмотря на популярность и распространенность этих спортивных дисциплин, самым зрелищным и технически сложным видом воздушного спорта сегодня признана аэробатика – выполнение фигур высшего пилотажа на реактивных и поршневых самолетах.
Искусство совершать «трехмерные» маневры, требующие высокого мастерства пилота, зародилось вскоре после того, как в небо взмыли первые самолеты. На заре авиации трюки в облаках не носили никакого практического характера: полеты «механических птиц» в то время часто включали в программу цирковых и ярмарочных представлений, и пилоты демонстрировали свое мастерство прежде всего с целью поразить публику. Уже позже фигурам стали давать названия, а потом осознали и тактическое значение подобных кульбитов в военной авиации, где воздушные «аттракционы» помогали уйти от огня вражеского истребителя или уничтожить его, появившись с неожиданной стороны.

Хотя летчики активно использовали фигуры высшего пилотажа во время Второй мировой волны, первый чемпионат мира на поршневых одномоторных винтовых самолетах состоялся только в 1960-м, в Венгрии; первый же чемпионат Европы прошел в 1977 году.

Наиболее зрелищной программой в аэробатике является фристайл, выступления в котором оцениваются не пофигурно, а в целом. Эта программа позволяет спортсменам изобретать новые трюки, задействуя все свое мастерство и возможности самолета. Несмотря на большие физические нагрузки, в аэробатике предъявляют одинаковые требования к мужчинам и женщинам. В большинстве соревнований у них даже нет отдельного зачета – вот где истинное торжество эмансипации. Более того среди российских чемпионов мира больше женщин, чем мужчин, а победительница прошедшего в Жуковском Гран-при Светлана Капанина становилась абсолютной чемпионкой мира пять раз.

Победа советского наследия

В 1990 году на Breitling World Cup «танцы в облаках» впервые получили музыкальное оформление: пилоты выступили под самостоятельно выбранные композиции, и судьям пришлось оценивать не только технику исполнения связок и фигур, но и хореографию, и музыку. В 1995 году Breitling World Cup был переименован в Гран-при Международной федерации авиационного спорта (FAI World Grand Prix). С тех пор проведено уже 25 чемпионатов, включая последнее мероприятие в Жуковском. Наиболее популярны эти соревнования в Японии, Китае и Арабских Эмиратах. Всего два раза они проводились в Швейцарии, один раз – в Чехии и России. При этом абсолютно все пилоты, принимающие участие в чемпионатах, – либо европейцы, либо выходцы из бывшего Советского Союза: граждане России, Казахстана или Литвы.

Российская школа высшего пилотажа считается одной из сильнейших: русские спортсмены, выступающие в классе «соло», занимают призовые места практически на каждом Гран-при. Тем не менее золото Светланы Капаниной стало лишь третьей высшей наградой, добытой россиянами на Гран-при FAI. Рекорд по количеству выигранных чемпионатов – восемь побед – принадлежит литовцу Юргису Кайрису, ненамного отстает от него венгр Петер Бешеный, семь раз поднимавшийся на самую верхнюю ступеньку пьедестала почета.

Уважением спортсменов пользуется и российская техника. На самолетах ОКБ Сухого – Су-26, Су-29 и Су-31 – с 1996 года летает большинство победителей международных состязаний. В далеком 1984 году Су-26 был первым в мире пилотажно-акробатическим самолетом, в конструкции которого широко применялись высокопрочные и легкие композиционные материалы. В машинах знаменитого бюро впервые был реализован принцип «неразрушаемости»: при любых условиях пилотирования возникающие нагрузки не являются разрушающими, то есть у пилота есть абсолютная свобода в выборе сложности фигуры и скорости, на которой она исполняется.
Несмотря на популярность самолетов у пилотажников высшего класса и стоимость в четверть миллиона долларов, в последние годы ОКБ Сухого было вынуждено, по сути, свернуть программу производства этих аппаратов. Причина банальна: мало заказов. В этой связи приход в Россию этапа мирового Гран-при по самолетному спорту оказывается как нельзя кстати.

Москва как пункт отправления

В агентстве Project: sport, которое является эксклюзивным промоутером российского этапа, очень положительно оценивают результаты соревнований в Жуковском. «Все наши ожидания оправдались в полной мере – это касается и доходов, и расходов, и интереса со стороны зрителей и прессы, – говорит директор Project: sport Иван Сиснёв. – Не было никаких неприятных финансовых сюрпризов. И для первого раза это очень хороший результат».

В немалой степени успеху первого российского Гран-при способствовало его проведение в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2007», аудитория которого составила порядка 600 тысяч человек. «МАКС оказался очень привлекательной площадкой, но и очень непростой, – поясняет Сиснёв. – Во-первых, это огромная территория, на которой отсутствуют дороги, так что пробиваться к месту соревнований нередко приходилось сквозь толпы людей. Во-вторых, наши соревнования порой переносились из-за изменений в летной программе авиасалона, частью которой мы, собственно, и являлись».

