В последнем рейтинге самых богатых рэперов планеты – так называемом Hip-Hop Cash Kings, составленном журналом Forbes, – он занял первое место, заработав в 2006 году 34 миллиона долларов. Президент звукозаписывающего лейбла Def Jam Recordings и совладелец Roc-A-Fella Records, хозяин сети спортбаров «40/40» и один из акционеров баскетбольного клуба New Jersey Nets – таков сегодня Джей Зи, один из самых влиятельных шоуменов Америки и вызывающий пример торжества великой американской мечты.
Считается, что у рожденных в неблагополучных кварталах юных темнокожих американцев есть два способа выйти в люди – стать баскетболистом или податься в рэперы. Впрочем, настоящими звездами как NBA, так и рэп-сцены становятся лишь единицы. Некоторые находят другой способ устроиться в этой жизни – примыкают к криминальным группировкам и, как правило, не доживают до 25 лет. Уроженец Бруклина Шон Кори Картер, сегодня более известный под именем Джей Зи, в детстве мечтал о карьере баскетболиста, а в итоге стал одним из самых влиятельных рэперов Америки. И – приобрел собственную баскетбольную команду. Впрочем, для этого Джею пришлось пройти долгий и тернистый путь.
Когда Шону было двенадцать, отец ушел из дома без всяких объяснений. Как это часто бывает в афро-американских семьях, детей воспитывала мать. По ее рассказам, Шон постоянно выстукивал ритмы на кухонном столе и мешал всем спать. Еще он мечтал играть в NBA, но мечтам не суждено было сбыться. В Бруклине не имелось собственной команды, а значит, и баскетбольной школы. Вскоре юноша, бросив учебу, отправился работать в бакалейную лавку. Но вкалывать по 14 часов в сутки за небольшую плату нашему герою не понравилось. И он решил найти себя в другом бизнесе: начал приторговывать наркотиками. Деловая хватка паренька проявилась уже тогда, и дела у него, говорят, шли неплохо. Сегодня, будучи мультимиллионером, Джей Зи не любит вспоминать те времена «первоначального накопления капитала». А если и касается этой темы, то упирает на то, что другого выбора у него попросту не было. «Многие из моего гетто шли торговать наркотой, потому что больше не желали жить впроголодь и одеваться в секонд-хенде. Я не возвеличиваю и не оправдываю эту работу. Но у меня был единственный выбор – наркотики или нищета. У подростков из гетто редко есть из чего выбирать. Их вечные спутники – депрессия и безысходность», – говорит сегодня Джей.
С торговли наркотиками начинали многие рэперы. К счастью, наркобизнес не погубил талантливого паренька. В двадцать лет он впервые принял участие в импровизированном поединке рэперов. А вскоре стал настоящей звездой Бруклина, выиграв рэп-битву у другой местной знаменитости – MC Zai. Словом, юноша широкими шагами шел к большой славе и большим деньгам. Уже совсем забыв про свои баскетбольные амбиции, Шон, взявший сценический псевдоним Джей Зи, твердо решил реализовать себя в хип-хопе. В 1990-м он записал первый трек The Originators. Работа в студии так понравилась Джею, что он понял: пора уходить с улицы и заняться Большими Делами.
Сначала Джей пытался подписать контракт с одним из рекорд-лейблов, но из-за постоянных разборок между рэперскими кланами сделать это было непросто. Тогда он решил вложить все сбережения, заработанные на торговле зельем, в создание собственной звукозаписывающей компании Roc-A-Fella Records. И дело пошло. Собственно говоря, главной звездой этого лейбла первое время был сам Джей Зи, который в 1996 году выпустил дебютный сингл In My Lifetime, а затем и альбом Reasonable Doubt, достигший 23-го места в национальном хит-параде. Джеем заинтересовались такие монстры рэп-сцены, как Ноториус Биг, Пафф Дэдди и Мэри Джей Блайдж. Вместе с толстяком Ноториусом, Джей Зи отправился на гастроли по клубам Восточного побережья.
Увы, именно в это время разборки между кланами достигли своего апогея. Сначала в перестрелке был убит Тупак Шакур, неоднократно высмеивавший лидеров Восточного побережья – Паффа Дэдди и Ноториуса Бига. Поговаривали, что за убийством стоят люди из Бруклина. Спустя полгода, в марте 1997-го, неизвестные расстреляли и Ноториуса. Эти две смерти заставили ведущих рэперов пересмотреть свои взгляды на жизнь. Джей Зи был одним из тех, кто призывал покончить с криминальными войнами. Он заявил, что все конфликты будет решать отныне исключительно мирным путем.
Между тем популярность Джея продолжала расти. С уходом Тупака и Ноториуса именно он стал самой влиятельной фигурой на американской хип-хоп-сцене. Альбомы In My Lifetime и Hard Knock Life превратили его в суперзвезду. Спрос на рэп в конце 1990-х вообще был огромным, и Джей Зи с его суровыми, жизненными текстами очень полюбился публике. Правда, не обошлось и без ложки дегтя. Многим поклонникам артиста не понравился излишне коммерческий уклон его следующей работы – Life and Times of S. Carter, а также то, что многочисленные приглашенные певцы – такие как Мэрайя Кэри и Доктор Дре – затмили Джея на его же альбоме.
У Джея Зи началась депрессия. В декабре 1999-го его обвинили в том, что он ударил ножом сотрудника звукозаписывающей компании Рикардо Ривьеру, который якобы распространял пиратские копии нового диска исполнителя. На суде рэпер заявил, что не трогал Ривьеру, однако затем сознался в содеянном. Дело удалось замять – по слухам, Джей Зи заплатил Ривьере в качестве компенсации 600 тысяч долларов.
