Он приковывает к себе внимание и вызывает жгучий интерес у всех, кто видит его впервые. По маневренности и простоте управления аквабайк вполне сравним со спортивным мотоциклом. Он позволяет наслаждаться свободой движения по водной глади, развивать огромную скорость и проделывать массу трюков. Изобретенный в 1970-х годах, он до сих пор не нашел себе более серьезного применения, чем патрулирование пляжей спасателями, но стал мегапопулярным средством активного отдыха и великолепным спортивным снарядом.
Сумасшедшая, на первый взгляд, идея загнать байк в морские пучины пришла к группе гонщиков, которые проводили тренировки на песчаных пляжах Калифорнии. Вместе с механиками они начали разрабатывать принципиально новый вид мотоцикла – водный. Одним из конструкторов машины стал канадский инженер Лейтон Джекобсон. Первый аквабайк внешне был довольно похож на современный: имел сиденье для водителя и пассажира, электрическое зажигание, рулевую колонку и плоское днище. Над доводкой изобретения инженеры бились в течение семи лет. И наконец в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире гидроцикл.
Сколько в тот день было выпито шампанского или более крепких напитков, история умалчивает, а вот то, что первый заезд-заплыв продолжался недолго, известно доподлинно. Пионер аквабайка увлекся выписыванием виражей на океанской глади и не заметил, как вода залила негерметичный двигатель. Так что триумфального возвращения на берег не получилось: обездвиженную машину пришлось отбуксировать на сушу при помощи моторной лодки.
Однако энтузиасты были уверены в скором успехе своего детища. Спустя пару лет миру была явлена усовершенствованная модель с отменными плавательными качествами, надежной ходовой частью и комфортом, которого только можно добиться на «судне» размером 1,5х0,6 метра. Поначалу никто из отцов аквабайка и не думал использовать его в спортивных целях: это было достаточно дорогим удовольствием, 10 минут катания стоили 50 долларов. Тем не менее по популярности аквабайк на равных конкурировал с другим, истинно американским увлечением – ездой на мотоциклах Harley-Davidson.
Через несколько лет японская компания Kawasaki представила публике стоячий водный мотоцикл под названием, ставшим нарицательным для целой отрасли, – Jet Ski. Первая такая модель была оснащена двигателем в 400 куб. см и подвижной рулевой колонкой. По воспоминаниям очевидцев, передвигаясь на этом транспортном средстве, человек получал ощущения, сходные с катанием на водных лыжах. Однако понадобилось еще несколько лет для доработки его конструкции.
Сегодня распространены и стоячие, и сидячие аквабайки. Первые – более маневренные, что позволяет использовать их не только в гонках, но и во фристайле. Вторые предназначены преимущественно для отдыха: они устойчивы и не требуют особых навыков управления. Впрочем, и те и другие активно применяются в спорте. Помимо Kawasaki, стоячие мотоциклы выпускают такие известные фирмы, как Yamaha, Polaris и, конечно же, Bombardier. Максимальная скорость современных аквабайков превышает 120 км / ч – для водной поверхности это высокий показатель.
Массовое распространение гидроциклы получили в первой половине 1980‑х годов. Их производство было поставлено на поток, и предприимчивые американцы первыми начали устраивать соревнования по аквабайку. Так появился вид спорта, привлекающий сегодня миллионы людей во всем мире. Повальное увлечение им в США вскоре, как водится, перекинулось на Старый Свет, который, словно позабыв о своем почтенном возрасте, тоже принялся выделывать на воде фигуры высшего пилотажа. Больше других в этом преуспели гонщики из Италии. Со свойственной им горячностью они доказали, что водная стихия покоряется не только жителям открытого Колумбом континента. Именно уроженцы Апеннин сегодня бросают перчатку заокеанским коллегам на главных турнирах.
