Вывести русский парусный спорт на принципиально иной уровень развития, расширить границы его целевой аудитории и придать ему по-настоящему национальный масштаб – именно такую задачу ставит перед собой Всероссийская федерация парусного спорта. Журнал «Большой спорт», выступающий ее информационным партнером, полностью поддерживает это стремление и потому намерен уделять парусному спорту особое внимание на своих страницах. Об истинном духе яхтинга размышляет пресс-секретарь ВФПС Дмитрий Ромашов.
Говоря о культуре яхтинга, очень важно удержаться от двух вещей: попытки развенчать миф о нем как о благородном виде спорта и подмены понятия «благородный» понятием «богатый». Такая подмена порождает представление о яхтинге как о закрытом спорте. В действительности заниматься им может любой человек, все зависит лишь от наличия у него определенных качеств.
История этой уникальной спортивной дисциплины тесно связана с самой историей человечества. Современный яхтинг впитал в себя всю романтику и опасность первых плаваний и первых открытий. Он помнит пиратов и блеск великолепных шхун, принадлежавших самым знатным семействам Европы, он зиждется на смелости яхтсменов-одиночек и азарте олимпийских побед.
Столь же уникальны и требования, которые парусный спорт предъявляет к своим приверженцам. Необходимость ежесекундного системного анализа множества внешних факторов и десятки настраиваемых параметров лодки требуют высокого интеллектуального уровня, недаром яхтинг называют «шахматами на воде». Чувство риска и осознание ответственности за судно и команду воспитывают тех спокойных и мужественных яхтсменов, образы которых известны по книгам и фильмам. Осознавая катастрофически снизившийся сегодня уровень моральных требований к человеку, сложно переоценить значение этого социального явления – особенно если учесть, что хождение под парусом популярно среди людей, занимающих высокое положение в обществе.
Но было бы ошибкой считать яхтинг занятием лишь для определенного, достаточно узкого социального круга. Постигать это искусство без значительных финансовых затрат ребенку позволяет распространенная в советское время и последовательно возрождаемая сегодня система яхт-клубов. Правильно организованные, они представляют собой своеобразные спортивно-культурные центры, где дети всесторонне развиваются, приобретая необходимые настоящему яхтсмену навыки. Любой европейский яхт-клуб имеет в своем распоряжении богатую библиотеку, кинозал, музей. Красота и эстетизм, присущие парусному спорту, воспитывают чувство вкуса и стиля. В джентльменский набор качеств выпускника клуба входит также умение своими руками ремонтировать и совершенствовать судно. Получившие подобное воспитание в большинстве своем хранят верность яхтингу и даже в повседневной жизни руководствуются его главными принципами.
С точки зрения организации мероприятий, целевой группы и формата компаний-спонсоров парусный спорт делится на два вида: олимпийский, включающий в себя гонки на небольших швертботах с экипажем от одного до трех человек, и гонки крейсерских яхт.
Целевая группа олимпийского яхтинга – это широкие массы активного населения. В его развитии как программы по оздоровлению общества, в достижении лучших результатов на международном уровне заинтересовано само государство. Именно поэтому развитие олимпийских классов частично финансируется властями. Для частных спонсоров поддержка олимпийского парусного спорта – не только средство имиджевого позиционирования бренда в средствах массовой информации, но и форма социальной ответственности бизнеса. В освещении гонок детских и олимпийских классов принимают участие известные российские СМИ, а аудитория международных регат – это, как правило, значительная часть населения стран-участниц. Соответственно, и круг компаний, для которых спонсирование олимпийского яхтинга наиболее целесообразно, ограничен крупными бизнес-структурами, заинтересованными в широкой рекламе на национальном и международном уровнях.
Регаты солидных крейсерских яхт с многочисленными экипажами – наиболее зрелищный вид парусного спорта. Их участники и зрители – достаточно ограниченный круг людей, для которых это прежде всего страсть и хобби, а вовсе не основной вид деятельности. В Европе в регатах принимают участие члены большинства королевских семей, известные бизнесмены и политики. Они носят характер не просто спортивных, а еще и светских мероприятий, поэтому привлекают внимание прессы и получают поддержку брендов сегмента luxury. Парусная атрибутика присутствует в фирменном стиле и рекламных кампаниях таких часовых марок, как Officine Panerai, Girard-Perregaux, Ulysse Nardin, Rolex. Отборочный тур Кубка Америки, старейшего в мире яхтенного соревнования, носит название Louis Vuitton Cup. Автомобильный концерн Audi, по стоимости новых моделей вплотную приблизившийся к производителям спортивных автомобилей, в 2007 году приобрел у часовой марки Breitling права на MedCup – мировой кубок одного из самых престижных классов яхт TransPac-52. Тем не менее между гонками и на торжественных церемониях царит по-настоящему демократичная атмосфера и все спортсмены общаются на равных.
Привлеченные высоким социальным статусом многих поклонников яхтинга, все больше спонсоров участвуют в парусных мероприятиях. Стараясь максимально подчинить регаты интересам позиционирования своих марок, они превращают гонки в красочные шоу, лишая их тем самым неповторимого духа. К примеру, менее чем за десять лет, прошедших с момента приобретения шведским автомобильным концерном Volvo известнейшей кругосветной регаты Whitbread Round the World Race, были реформированы практически все ее традиции. Яхтсмены из аристократов превратились в одинаково сильных и ловких атлетов, команды приобрели характер своего рода бизнес-единиц, а судна, вопреки устоявшейся морской практике, могли несколько раз в течение одной гонки поменять название – исключительно по коммерческим причинам.
Судьба русского парусного спорта во многом повторяет судьбу страны. Изначально развиваясь с небольшим отставанием от европейского уровня, он был отброшен революцией на много лет назад. Сегодня он возрожден силами энтузиастов, приобрел новый формат и источники финансирования – и должен вновь занять достойное место в мире. Но темпы возрождения в российском обществе культуры, без которой становление яхтинга невозможно, замедляют этот процесс. Сказываются практически полная утрата материальной базы, провал в воспитании новых поколений яхтсменов, произошедшие при смене политического строя.
Проблема заключается и в отсутствии опыта подачи гонок. Труднодоступность гоночных акваторий не позволяет привлекать значительное число зрителей. А сложность понимания основных принципов движения яхты и многочисленных правил парусного спорта требует хорошо продуманной трансляции соревнований: большого количества телекамер в труднодоступных участках акватории и на суднах, соответствующего монтажа, комментария специалиста.
Гармоничному развитию столь уникального и ценного явления мешает также отсутствие понимания его духа и идеологии. Попытка поместить яхтинг в не свойственный ему формат приводит к потере интереса со стороны спонсоров и общества в целом.
И тем не менее сейчас Россия активно перенимает мировой опыт организации состязаний по этому благородному виду спорта, стремится повысить уровень своей культуры. А значит, можно рассчитывать, что уже в ближайшее время в русских акваториях мы увидим красивые и профессионально организованные регаты.