Змеелов

Большой спорт №6-8 (26) Лето 2008
Дмитрий Маслов
Несмотря на то что кайтсерфинг только набирает популярность в России, в стране уже есть спортсмен, стабильно показывающий результаты мирового уровня.

Несмотря на то что кайтсерфинг только набирает популярность в России, в стране уже есть спортсмен, стабильно показывающий результаты мирового уровня. В частности, в апреле на этапе PKRA World Tour во Франции Петр Тюшкевич занял третье место, опередив многих признанных фаворитов. О своем пути в профессиональный кайтсерфинг, об уровне развития этой дисциплины в России, о планах на сезон и карьеру в целом Петр Тюшкевич рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Вы довольны своими выступлениями в текущем PKRA World Tour? Какие задачи ставите перед собой на сезон?

Пока доволен, тем более что выступал после значительного перерыва. На первом же своем этапе во Франции я занял третье место, надеюсь продолжить в том же духе, почаще появляться на подиуме. По итогам сезона хочу попасть в первую пятерку в общем зачете.

У вас есть любимый этап в PKRA World Tour?

Как и многие райдеры, я предпочитаю этапы, проходящие в жарких странах, например в Венесуэле или Доминиканской Республике. Но эти этапы одновременно и самые сложные: в благоприятных карибских условиях соперники выступают лучше, чем в Европе, где, как правило, холодно и промозгло.

Значительную часть минувшего сезона вы пропустили из-за травмы. Как чувствуете себя сейчас?

Я еще не успел полностью вылечиться, хотя и вернулся в PKRA World Tour на последних этапах прошлого сезона. Но, думаю, в ближайшее время буду в полном порядке.

Как вы считаете, в чем основные причины травм в кайтсерфинге?

Это все же экстремальный вид спорта. Уровень сложности растет, появляются специфические травмы. Есть и типичные для райдеров проблемы – разрыв связок колена, смещение позвоночных дисков. К сожалению, тело не всегда справляется с теми нагрузками, которые предполагает кайтсерфинг.

Вы очень редко выступаете на внутрироссийских соревнованиях. С чем это связано?

Дело в том, что по времени они часто совпадают с этапами PKRA World Tour. Но когда есть возможность, я стараюсь принимать в них участие, езжу с показательными выступлениями, даю уроки. В нынешнем году на этапе PKRA World Tour в Венесуэле выступали россияне Сергей Бельмесов и Евгений Новожеев. Уровень их мастерства значительно вырос по сравнению с прошлым годом. Думаю, что в следующем сезоне у них есть неплохие шансы войти в десятку сильнейших.

Вы не раз говорили, что своим успехом во многом обязаны тренеру Алексею Кашину. Как оцениваете уровень подготовки российских специалистов в кайтсерфинге?

Кайтсерфинг пока не настолько популярен в России, чтобы здесь появилось много профессиональных тренеров, но человек, который будет следить как за планированием нагрузок, так и за психологическим состоянием, спортсмену в любом случае нужен. Кашин не профессиональный наставник, но он давно занимается спортом, мы вместе разрабатываем систему тренировок, чтобы подойти в наилучшей форме к конкретным соревнованиям. Заимствуем элементы из гимнастики, фигурного катания, других видов.

_Где вы в основном тренируетесь – на суше или на воде? _

Пятьдесят процентов занятий проходят на воде, остальное – бег, общефизические упражнения, растяжки. Последним я сейчас стал уделять много внимания, заимствую элементы йоги, потому что растяжение и разрыв связок – самые распространенные травмы в кайтсерфинге.

Какое количество оборудования вы берете с собой на этапы PKRA World Tour?

Как правило, около девяти кайтов и трех досок, ведь нередко мы перемещаемся с этапа на этап без заезда домой. Правильно выбрать размер кайта – одна из самых сложных задач на соревнованиях, ведь условия нередко меняются уже по ходу: ветер то стихнет, то поднимется. Профессионализм в том и состоит, чтобы кататься на кайте не того размера, который тебе нравится, а на подходящем к конкретным условиям.

Участники PKRA World Tour живут в основном за счет призовых или спонсорских контрактов?

Преимущественно за счет контрактов. Призовые – это, скорее, «карманные» деньги. У меня несколько спонсоров: одни предоставляют оборудование, другие оплачивают поездки, третьи помогают финансово. Райдеры, входящие в первую двадцатку PKRA World Tour, спонсируются именно по такой схеме, однако для российского кайтсерфинга это пока нетипично.

_А Росспорт или какие-либо еще спорткомитеты кайтсерфингом не интересуются? Как вы оцениваете олимпийские перспективы этого вида? _

Я увлекся кайтсерфингом с подачи сво­его отца. Сначала тренировался в основном в Испании, потом в Санкт-Петербурге. Когда стал показывать хорошие результаты на соревнованиях, ко мне появился интерес. Сегодня кайтсерфинг становится модным – все хотят попробовать «покататься на змее». Но об олимпийских перспективах в обозримом будущем, на мой взгляд, говорить рано. Однако со своей стороны я сделаю все, чтобы популяризировать эту дисциплину в России.

Вы уже задумывались о том, до какого возраста будете профессионально заниматься кайтсерфингом и чему посвятите себя по окончании карьеры?

Сейчас все лидеры PKRA World Tour – молодые парни в возрасте от 18 до 23 лет. Тем, кто младше или старше, технически и физически тяжело выполнять некоторые элементы. Сам думаю выступать еще несколько лет, затем собираюсь заняться, например, съемками обучающих фильмов, спортивной фотографией, рекламой. Я учусь на историческом факультете Санкт-Петербургского университета, история мне нравится, но не уверен, что именно с ней свяжу свою дальнейшую жизнь.