Впервые о спортивной генетике, как о самостоятельном направлении, заговорили на олимпийском научном конгрессе «Спорт в современном обществе» в Тбилиси в 1980 году. Первые серьезные исследования начались спустя три года. Для научной дисциплины это не возраст, если бы не факты. Для справки: в 1997 году с физической деятельностью связывали всего 5 генов; в 2000 – 24, прошлая версия карты генов 2004 года насчитывала 101 ген. На данный момент их известно уже 112, и теперь генетика способна диктовать свои условия функционерам большого спорта.
Сейчас основные исследования проводятся в США, где финансируются два больших проекта, которыми руководит Клод Бочар, один из основателей направления. На осуществление одного из проектов выделено 23 миллиона долларов. Надо заметить, что сейчас происходит интенсивная коммерциализация генетики, как науки. К работе над глобальным проектом «Геном человека» подключаются частные исследователи, вступающие в конкуренцию с институтами, финансируемыми правительствами ведущих стран, поскольку патенты, связанные с генетическими открытиями, могут принести невиданные прибыли фармацевтическим и медицинским компаниям. Задачами же генетики в спорте является раннее выявление задатков и адекватное вложение средств на воспитание высококлассного спортсмена-профессионала.
Чем дальше, тем очевидней, какую роль в спортивных достижениях играют «правильные» гены. Дети чемпионов в 50 процентов случаев имеют выраженные спортивные способности. Дети из семей, где и по материнской и по отцовской линии есть задатки, одарены уже в 70 процентов случаев. Изнуряющие тренировки, упорство в достижении результата, квалифицированные наставники – лишь одно из условий развития спортсмена топ-класса. Определяющим является удачное сочетание генов, а иногда даже наличие одного, но ключевого гена. Парадоксально, но ведь ген это ведь «всего лишь» часть молекулы ДНК, кодирующая необходимые качества.
Тем, кто хочет вложить средства в воспитание спортивных способностей ребенка, для начала надо просто посмотреть на родителей. Часто ли у маленьких родителей дети высокие? Скажем так, редко. И действительно, так называемые линейные размеры тела, это наиболее прогнозируемый наследуемый признак. С меньшей вероятностью наследуется мышечная масса. Еще с меньшей – качественные признаки – скорость, выносливость, работоспособность. Получатся, что тяжелоатлета «высчитать» без ошибки проще, чем, скажем, бегуна на дальние дистанции.
По мнению ученых, в возрасте 5-6 лет уже можно очень много о спортивном потенциале ребенка, исходя их его личных данных. Существует понятие генетических маркеров, то есть тех специфических признаков, которые говорят о настоящих способностях. Анализируются показатели телосложения, группы крови, уровень гормонов. Ребенку дают определенные задания, исследуя координацию, способность к усваиванию двигательных навыков и улучшению результатов после тренировок. Имеет значение даже дерматоглифика, или особенности кожных узоров на пальцах (чем больше завитков, тем лучше перспективы). Очень важен индивидуальный поход, так как феноменальные показатели в определенном возрасте могут оказаться просто результатом раннего развития. В таком случае к наступлению зрелости вундеркинд не будет отличаться от других людей.
Естественно, важно определить не только способности вообще, а выявить талант к определенной спортивной дисциплине. Скажем, человек, совершенно не способный к силовым видам, требующим резкости и мышечной массы, может прекрасно себя проявить там, где нужна выносливость, например в велоспорте. Также можно заранее выявить тех, у кого тренировки не будут давать никаких результатов. Это позволяет избежать лишних затрат времени и денег тем, кто по своей природе не сможет реализовать себя в спорте. Получается, то, что раньше выявлялось тренером фактически на уровне интуиции, теперь можно заранее высчитать математически.
Напомним, что главной целью разработок является выявление предрасположенности к тому или иному виду спорта, для последующего формирования программы развития способностей. А вот и пример того, когда с помощью современных методик можно предугадать то, чего делать нельзя. Иногда встречаются гены, носителю которых, тренировки и большие нагрузки не только бесполезны, но и опасны. Человек с такой наследственностью в результате занятий спортом получит гипертрофию сердечной мышцы, инфаркт и гипертонию. И для этих генов найдены свои маркеры, помогающие заранее распознать угрозу. Когда организм не может адекватно реагировать на повышенные требования, лучше сразу отказаться от нагрузок.
Известно, что такая тяжелая болезнь как сахарный диабет имеет четкую генетическую предрасположенность. Сейчас можно с помощью специальных анализов выявить гены, которые наверняка вызовут заболевание в будущем. Доказано, что у людей группы риска регулярные физические упражнения по полчаса 5 раз в неделю сводят вероятность заболеть практически к нулю. Эта методика во много раз эффективней таблеток. Учитывая то, сколько средств уходит на лечение диабета традиционными способами, можно признать, что генетический анализ с последующими спортивными рекомендациями представляет огромную экономическую выгоду.
Естественно, достижения генетики не остаются без внимания любителей допинга. Несколько лет назад были опубликованы данные о методе лечения врожденной мышечной дистрофии путем подсадки гена, ответственного за прирост мышечной массы. Вскоре стало ясно, что эта же методика, возможно, уже в ходу у спортсменов. Отметим, что в медицине испытания проводились только на мышах, людей же еще никто не лечил, опасаясь непредвиденных осложнений. В большом спорте идти на риск не боятся. Сейчас известны еще два гена, которые можно внедрять в организм с целью повышения спортивных показателей. Это ген, улучшающий кровообращение засчет перестройки кровеносных сосудов, и ген, повышающий продукцию гемоглобина.
Еще один вид такого допинга – это препарат эпоген, который сам геном не является, но зато помогает «проснуться» естественному гену, отвечающему за гемоглобин. Сегодня уже происходит то, что несколько лет назад казалось фантастикой. Факт его применения в элитном спорте доказан. Он уже запрещен антидопинговым агентством, несмотря на то, что методов его обнаружения еще нет. На разработку методик по его выявлению уже выделены большие деньги, хотя перспективы таких исследований туманны. Тем временем появляются сообщения о том, что разработана улучшенная версия этого препарата.
По прогнозам специалистов, первые «искусственные» суператлеты получат медали на олимпиаде 2012 года. Успехи генетики таковы, что факт их использования может оказаться решающим уже в ближайшем будущем. Уж очень велик соблазн применить методику, которую не «поймать» никаким анализом. Генный допинг – это совершенно иной уровень в сравнении с таблетками и прочей «химией» – ген внедряется в организм спортсмена с помощью специального вируса, следы которого найти пока невозможно. По-видимому, закулисные игры большого спорта в скором времени могут свестись к состязанию фармакологов и генетиков.