В Древней Греции победителя Олимпийских игр венчали «котиносом» – венком из дикой оливы, перевитым белыми лентами. На первой современной Олимпиаде 1896 года чемпионы награждались позолоченными серебряными медалями, а спортсмены, занявшие вторые места, получали бронзовые награды. За третье место медалей не полагалось. Лишь на Олимпиаде 1904 года в Сент-Луисе установилась традиция вручать лучшим из лучших золото. История мирового спорта знает тех, кто удостаивался этой чести семь, восемь и даже девять раз.
В олимпийской программе есть три вида спорта, позволяющие атлетам демонстрировать подлинный универсализм и завоевывать наибольшее количество медалей. Это гимнастика, плавание и легкая атлетика. Именно они подарили истории мирового спорта четверых олимпиоников-рекордсменов, девятикратных чемпионов Игр.
В этой компании величайших из великих есть спортсменка, чье достижение, вероятно, не будет превзойдено уже никогда: советская гимнастка Лариса Латынина завоевала на трех Олимпийских играх (1956, 1960 и 1964) восемнадцать медалей, ровно половина из которых были золотыми. Интересно, что в гимнастику она пришла случайно, когда перебралась из Херсона в Киев для учебы в Политехническом институте. Прежде Лариса занималась балетом, однако когда ее хореограф уехал из города, была вынуждена бросить искусство. Так мир потерял, возможно, прекрасную балерину, но приобрел несравненную гимнастку.
На Олимпиаде-56 Латынина вела упорную борьбу за первенство с венгеркой Агнеш Келети, и в одном из видов программы – в вольных упражнениях – они поделили первое место. Всего же Келети получила тогда четыре золотые медали и две серебряные, а Лариса – также четыре золота, серебро и бронзу. Но если для 35-летней венгерки Игры в Мельбурне стали последними, то у ее 22-летней соперницы впереди были еще две Олимпиады. Рим-60 принес ей три чемпионских титула, Токио-64 – два. Общее же количество наград на каждых Играх оставалось неизменным: шесть. Как были неизменными и победы этой гимнастки в вольных упражнениях и командных состязаниях.
На трех Олимпиадах (1920, 1924 и 1928) лучший бегун на средние и дальние дистанции своей эпохи участвовал в двенадцати стартах. Девять он выиграл, трижды становился серебряным призером. Кто знает, быть может, в 1932 году Пааво Нурми смог бы пополнить свою коллекцию, но 35-летнему спортсмену запретили участвовать в Олимпиаде: периодически получая за свои выступления материальное вознаграждение, он стал считаться профессионалом. Впрочем, 12 олимпийских медалей – и без того рекордный показатель для легкой атлетики.
Самыми успешными для Нурми стали Игры-24 в Париже, где он был абсолютно непобедим и завоевал пять высших наград. Три из них – на беговой дорожке: в индивидуальных состязаниях на 1500 и 5000 метров, а также в командных на 3000 метров. Еще два чемпионских титула он получил в кроссе на 5000 метров – как в личном, так и в командном зачете.
Опасаясь, что чрезмерные нагрузки повредят здоровью атлета, руководители финской делегации не заявили его на дистанцию 10 000 метров. Рассерженный таким решением, Нурми по возвращении на родину установил национальный рекорд, продержавшийся целых 13 лет. А олимпийское золото в беге на десять километров он все-таки завоевал – четыре года спустя в Амстердаме. Впоследствии Пааво расширил свой «диапазон» до марафона и даже приехал в 1932 году в Лос-Анджелес, но, несмотря на просьбы всех участников олимпийского марафонского забега, ему так и не разрешили выступить.
В течение почти полувека перед каждым талантливым американским легкоатлетом стояла задача повторить уникальный рекорд Джесси Оуэнса, завоевавшего на Играх-36 в Берлине четыре золотые медали. И в 1984 году человеком, сумевшим сделать это, стал Карл Льюис: на Олимпиаде в Лос-Анджелесе он победил в забегах на 100 и 200 метров, в эстафете 4х100 и в прыжках в длину. Но одной из этих наград сегодня нет в его коллекции. Медаль, полученную в самом престижном для спринтеров виде – на стометровке, – он положил в гроб своего отца, скончавшегося в 1987 году. «Не волнуйся, – сказал тогда Карл матери, – я выиграю другую».