Новое тысячелетие Джей Зи также встретил ударно. Выпускал новые пластинки, снимал клипы, заключал контракты с молодыми и перспективными артистами. Вышедший 11 сентября 2001 года пятый диск The Blueprint мгновенно стал платиновым, невзирая на трагическую дату релиза. Благодаря концертному туру с соул-певцом Р. Келли Джей Зи заработал несколько миллионов долларов. А через год, засев в студию работать над Black Album, шокировал публику заявлением, что это будет его последний альбом.
И действительно, с тех пор имя рэпера появляется в прессе в основном в связи с событиями, далекими от мира хип-хопа. Хотя Джей Зи периодически принимает участие в чужих проектах и выступает с концертами (например, совместная работа с «альтернативщиками» Linkin Park), большую часть времени он посвящает бизнесу и любимой женщине – певице и актрисе Бейонсе Ноулз. Предпринимательские способности музыканта действительно уникальны. Например, основав марку одежды Rocawear, он сумел через пять лет продать ее компании Iconix за 204 миллиона долларов. Состояние Джея Зи приближается сегодня к отметке в 600 миллионов долларов. Неплохие деньги для человека, начинавшего с работы в бакалейной лавке.
Джею принадлежит один из самых популярных спортбаров в Нью-Джерси – «40/40». И у него большие планы относительно продвижения этого бренда. В ближайшие месяцы состоится открытие клубов «40/40» в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе и Сингапуре. А в прошлом году Джей Зи подписал контракт с компанией Anheuser-Busch на рекламу Budweiser, одного из самых популярных в США сортов пива.
«Я вырос на улицах Бруклина, играя в баскетбол и мечтая о профессиональной карьере в NBA. Но моей мечте не суждено было сбыться. Зато теперь я хочу подарить эту мечту сотням мальчишек. Я хочу, чтобы каждый из них имел шанс стать игроком New Jersey Nets» – так пафосно объясняет Джей Зи свое решение стать одним из совладельцев баскетбольного клуба.
New Jersey Nets сменил хозяев конце 2004 года. Компания Forest City Ratner Companies, одна из крупнейших строительных корпораций Америки, заплатила за клуб 300 миллионов долларов. Сколько именно вложил в этот проект Джей Зи, вошедший в состав группы инвесторов, неизвестно. Купив клуб, Брюс Ратнер, президент Forest City Ratner Companies, объявил, что собирается перебазировать его в Бруклин и построить там новую арену на 20 тысяч зрительских мест. Помимо универсальной площадки, которая может использоваться и как концертный зал, планируется также возвести офисную башню и несколько тысяч жилых апартаментов. Кроме того, при стадионе будет действовать баскетбольная школа, которой так не хватало когда-то маленькому Джею, мечтавшему попасть в NBA. Бюджет всего проекта составляет сегодня 4 миллиарда долларов, предполагаемые сроки реализации – начало 2009 года. Если замысел Ратнера воплотится в реальность, Бруклин ждет одна из самых масштабных реконструкций в его истории. Эксперты уверяют, что только обнародование проекта уже вызвало повышение цен на недвижимость в этом районе Нью-Йорка.
Но для Джея Зи и сотен тысяч его фанатов главное в переезде New Jersey Nets – не грядущая модернизация Бруклина, а то, что самый рэперский район Америки получит, наконец, профессиональную баскетбольную команду. Кстати, такая когда-то здесь существовала. Однако в 1958 году Brooklyn Dodgers перебазировалась в Лос-Анджелес и стала называться Los Angeles Dodgers. Переезд клуба был вызван тем, что пятьдесят лет назад власти Нью-Йорка не разрешили построить в Бруклине спортивную арену, почти такую же, как сегодня предлагает Брюс Ратнер. Но в отличие от своих предшественников, глава Forest City Ratner Companies настроен куда более решительно. Не исключено, что Джей Зи, уроженец Бруклина и самый влиятельный рэпер Америки, понадобился Ратнеру именно для того, чтобы переломить общественное мнение Нью-Йорка. Косвенно это подтверждает и сам музыкант. «Я не мог ничего сделать, когда Dodgers выгоняли из Бруклина, но сегодня судьба New Jersey Nets – в моих руках. И в NBA должен появиться клуб Brooklyn Nets», – заявляет Джей Зи. А он всегда добивался своего.
Баскетбольный клуб New Jersey Nets, одним из счастливых владельцев которого сегодня является рэп-идол Америки Джей Зи, был основан в 1967 году как New Jersey Americans, затем переименован в New York Nets, а в 1977 году получил свое нынешнее название.
New Jersey Nets начал выступать в NBA еще с сезона 1976/1977, однако в число сильнейших клубов ассоциации вошел лишь в начале третьего тысячелетия. Дважды выступал в финале плей-офф, где в 2002 году проиграл Los Angeles Lakers (0:4), а в 2003-м – San Antonio Spurs (2:4). В двух последних сезонах New Jersey Nets выбыл из плей-офф на стадии четвертьфинала.
Имена бывших игроков клуба New Jersey Nets Нэта Арчибальда, Рика Бэрри, Джулиуса Ирвинга и Дражена Петровича увековечены в Зале баскетбольной славы.
$325 000 000 – общая стоимость клуба New Jersey Nets (Данные по итогам сезона 2005/2006)
$115 000 000 (35%) – спорт
$112 000 000 (35%) – маркетинг
$61 000 000 (19%) – стадион
$37 000 000 (11%) – бренд