Вейкбординг по-прежнему остается в России экзотической и почти незнакомой массовому болельщику дисциплиной. Пожалуй, единственный райдер, известный среднестатистическому жителю страны, – это ведущий телеканала MTV Юрий Пашков. О том, как он чувствует себя в роли «лица русского вейкбординга», а также о своих спортивных достижениях и планах Юрий Пашков рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Вам 32 года, большинство сильнейших российских вейкбордистов гораздо моложе. Как чувствуете себя в их компании?
Я же не виноват в том, что вейкбординг поздно пришел в Россию. Я начинал со сноуборда, меня учил Андрей Лавров «Перестрелка». В 2001 году, имея пятилетний опыт катания на сноуборде, приехал на чемпионат страны по вейкбордингу. Друг предложил попробовать, я болтался за катером как сосиска, но меня так поразила возможность двигаться по воде со скоростью 40 километров в час, что решил продолжать. Через два года уже занял шестое место на чемпионате Москвы в открытой категории. Свой первый трюк я выучил на четвертом году катания, это было вращение на 360 градусов. Потом пришли элементы сальто, вращение на 540 градусов. В 2006-м я стал вице-чемпионом России. Сейчас вхожу в национальную сборную, планирую попасть на чемпионат Европы во Францию. Самые титулованные мировые райдеры – примерно моего возраста, они просто катаются в свое удовольствие, работают над стилем. На Wake World Russia Cup приезжал 32-летний Шон Мюррей, так он может выполнить такие элементы, что молодым россиянам и не снились. Я считаю, что вейкбординг создан для того, чтобы люди получали от него положительные эмоции.
Как самый известный рядовым россиянам вейкбордер, вы чувствуете особую ответственность за популяризацию этого вида спорта?
Конечно, ведь я еще и медийный персонаж. На соревнованиях меня чаще снимают, берут интервью. Стараюсь популяризировать вейкбординг, пишу о нем статьи, причем бесплатно, просто потому, что мне это приятно. Так уж вышло, что из публичных людей в России им занимаюсь лишь я один. Приятно, когда тебя благодарят за материалы, просят совета, приглашают покататься к себе. Два года назад в Москве насчитывалось 10–15 вейкбордистов, сегодня – полторы-две тысячи. В столице уже 15–20 катеров мирового уровня, а года два назад было два-три. Своего катера у меня нет, его содержание – слишком хлопотное дело.
Какие у вас планы на текущий сезон?
Май выдался неудачным с точки зрения погодных условий – дожди, холод, так что сезон будет короче предыдущего. Я хочу поучаствовать почти во всех календарных соревнованиях: Wake World Russia Cup, Кубке и чемпионате Москвы. Надеюсь, что городские соревнования будут закрытыми и к ним допустят только столичных райдеров. В августе рассчитываю выступить на чемпионате Европы. Амбициозных планов не строю, просто мечтаю покататься с сильнейшими спортсменами континента. До этого турнира мне необходимо отточить несколько трюков, входящих в высшую категорию сложности, например мобиусы (сальто, совмещенные с вращениями вокруг своей оси), а также поработать над амплитудой.
Как удается совмещать тренировки и соревнования с работой на MTV?
Когда намечается командировка от канала, первым делом узнаю, нет ли поблизости мест, где можно позаниматься. Если есть – везу с собой оборудование. В Европе немало подходящих для этого озер и рек. Что касается России, то летом на телевидении мертвый сезон, остается время покататься в моем любимом Строгине, где я тружусь инструктором по вейкбордингу. Из зарубежных стран очень нравится Таиланд. Хочу съездить в Ригу, а также в итальянский город Риети на берегу горного озера.
Вы следите за тем, что происходит в мировом вейкбординге?
Да, мне интересно, кто входит в первую десятку на крупнейших мировых соревнованиях, тем более что большинство этих людей я знаю лично. Шон Уотсон, Шэйн Бонифай, Чед Шарп и Кейт Лаймон – если их стили сложить воедино, получится идеальный для меня стиль. Хотя и мой собственный достаточно уникален.
Не хотите попробовать себя в качестве организатора вейкбордических контестов?
Сейчас мы вплотную занимаемся съемками полнометражного вейкбордического видео с сильнейшими российскими райдерами. Я исполнительный продюсер этого проекта. Объедем несколько городов, построим кучу перил, обкатаем, отснимем, смонтируем и ближе к зиме покажем в кинотеатрах. Если удастся заключить договор с компанией, которая займется продажей этого видео, будет здорово. А если фильмом заинтересуются за границей – еще лучше. Что касается организации соревнований, не хочу в это лезть: я, скорее, творческая единица, а не менеджер.