И в следующем году он действительно получил спринтерское золото, хотя досталось оно ему при скандальных обстоятельствах. Забег на 100 метров Льюис закончил вторым, уступив своему главному в те годы конкуренту – канадцу Бену Джонсону, установившему к тому же мировой рекорд (9,79 секунды). Но Джонсон недолго ходил в героях: три дня спустя в его допинг-пробе были обнаружены стероиды, и он лишился как рекорда, так и медали, перешедшей к Льюису.
Второе золото Сеула американец завоевал в прыжках в длину, оставшихся его коронным видом еще на восемь лет. В этом виде программы он первенствовал и в Барселоне в 1992 году, и в Атланте в 1996-м, а последнее беговое золото получил в испанской столице по итогам эстафеты 4х100. Таким образом, к моменту окончания карьеры Карл был обладателем десяти олимпийских медалей (к девяти золотым прибавим еще серебро Сеула на 200-метровке).
Кажется, с рождения Марку Спитцу было суждено войти в историю плавания. Живя на Гавайях, он в два года научился держаться на воде, в шесть лет, переехав вместе с родителями в Калифорнию, начал занятия в плавательном клубе, а в девять попал к известному тренеру олимпийских чемпионов Шерму Чавуру. К десяти годам Марк установил 17 национальных рекордов в своей возрастной категории.
На Олимпиаду 1968 года в Мехико 18-летний Спитц прибыл уже в ранге обладателя десяти мировых рекордов и с намерением получить шесть золотых медалей. Но завоевал лишь две, и то в эстафетах (4х100 и 4х200 вольным стилем), а в индивидуальных стартах был вынужден довольствоваться одним серебром и одной бронзой.
Четыре года спустя в Мюнхене он собирался выиграть все те же шесть высших наград, а в итоге перевыполнил свой план. Спитц победил на дистанциях 100 и 200 метров вольным стилем и баттерфляем, а также в эстафетах 4х100 комбинированной, 4х100 и 4х200 вольным стилем. Более того, во всех семи заплывах были побиты мировые рекорды. Таким образом, Марк установил недостижимую по сей день планку для всех своих последователей.
Но успех Спитца в Мюнхене затмила страшная трагедия: атака арабских террористов на сборную Израиля унесла жизни одиннадцати олимпийцев из этой страны. Для Марка эта трагедия стала личной, ведь он, еврей по национальности, часто бывал в Израиле, участвуя в Маккабийских играх. Не дожидаясь окончания Олимпиады, он покинул Мюнхен, а вскоре объявил о завершении карьеры. И это в 22 года.
Вслед за четверкой девятикратных олимпийских чемпионов идут пятеро атлетов, в чьих коллекциях по восемь высших наград летних Игр (это уточнение необходимо, так как среди восьмикратных победителей – и великий норвежский лыжник Бьорн Дэли). Они в основном представляют те же «медалеемкие» виды, о которых мы говорили выше. Сюда также входят два пловца из США: Мэтт Бионди, блестяще выступивший в бассейнах Лос-Анджелеса-84, Сеула-88 и Барселоны-92, и Дженни Томпсон (ее яркая карьера началась в Барселоне и продолжилась в Атланте-96, Сиднее-2000 и Афинах-2004). Кроме того, в числе этих выдающихся спортсменов – японский гимнаст Савао Като, абсолютный лидер Игр в Мехико-68 и Мюнхене-72, завершивший комплектование медальной коллекции в Монреале-76. А первого восьмикратного чемпиона миру подарила легкая атлетика.
На заре олимпийского движения в программу Игр входили многие виды, забытые сегодня. Среди них – прыжки с места, в них в начале ХХ века не было равных американцу Рэю Юри. На двух Олимпиадах, в Париже-1900 и в Сент-Луисе-1904, он завоевал по три высшие награды: в прыжках в длину, в высоту и в тройном прыжке. А в 1908 году в Лондоне снова был лучшим в первых двух дисциплинах (в третьей состязания больше не проводились). О его бесспорном преимуществе говорит тот факт, что мировой рекорд Рэя в прыжках в длину с места (3,47 метра) оставался непобитым вплоть до 1930-х годов, когда и эту дисциплину исключили из олимпийской программы.
