«Большой брат» на поле

Большой спорт №4 (14) апрель 2007
Татевик Айвазян
Футбол – это всегда накал страстей и буря эмоций, долгие дискуссии и ожесточенные споры о том, был пенальти или нет.

Футбол – это всегда накал страстей и буря эмоций, долгие дискуссии и ожесточенные споры о том, был пенальти или нет. Таким мировой футбол был всегда и таким он должен остаться. Во всяком случае, в этом абсолютно уверен нынешний президент UEFA Мишель Платини. Знаменитый француз крайне настороженно относится к любым техническим нововведениям в этом виде спорта и прежде всего категорически выступает против внедрения системы видеоповторов. Сохранит ли мировой футбол свой человеческий, допускающий споры характер или, как многие другие виды спорта, будет подвергнут техническому совершенствованию – именно об этом сегодня, в преддверии Евро-2008, ведутся ожесточенные споры в FIFA, UEFA и национальных футбольных федерациях.

18 июня 2002 года толпа разъяренных римлян кидалась на южнокорейских туристов, на свою беду прогуливавшихся по Пьяцца дель Пополо, и скандировала: «Смерть судье!» С чего бы это, спросите вы? Итальянские болельщики были убеждены, что главный виновник поражения их команды в матче с Южной Кореей – судья. Эквадорский рефери отменил забитый итальянцами гол, не назначил стопроцентного пенальти в ворота корейцев и еще плюс ко всему удалил Франческо Тотти – одного из важнейших игроков итальянской сборной. В дополнительное время южнокорейский нападающий Ан Джун Хван забил золотой гол и тем самым сотворил одну из величайших сенсаций мировых чемпионатов – Южная Корея оставила Италию за бортом турнира. Видеоповторы ясно показывали, что Тотти удалили ни за что, а отмененный гол был забит без нарушения правил. Однако ничего сделать уже было нельзя, и сборной Италии пришлось паковать чемоданы.

Через четыре дня подобные сцены можно было наблюдать уже на улицах Мадрида. Сборная Испании также пострадала от рук южнокорейской команды. На этот раз судьи отменили три гола в ворота представителей Азии. И вновь видеоповторы четко показали, что по крайней мере два мяча в дополнительное время были забиты без нарушения правил, а значит, каждый из них должен был стать золотым для испанцев.

Две сомнительные победы Южной Кореи над грандами мирового футбола вызвали к жизни множество споров и дискуссий. После завершения чемпионата мира FIFA признала, что были допущены некоторые ошибки, но в целом встала на сторону судей, аргументируя это тем, «что они тоже люди».

Видеотехнологии как шаг вперед

Человеку свойственно ошибаться, и с этим не поспоришь. Но почему бы не воспользоваться современными технологиями и не свести риск ошибок в футбольном судействе к минимуму? Именно на эту тему сегодня, в преддверии Евро-2008, ведутся ожесточенные споры в FIFA, UEFA и национальных футбольных федерациях. Каждую неделю все новые и новые игроки и тренеры покидают стадион уверенными, что стали жертвами еще одного несправедливого судейского решения – арбитры продолжают показывать желтые карточки ни за что, удалять на ровном месте, отменять честно забитые голы, поднимать флажок, когда офсайда нет и в помине, игнорировать грубую игру и так далее.

Ирония же ситуации заключается в том, что миллионы телезрителей имеют возможность посмотреть эпизод еще раз и разобраться в ситуации, а арбитр на поле этого сделать не может. Самый знаменитый пример такого рода – это, без сомнения, гол Марадоны в ворота англичан, забитый «рукой бога». Всем болельщикам и комментаторам было ясно, что гол великий аргентинец забил рукой, судья же этого не заметил и указал на центр поля.

