«Популярность BMX стала настолько высока, что пришла пора включить эту дисциплину в программу Игр» – так прокомментировал решение МОК о присвоении суперкроссу на велосипедах BMX олимпийского статуса Жак Рогге. Чтобы дебютировать с женскими и мужскими состязаниям по BMX в Пекине, Международному союзу велосипедистов (UCI) пришлось пожертвовать двумя видами трековых дисциплин – гитом на 1 километр у мужчины и гитом на 500 метров у женщин. Но чиновники и МОК, и UCI были уверены, что игра стоит свеч. BMX стал третьим молодежно-альтернативным видом спорта, получившим олимпийскую прописку. В 1988 году к участию в Играх был допущен сноуборд, а в 1996-м – маунтинбайк. Очевидно, что тенденция к экстремализации олимпийской программы сохранится: развиваться дальше без подобных дисциплин спорт высших достижений вряд ли сможет.
Времена, когда в олимпийскую программу брали кого ни попадя, давно прошли. Сегодня высшие чиновники Международного олимпийского комитета не скрывают, что программа летних Олимпиад раздута буквально до неприличия. В такой ситуации, чтобы попасть на Игры, виды-кандидаты должны выдержать жесткий отбор. Но BMX перепрыгнул сложные препятствия одним махом. Президент МОК Жак Рогге и его коллеги посчитали, что экстремальное катание на миниатюрных велосипедах сможет стать «свежей кровью» для всего мирового олимпийского движения.
Секрет популярности BMX отчасти кроется уже в его названии. Bicycle Moto Extreme в переводе на русский означает «велосипед для мотоэкстрима». И конечно же, в современном мире слово «экстремальный» синонимично понятию «молодежный». Именно подростки в свое время и стали основателями теперь уже олимпийского вида спорта.
В конце 1960-х годов в США огромную популярность среди калифорнийских тинейджеров приобрел мотокросс. Однако подрастающее поколение к этой яркой, зрелищной, но травмоопасной дисциплине не допускали, а запретный плод, как известно, сладок. Вот тинейджеры и придумали ему замену, использовав вместо мотоциклов маленькие велосипеды. Все остальное здесь было почти по-взрослому: самодельные треки с препятствиями и трамплинами, защита и шлемы, как у старших товарищей-мотокроссменов. Постепенно это развлечение стало модным по всей Калифорнии. Компании, почувствовавшие конъюнктуру рынка, наладили серийное производство легких маневренных и прочных велосипедов с маленькими 20- и 24-дюймовыми колесами и усовершенствованными тормозами. Так новый вид спорта покорил детей и подростков Америки, начав затем победоносную экспансию и на другие континенты.
Первые соревнования по BMX в Европе состоялись в 1978-м. А три года спустя была создана Международная федерация BMX, почти сразу, в 1982-м, организовавшая первый чемпионат мира. С 1993-го перспективный вид спорта взял под свое крыло Международный союз велосипедистов (UCI), солидная и богатая организация, давно проводящая турниры по еще одной экстремально-молодежной дисциплине – маунтинбайку. Кстати, ее тоже можно назвать относительным новичком Олимпийских игр: дебютные соревнования горных велосипедистов состоялись в 1996-м в Атланте. Теперь настала очередь и BMX, который в UCI развивают по всем канонам профессионального спорта. Сегодня уже существует серия коммерческих стартов, найден титульный спонсор, проводятся семинары для тренеров, спортсменов и судей.
Большую роль в процессе признания BMX (а ранее и маунтинбайка) сыграл бывший президент UCI Хайн Вербрюгген, ныне глава Генеральной ассоциации международных спортивных федераций (GAISF). Он всегда с симпатией относился к молодежно-экстремальным направлениям, лоббируя их интересы в МОК. Неудивительно, что летом 2003-го под напором энтузиаста Вербрюггена его коллеги признали очевидное: Жак Рогге публично назвал BMX зрелищным и увлекательным видом спорта, открыв ему дорогу на Игры. Хайн на этом не остановился. Сейчас он пытается интегрировать в олимпийское движение популярный у подростков и экстремалов скейтбординг.