Регулярные международные состязания проходят с 1986 года. На них традиционно доминируют представители США, Франции, Италии и Арабских Эмиратов – словом, тех стран, где мягкий климат позволяет тренироваться большую часть года. На мировом уровне развитие аквабайка контролируют две организации: Международный водно-моторный союз (UIM) и Международная ассоциация водно-моторного спорта (IJSBA). Обе разрабатывают свои правила и регламенты, лицензируют модели гидроциклов.
Под эгидой IJSBA ежегодно стартуют Pro Watercross Tour (профессиональный турнир по мотокроссу на воде, восемь этапов которого проводятся в США), чемпионаты Европы, Австралии, Бразилии, Франции, Великобритании, Гуама, Таиланда, международный турнир «Королевский кубок». Гонки проходят в 34 классах, в том числе в семи профессиональных.
UIM с 1996 года курирует мировые первенства в трех классах (учитываются вид водного мотоцикла, объем двигателя, наличие форсировки). Соревнования состоят из трех основных дисциплин: гонка (скоростное прохождение трассы с общим стартом), слалом (преодоление на время сложной дистанции, которую участники проходят поочередно несколько раз) и фристайл (фигурное катание на водном мотоцикле).
В России аквабайки появились в середине 1990‑х в Санкт-Петербурге. По инициативе Петербургской спортивно-технической ассамблеи, а затем и клуба «Открытый Санкт-Петербург» устраивались этапы чемпионата Европы (UIM), в 2000 году получившего статус чемпионата мира. Первым его российским участником стал многократный чемпион СССР и России, победитель Кубка мира по мотокроссу Алексей Синицын. Он выступал сразу в двух классах – Ski Division и Runabout-1200 и в обоих финишировал в числе пятнадцати лучших. В 1999 году к Синицыну присоединился Сергей Жиров, а несколько позже – Алексей Страхов, Владимир Осокин, Станислав Шевелев, Давид Джалагония и Владимир Бабенко, катающийся также на турнирах IJSBA. На чемпионате мира IJSBA 2007 года боролись за победу трое русских: Иван Потанин, Александр Курамшин и Михаил Ершов, занявшие на одном из этапов первенства первое и пятое места соответственно.
Но особый вклад Россия внесла в развитие женского аквабайка. В 2005 году в Москве на гребном канале «Крылатское» состоялся первый чемпионат мира среди женщин, в котором приняли участие сильнейшие гонщицы из Италии, Франции, Венгрии, Испании, США, Латинской Америки и России. Золотые медали сразу в двух дисциплинах – фристайле и параллельном слаломе – завоевала Анастасия Потанина, впоследствии трехкратная чемпионка планеты.
_За тридцать лет, прошедших с его первого спуска на воду, аквабайк подвергся множеству изменений и технических усовершенствований. Развитие конструкторской мысли привело к появлению двух классов водных мотоциклов: сидячих (с объемом двигателя до 1200 куб. см) и стоячих (до 785 куб. см). _
• Самая экстремальная разновидность – стоячие байки, представляющие собой минимум объема при максимуме мощи, скорости и маневренности. Они предназначены исключительно для участия в соревнованиях и выполнения трюков, а значит, требуют особых навыков вождения и соответствующего темперамента ездока. Как понятно из названия, ездить на них можно только стоя. Настоящим сорвиголовам мало просто гонять на них туда-сюда по волнам. Верхом мастерства спортсменов стали прыжки, всевозможные акробатические элементы и пируэты, а также погружение в воду на небольшую глубину.
• Среди сидячих моделей встречаются одно-, двух-, трех- и даже четырехместные варианты. Чем больше мест – тем «спокойнее» машина. На этих аппаратах можно как полихачить самостоятельно, так и покатать кого-нибудь. Самые большие, туринговые, оснащены вместительными багажными емкостями. На таких снарядах приятно выбраться на пикник всей семьей. Также многоместные байки предполагают множество разнообразных опций, вплоть до площадки для принятия солнечных ванн, и совсем не похожи на своих спортивных собратьев.