Что же крамольного в том, чтобы дать судье возможность посмотреть запись спорного эпизода? У противников видеоповторов есть масса серьезных аргументов – матч придется многократно останавливать, уменьшится значимость «человеческого фактора», авторитет судей будет подорван и тому подобное. Новый президент UEFA Мишель Платини предложил использовать не три, а пять арбитров, чтобы уменьшить число ошибок. По его мнению, два дополнительных арбитра должны размещаться в каждой из штрафных площадок. Официальный представитель UEFA так комментирует эту идею: «Добавив двух судей, мы сможем уменьшить число спорных эпизодов. Платини не хочет нарушать привычный ход футбольного матча видеоповторами, но понимает, что существующую систему нужно усовершенствовать». Платини известен как противник использования видеотехнологий в футболе. Он считает, что это уменьшит роль «человеческого фактора» в игре. В ходе предвыборной борьбы за кресло президента UEFA он отстаивал эту точку зрения: «Я против использования видеотехники в судействе. Нельзя выпускать джинна из бутылки. Если мы разрешим видеоповторы, то, кроме видеоповторов, ничего не останется».

И хотя такая позиция помогла Платини выиграть выборы, с ним согласны далеко не все. Его соотечественник, друг и главный тренер Arsenal Арсен Венгер считает, что мешать приходу видеотехники в футбол – значит препятствовать прогрессу. «Мы должны сделать все для того, чтобы помочь арбитрам, – считает Венгер. – Необходимо усовершенствовать процесс принятия судейских решений на поле. Они вынуждены быть беспомощными у всех на виду. Миллионная аудитория видит их ошибки на телеэкране, но ничего не может поделать. Если вы хотите, чтобы большой футбол не утратил популярности, нужно сделать все, чтобы правильные решения принимались как можно чаще. Возможно, 100-процентная справедливость в футболе действительно недостижима, но это не повод довольствоваться 60 процентами. Нужно найти способ приблизиться к 100-процентной отметке. То, что на чемпионате мира засчитывают гол, который Марадона забил рукой, – неправильно. Видеотехнологии – это шаг вперед».

Венгер не единственный наставник топ-клуба, считающий, что введение видеоповторов сделало бы игру более справедливой. Не так давно рефери отменил гол, забитый сербским защитником Manchester United Неманьей Видичем в кубковом матче. Видеоповтор однозначно свидетельствовал, что мяч пересек линию ворот, и хотя «Красные дьяволы» все же довели тот матч до победы, после игры главный тренер MU Алекс Фергюсон неистовствовал: «Нас могли выбить из кубка. Каждое судейское решение имеет сумасшедшее значение. В футболе на кону огромные деньги. Судейская ошибка может лишить команду титула или места в лиге. Я думаю, настоящие футбольные профессионалы считают внедрение новых технологий в игру давно назревшим шагом, хотя высшее футбольное руководство и противится этому нововведению. Однако мало кто будет спорить, что в финале последнего мирового чемпионата Зидан был удален лишь после того, как резервный арбитр увидел повтор эпизода на табло».

А как сохранить «человеческий фактор»?

Один из главных козырей сторонников видеоповторов – это то, что в других видах спорта, таких как теннис, крикет, регби и американский футбол, видеотехнологии широко и с успехом применяются. Что же в футболе такого особенного? Может быть, дело в банальном консерватизме? Или в опасениях, что это нововведение нанесет непоправимый удар по авторитету судьи? Соображения о том, что просмотр спорных эпизодов затянет игру, вряд ли состоятельны. Ведь матчи и так затягиваются из-за травм, нарушений, бурных выражений радости после забитых голов и тому подобных задержек. Часто можно увидеть, как арбитры разговаривают с игроками или совещаются с лайнсменами. Уход судьи с поля на несколько минут для совещания с «видеорефери» вряд ли может негативно сказаться на игре.
Пожалуй, самый серьезный аргумент противников видеоповторов – «человеческий фактор», значение которого после введения новой технологии будет значительно снижено. Арбитры часто становятся непосредственными участниками футбольного спектакля. В историю мирового футбола навеки вписаны и итальянский «фантомас» Пьер-Луиджи Коллина, и англичанин Грэм Полл, не так давно показавший три желтые карточки одному футболисту. Судейские ошибки – это богатейшая пища для разговоров в прессе, шуток, жестоких споров и даже драк. Не приведет ли появление «большого видеобрата» в футболе к тому, что игра станет сухой, стерильной? Нынешний президент FIFA Зепп Блаттер считает, что внедрение новых технологий необходимо футболу, но призывает быть осторожным и знать меру: «Мы не будем вводить систему видеоповторов и останавливать игру. Мы должны сохранить человеческий фактор, а это понятие включает в себя и судейские ошибки».