Впрочем, тот факт, что в последние десятилетия МОК постоянно обращает свое внимание на так называемые альтернативные виды спорта, вполне объясним и предсказуем. Если игнорировать любимые молодежью спортивные увлечения, популярность Олимпиад пойдет на спад. А вместе с этим снизятся и многомиллиардные доходы от телетрансляций. Вот почему в программу летних и зимних Игр включены триатлон, пляжный волейбол, гребной слалом, фристайл, сноуборд, маунтинбайк и BMX – дисциплины, ориентированные отнюдь не на пенсионеров. Функционеры МОК не могут не замечать коммерческого успеха американских X-Games, своего рода Олимпиады экстремальных дисциплин, и пытаются собирать самые «сливки» альтернативного спорта. Так было со сноубордом (в программу зимних Игр включили только параллельный слалом, борд-кросс и хаф-пайп) и с маунтинбайком (из всего многообразия счастливый билет вытянул лишь кросс-кантри).
Вот и из BMX в Пекине мы увидим только самую раскрученную и популярную разновидность – рейсинг, или суперкросс. Именно с этой кроссовой дисциплины и начался «велосипедный мотоэкстрим». Но возможности велосипеда для BMX таковы, что вскоре в молодежной среде в моду вошли также флэт (катание и трюки на абсолютно ровной асфальтовой площадке), стрит (где для велосипедных трюков используются лестницы, перила, парапеты и остальные элементы городской архитектуры) и верт (трюковое катание в специальной рампе). Тот же верт очень похож на олимпийскую дисциплину хаф-пайп в сноуборде и весьма популярен в Америке. Однако велосипедный фристайл олимпийских чиновников (как, кстати, и велосипедных из UCI) совершенно не впечатляет, да и многие спортсмены и тренеры в BMX-рейсинге смотрят на фристайлеров сверху вниз, не считая их спортсменами в полном смысле этого слова. Хотя, даже если забыть о сноуборде, в олимпийском движении уже с успехом существуют близкие верту по духу дисциплины – например, фигурное катание, спортивная гимнастика и прыжки на батуте. Все это трюковые по своей сути виды.
Что же касается суперкросса, его правила очень напоминают сноубордический кросс. Состязания проходят на специальных трассах протяженностью 350–370 метров, которые изобилуют разнообразными трамплинами и препятствиями (в общей сложности их около десяти). Вначале проводится индивидуальная квалификация, затем в зависимости от показанных результатов формируются заезды плей-офф, в каждом участвует по восемь спортсменов. Четверка лучших проходит дальше, остальные вылетают. Поскольку участники соревнуются все вместе, внештатные ситуации, которые так любят болельщики (неожиданные столкновения, эффектные вылеты и сенсационные финалы заездов), гарантированы. К примеру, на Олимпиаде в Турине именно в борд-кроссе произошел один из главных конфузов зимних Игр-2006: лидировавшая с запасом американка Линдсей Джакобеллис с таким увлечением начала приветствовать публику, что упала на последнем трамплине и финишировала только второй. Кто знает, возможно, в Пекине мы увидим нечто похожее в BMX. «Трассы протяженностью 370 метров для мужчин и 350 метров для женщин очень сложны, скорости порядка 60 км/ч, разгоняться приходится с 8-метровой рампы. Причем наша «гора разгона» даже круче, чем у прыгунов с трамплина, хотя протяженность полетов с нее “всего лишь” 10–12 метров», – рассказал «Большому спорту» главный тренер сборной России по BMX Валерий Никифоров. По словам технического делегата UCI Йохана Линдстрема, BMX-трек в столице Китая получился просто превосходным: одновременно и безопасным, и чрезвычайно трудным, сочетающим в себе спринтерские скоростные участки, где очень важен качественный педаляж, технические секции и, конечно же, места для зрелищных прыжков.
Однако до Пекина добрались далеко не все. Российские спортсмены не смогли завоевать путевки на Олимпиаду, хотя 19-летний лидер команды Евгений Комаров был близок к этому. На прошедшем в конце мая – начале июня на Тайване чемпионате мира-2008 русскому ВМХ-рейсеру было достаточно выйти в четвертьфинал, однако он выбыл на стадии 1/8 финала. Причина неудачи лежит прежде всего в области психологии. По физическому уровню, несмотря на отсутствие отработанной методики тренировок, российские спортсмены мало в чем уступают иностранным коллегам. Возможно, в светлом для BMX будущем российские рейсеры наберутся достаточно опыта и уверенности в себе, чтобы не пытаться имитировать удачные действия соперников, а самим диктовать условия на треке. Хотя для этого не помешало бы «вариться» на международной арене с 5–6 лет – именно в таком возрасте дети получают право участвовать в чемпионатах мира по BMX – виду спорта, которому сегодня действительно покорны все возрасты.