Вообще-то Юри можно было бы назвать и десятикратным олимпийским чемпионом, поскольку в 1906-м он дважды победил на так называемых промежуточных Играх. Они проводились в те времена в Афинах в промежутках между Олимпиадами и считались официальными стартами, потому что проходили под эгидой МОК. Но впоследствии руководящий орган мирового олимпийского движения принял решение исключить их из общей летописи, дабы не вносить путаницы. Так что абсолютным рекордсменом среди олимпиоников Рэй Юри не стал.
Особое место в олимпийской истории занимает представительница нового для нашей классификации вида спорта – гребли на байдарках. В 1980 году на Играх в Москве Биргит Фишер из команды ГДР победила в одиночке на дистанции 500 метров и стала самой молодой олимпийской чемпионкой в этом виде. А в Афинах-2004 в 42 года получила свое восьмое золото в составе четверки, установив обратный возрастной рекорд. Среди ее подруг по экипажу была 20-летняя Каролин Леонхардт, которая годилась ей в дочери.
За время своей феноменальной карьеры Биргит участвовала в шести Олимпиадах, ни разу не возвратившись домой без хотя бы одной высшей награды. А ведь Олимпиад могло быть и семь, если бы не организованный СССР бойкот Лос-Анджелеса-84, к которому сборная ГДР, естественно, не могла не присоединиться.
Примечательно, что дважды – после Сеула-88 и Сиднея-2000 – Биргит Фишер объявляла об окончании карьеры, но оба раза возвращалась и, как показывает история, не зря. Всего же в ее олимпийской коллекции, помимо восьми золотых медалей, имеются и три серебряные – в одиночке, в двойке, в четверке.
По семь золотых олимпийских наград имеют четверо гимнастов: представители мощнейшей советской школы Виктор Чукарин (1952–1956), Борис Шахлин (1956–1964) и Николай Андрианов (1972–1980), а также Вера Чаславска из Чехословакии (1960–1968). Столько же завоевал когда-то и венгерский фехтовальщик Аладар Геревич, являющий собой, помимо всего прочего, впечатляющий пример спортивного долголетия.
Как и Биргит Фишер, Аладар Геревич участвовал в шести Олимпиадах, но его карьера растянулась на целых 28 лет, так как включила в себя восьмилетний перерыв, связанный со Второй мировой войной. Впервые он выступил на Играх 1932 года в Лос-Анджелесе, а последнюю из своих семи золотых медалей получил в 1960 году в Риме в возрасте 50 лет.
Интересно, что накануне той Олимпиады, когда в Венгрии проводился отбор кандидатов на поездку в столицу Италии, руководство Федерации фехтования попыталось отстранить его от участия в состязаниях, ссылаясь на преклонный по спортивным меркам возраст. Геревич отреагировал просто: он вызвал на поединок каждого из членов сборной саблистов – и выиграл все бои! После этого руководство федерации не могло лишить его законного места в команде. В Риме Аладар остановился в шаге от попадания в финальную пульку в личных состязаниях, но вновь стал чемпионом в командных. Так он оказался первым и единственным по сей день олимпийцем, шесть раз побеждавшим в одном и том же виде программы.
Есть в истории Олимпиад и еще один рекорд – по количеству наград, завоеванных на одних Играх. Его установил в 1980 году в Москве советский гимнаст Александр Дитятин, попавший в призеры во всех восьми видах программы. Он стал трехкратным чемпионом – в абсолютном первенстве, в упражнении на кольцах и в составе команды, четырехкратным серебряным призером – в опорном прыжке, на перекладине, на коне и на брусьях, и бронзовым – в вольных упражнениях. Всего же на счету представителя ленинградского «Динамо» десять медалей (два серебра он завоевал четырьмя годами ранее в Монреале).
В течение почти четверти века никто не мог сравняться с Дитятиным, но в 2004 году это удалось американскому пловцу Майклу Фелпсу. Разумеется, главная цель, стоявшая перед ним в Афинах, была несколько иной – повторить достижение Спитца. И Майкл приблизился к ней вплотную, получив шесть высших наград (на дистанциях 100 и 200 метров баттерфляем, 200 и 400 метров комплексным плаванием, в эстафетах 4х100 комбинированной и 4х200 вольным стилем). Правда, в двух других финалах (вольным стилем на 200 метров и в эстафете 4х100) ему пришлось довольствоваться бронзой. И все же повторение рекорда Дитятина – неплохой бонус, учитывая, что у 23-летнего Фелпса еще есть время как минимум на одну попытку.