Сначала она стала первой в кикбоксинге, выиграв все, что только можно было выиграть в этом виде спорта. Затем перешла в любительский бокс и вновь достигла блестящих результатов. В 2003 году спортсменка подписала контракт с немецким клубом SES, и сегодня Наталья Рагозина – обладательница трех чемпионских поясов в профессиональном боксе по версии WIBF, WBA и GBU. О том, чем женский бокс отличается от мужского и станут ли они финансово равноправными, Наталья Рагозина рассказывает в интервью журналу BOLSHOI sport.
Женский профессиональный бокс – довольно молодой вид спорта. Во всяком случае, легализован он относительно недавно. Насколько динамично эта спортивная дисциплина сегодня развивается в России и мире? Может ли женский бокс реально претендовать на включение в программу Олимпийских игр, что активно обсуждается с 2002 года?
Если говорить о профессиональном женском боксе, то в России он делает лишь самые первые шаги. Без лишней скромности скажу, что происходит это в том числе и благодаря мне. На первые любительские соревнования я поехала в 1996 году, до этого их просто не было. Многие российские мужчины весьма скептически относятся к женскому боксу. Между тем в Европе, наоборот, все его очень любят. Что же касается Олимпийских игр, то даже в отношении мужского бокса периодически ведутся разговоры о его исключении из программы, а это означает, что о женском боксе говорить серьезно в этом смысле сейчас тем более не стоит.
В одном из интервью вы признались, что женщинам-боксерам очень сложно получить хороший контракт. А что вообще такое «хороший контракт» в этом виде спорта? И является ли таковым, например, ваш контракт с немецким клубом SES, ведь изначально его руководство было категорически против женского бокса? Кто оплачивает подготовительный процесс, спарринг-партнера и так далее?
Хороший контракт – это контракт, который тебя полностью устраивает и дает тебе возможность нормально жить. Я зарабатываю неплохо и по доходам среди женщин-боксеров занимаю второе место. Впереди меня – только Лейла Али. К сожалению, для России это нормальная ситуация, когда женщины получают в десять и даже пятнадцать раз меньше мужчин.
На сегодняшний день я вполне довольна своим контрактом. Но добиться таких условий удалось не сразу. Сначала мой менеджер действительно не хотел работать с женщинами, а потом я ему понравилась. Прошло три года, в настоящее время он мною очень доволен, я оправдала его ожидания, поэтому мы переписали контракт. Теперь все расходы оплачивает менеджер, тогда как раньше они ложились на мои плечи. Другие девчонки, к сожалению, живут без контракта. Пока, увы, для женского бокса это нормальная практика.
Мировой бокс знает примеры, когда мужчины способны заработать за один бой миллион долларов. А какова максимальная сумма, которую можете получить вы? И окажется ли женский бокс когда-нибудь на равных с мужским в финансовом плане – как произошло в конце концов в большом теннисе?
К сожалению, я не могу назвать цифры. Их должны знать только мой менеджер и я. Вопрос денег я вообще категорически не обсуждаю. А что касается финансового равенства между мужчинами и женщинами, то, на мой взгляд, рано или поздно это обязательно произойдет.
В одном из интервью вы признались, что встреча на ринге с Лейлой Али вам интересна не только потому, что она дает шанс стать абсолютной чемпионкой, но и потому, что Лейла – американка, а бой с представительницей этой страны всегда был вашей заветной целью. Означают ли ваши слова, что именно в Америке женский бокс находится на наиболее высоком уровне и спортсменки этой страны – сильнейшие в мире?
Я выиграла в любительском боксе все, что возможно. Вполне естественно, когда драться уже было не с кем, я захотела пойти в профессионалы и сразиться с Лейлой Али. Она была такая непобедимая, ну прямо звезда. А я думала: «Ничего подобного, американка не может быть сильнее русской». Хотя, надо признать, в США этот вид спорта развивается давно и намного динамичнее, чем в Европе. Американские спортсменки очень хорошо подготовлены, поэтому с ними намного интереснее драться. Но у них тоже имеются свои недостатки: есть техника, но нет силы. Поэтому я уверена, что разгромлю Лейлу Али.
Русский профессиональный мужской бокс испытывает сегодня серьезный кадровый голод, и в первую очередь речь идет о лицензированных боксерах-профессионалах. Для того чтобы стать профи, любителю надо менять технику и упорно нарабатывать силу. А какова ситуация в женском боксе? Насколько тяжело вам было перейти из любительского бокса в профессиональный?
Я начинала с кикбоксинга, и все мои знакомые девчонки пришли в бокс оттуда. Тут все то же самое, только без работы ног. Техника у каждого своя. Я, например, на месте не стою, постоянно двигаюсь. Да, многие хотят перейти из любительского бокса в профессиональный, но это действительно очень сложный процесс. В любительском боксе спортсменки получают копейки, поэтому желание уйти в профессионалы вполне естественно. Однако туда так просто не возьмут, нужны соответствующие данные. А в России особенно тяжело заключить хороший контракт.
В женском боксе грудь спортсменок защищена особо тщательно, из-за этого большинство ударов они нередко получают в голову. Не является ли женский бокс более опасным для здоровья, чем мужской? И в чем вообще различия между ними?
Женский и мужской бокс почти не различаются, все то же самое. Только девчонки злее и агрессивнее. А что касается защиты, то вы не правы: удары достаются не только в голову, очень часто бьют и в грудь и в корпус. Я сама всегда стараюсь попасть противнику именно в грудь, чтобы сбить ему дыхание. Но это характерно не только для бокса. В любом виде спорта ты хочешь нанести вред сопернику. Спорт вообще травмоопасен, и бокс здесь, конечно, не исключение.
У вас есть собственная манера ведения боя, но, формируя и оттачивая ее, вы наверняка изучали поединки знаменитых боксеров. Чья тактика вам наиболее близка? Если ли у вас кумиры?
Когда я начинала заниматься, то ориентировалась на Майка Тайсона и Костю Цзю. Готова была часами изучать и анализировать их бои. Сегодня все больше просматриваю собственные поединки, стараюсь понять, что сделала не так, что еще можно исправить и улучшить. На мой взгляд, моя нынешняя манера в большей степени похожа на тактику Роя Джонса. На ринге я так же, как и он, быстро и безостановочно двигаюсь. Но я никогда сознательно не копировала его стиль. Это просто случайное совпадение, что в спорте случается довольно часто. Многое человеку дается, как говорится, от Бога. Ты либо умеешь драться, либо не умеешь. А я умею это делать хорошо.