Благодаря МАКСу интерес к мероприятию со стороны зрителей и прессы был гарантирован, но вместе с тем организаторы этапа вынуждены были несколько сократить собственные маркетинговые программы. Так, масштабность МАКСа не позволила промоутерам Гран-при продвигать сувенирную продукцию. «Там была целая зона, отведенная под розничную торговлю, – рассказывает директор агентства, – и мы отказались от идеи размещать в ней собственные лотки. Однако в следующем году мы планируем предложить зрителям самые различные сувениры хорошего качества – рубашки-поло, летные аксессуары, бейсболки. Возможно, будет и одежда в спортивном стиле с логотипом соревнований – благо он у нас получился красивым и запоминающимся».

На прошедших же соревнованиях агентство Project: sport ограничилось лишь раздачей буклетов, где содержалась информация о состязаниях и было предусмотрено место специально для автографов пилотов. По словам Ивана Сиснёва, зрители активно пользовались предоставленной возможностью: подходили к пилотам и просили расписаться. «Особенно популярными были Светлана Капанина и Виктор Шмаль – золотой и серебряный призеры чемпионата. Эти спортсмены уже знают, что такое слава, и умеют вести себя в соответствующих условиях. Они хорошо общаются и с прессой, и с публикой». Тем не менее в плане коммерческой востребованности российским пилотам пока далеко до их западных коллег, персональными спонсорами которых зачастую становятся такие гиганты, как Shell: «Пока российские бизнес-структуры почти не обращают внимание на авиаспорт и тем более не интересуются отдельными, пусть и очень титулованными, его представителями».

Между тем спонсор у первого в России этапа Гран-при по самолетному спорту все же нашелся – им стала компания «Жилищный капитал». «Мы постарались действовать максимально эффективно: разместили логотипы на самолетах, выпустили специальные футболки для всего персонала, – рассказывает Сиснёв. – В итоге наш спонсор остался доволен результатом сотрудничества и проявляет интерес к участию в подобных мероприятиях в дальнейшем».
Правда, аудиторией следующих соревнований будет, скорее всего, не столичная публика. «Москва очень избалована событиями, – сетует директор Project: sport, – а в регионах отклик на них гораздо выше. Там десятки тысяч зрителей привлекают зрелища даже значительно более низкого уровня. Думаю, в региональных центрах в 2008 году будет легче собрать аудиторию, чем в Москве». По словам Ивана Сиснёва, Гран-при пройдет в одном из городов-миллионеров к востоку от Москвы или в Московской области. «У нас нет такого подхода, как у организаторов соревнований Red Bull: только столица и только центр города. Мы не стремимся устраивать состязания в раскрученном месте. Наша задача – провести их качественно и безопасно. А глобальная цель состоит в том, чтобы сделать авиаспорт в России прибыльным и динамично развивающимся коммерческим проектом».


Во имя мирного неба

Положения устава FAI вековой давности актуальны и сегодня. Несмотря на появление новых технологий и новых дисциплин в авиаспорте, цели и задачи, сформулированные более ста лет назад, остались практически неизменными.

• Сделать очевидным, что международный дух аэронавтики является мощным инструментом для достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от политических, расовых или религиозных убеждений, что должно помочь укрепить международную добрую волю и построить лучший, более дружественный мир.
• Поддерживать и продвигать высокие физические и моральные качества, техническую осведомленность и выучку как основу астронавтической деятельности и воздушных видов спорта.
• Объединять аэроспортсменов разных стран, мужчин и женщин, посредством международных соревнований.
• Воспитывать молодежь в духе взаимного уважения и дружбы при помощи спорта.
• Координировать отдельные усилия членов федерации в дальнейшем развитии аэронавтики и астронавтики.
• Обеспечить доступ к небу и воздушному транспорту всем, кто желает летать.
• Создать площадку для обмена информацией и обсуждения проблем в области гражданской аэронавтики.


Самолет чемпиона

Су-26 (одноместный)
Цена: от 250 тысяч долларов
Год создания: 1988
Вес: 680 кг
Длина: 6,9 м
Высота: 2 м
Размах крыльев: 7,80 м
Площадь крыльев: 11,83 м²
Двигатель: M-14П, четырехтактный 9-цилиндровый радиальный, с воздушным охлаждением
Мощность: 360–420 л. с.
Пропеллер: Mühlbauer, трехлопастной, из композитных материалов
Материалы конструкции: углеволокно, титановая сталь
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +12g / –10g
Максимальная допустимая скорость: 450 км/ч
Крейсерская скорость: 310 км/ч
Максимальная скорость вращения: 400°/сек
Скороподъемность: 18 м/сек