Однако Блаттер поддерживает введение технологии, которая позволила бы определить, пересек ли мяч линию ворот. Любой голкипер припомнит случай, когда в его ворота был засчитан мяч, так и не пересекший линию. Самый знаменитый случай такого рода произошел в дополнительное время финала чемпионата мира 1966 года, когда при счете 2:2 англичанин Джефф Херст пробил по воротам немецкой сборной. Рефери, не видевший, пересек ли мяч линию ворот, прислушался к мнению азербайджанского лайнсмена Тофика Бахрамова и гол засчитал. Именно так Англия победила Германию и стала чемпионом мира 1966 года. И хотя англичане до сих пор чрезвычайно горды своим достижением, при помощи современных технологий удалось доказать, что мяч в воротах так и не побывал, а «русский лайнсмен» (как Бахрамова до сих пор называют в Англии) ошибся.

Решит ли проблему «умный мяч»?

FIFA твердо намерена не допустить повторения таких случаев: титул чемпиона мира не должен присуждаться благодаря судейской ошибке. Технологии, позволяющие со 100-процентной точностью определить, пересек ли мяч линию ворот, уже тестируются. Речь идет о так называемом «умном мяче». Мяч со встроенным микрочипом – это совместная разработка компаний Adidas и Cairos. Система, в которую также входят 10 антенн, расставленных по периметру поля, была апробирована на юниорском чемпионате мира в Перу в сентябре 2005 года. Тесты показали, что «умному мячу» еще далеко до совершенства. Так, судьям пришлось несколько раз останавливать игру и менять мяч, так как крепление микрочипа ослабевало. В результате новшество так и не было продемонстрировано на чемпионате мира-2006 в Германии, как планировалось ранее, а было возвращено разработчикам для усовершенствования. Недавно FIFA объявила, что устройство будет готово к клубному чемпионату мира в Токио в конце этого года.

«Умный мяч» – это один из множества вариантов использования современных технологий, способных уменьшить число судейских ошибок. По крайней мере, никто не спорит с тем, что такое устройство улучшит игру и пойдет на пользу арбитрам, а вовсе не подорвет их авторитет. И если запуск этой системы окажется успешным, кто знает, может быть, наставникам команд удастся убедить футбольные власти в том, что время видеоповторов пришло. И все же многие фанаты игры считают, что «человеческий фактор» – один из ключевых элементов красоты и страсти футбола, и опасаются, что футбол перестанет быть футболом без привычных споров о том «был пенальти или не был». Весьма вероятно, что большинство футбольных болельщиков готово подписаться под словами блестящего оратора Дэвида Джеймса (и по совместительству вратаря сборной Англии): «Может быть, какие-то мелкие улучшения и возможны, но мы должны гордиться футболом в нынешнем его виде. Это наше достояние, и наша обязанность – оберегать его от сомнительных новшеств. Меня смущает стремление избавиться от присущих футболу шероховатостей. Это все равно что требовать перерисовать картины Моне и Ван Гога менее расплывчатыми мазками. Или прийти на концерт Pink Floyd и Oasis и услышать студийную запись. Нет уж, спасибо. Человеческий фактор – это ДНК футбола. Да, бывают кошмарные игроки и игроки-гении; некоторые судьи нуждаются в услугах окулиста, а некоторые могут похвастаться высокоразвитым шестым чувством – но именно это и составляет красоту футбола».