Олимпиада – это то, что показано по телевизору, особенно в Америке. Ее можно сокращать, растягивать, поворачивать любым боком и менять как угодно, нужен только цветной экран и деньги. В абсолютных цифрах Игры и сегодня остаются самым прибыльным спортивным событием, но динамика уже не та. А значит, перемены неизбежны. Журнал «Большой спорт» обобщает мысли американских экспертов о том, каким должно стать олимпийское телевидение через 10–15 лет.
Когда Олимпиада в Сиднее недополучила американских телезрителей, это можно было понять: слишком большая разница во времени и неудобный график трансляций. Но когда происходит падение интереса к любым Играм, проходящим за пределами США, проблемы телеканалов, спонсоров и рекламодателей становятся важнее спорта.
Выход из ситуации, конечно, есть. Крупная телесеть может не выкупать права на всю Олимпиаду целиком, а показывать только самые популярные соревнования и только в прайм-тайм. Или, как это уже не раз случалось, попытаться изменить обстоятельства места, времени и действия, переписать правила и дать Играм новое содержание.
Для компаний, нацеленных на получение прибыли, второй путь предпочтительнее. Потому что особое безразличие по отношению к Олимпиаде демонстрирует многочисленная и по-настоящему нужная группа зрителей – подростки и молодежь. И у них есть из чего выбирать: профессиональные американские лиги всегда на виду, а экстремальные виды спорта прочнее сплетены с субкультурой. Ассоциировать себя с олимпийцами им просто-напросто неинтересно.
К процессу создания «картинки» американцы подходят более чем серьезно. Корпорация NBC отправила в Турин 2800 сотрудников, хотя имела законный доступ к беспрерывно поступающим исходным материалам: 900 часов соревнований, снятых 500 камерами. Не очень богатые телекомпании обычно пользуются этим источником и командируют журналистов только для того, чтобы осветить выступления своих спортсменов, все остальное – от организаторов. Поэтому олимпийские эфиры в разных странах часто практически неотличимы друг от друга. Например, китайскому государственному каналу CCTV хватило 26 человек и четырех камер, чтобы получить от Турина все необходимое. Но никто в этой команде не забивал себе голову рейтингами. Американцы работают по-другому.
За пекинскую Олимпиаду NBC заплатила 894 миллиона долларов. Окупить эти затраты должны 1400 часов программного продукта, которые создадут принадлежащие корпорации каналы. Съемка будет собственной и почти голливудского уровня, травелоги – открыточно-красивыми и подробными, а интервью с участниками – предельно эмоциональными. Чем же недовольна молодежная аудитория? Прежде всего, структурой этого шоу. Но еще и способом передачи информации.
Тратить миллионы долларов в расчете, что увидеть состязания будет больше негде, сегодня уже нельзя. Покупая эксклюзивные права на телетрансляции, разумно заплатить и за трансляции в Интернете, особенно сейчас, когда технологии позволяют ставить во Всемирной паутине территориальные ограничения на просмотр. NBC так и поступила. В августе телекомпания обогатит свой сайт 2200 часами потокового видео с Олимпиады, отдельно будут доступны еще 3000 часов повторов и лучших моментов.
Но интерес к Играм и другим большим событиям, включая «Оскар», все равно постепенно снижается, и даже посекундного показа уже недостаточно. Во-первых, зритель хочет смотреть не все подряд, а только самое интересное, во-вторых, он желает сам выбирать, как ему смотреть, в-третьих, он не прочь принять посильное участие в том, что видит.
О первой проблеме было известно давно. Когда множество событий происходит одно за другим, когда они начинаются в неудобное время (особенно – когда уходят за полночь), аудиторию нужно удерживать. Для этого существуют часто повторяемые красочные анонсы с большим количеством графики и вводной информации, создающей интригу. В идеале это должно приводить к тому, что даже малоподготовленный человек заранее начинает переживать предстоящее соперничество и остается у телевизора. Примерно так поступают и с самыми популярными видами спорта: чтобы получить максимальную отдачу, турниры показывают в записи в прайм-тайм. До этого аудитория получает только фрагменты (или вообще ничего).
А чтобы решить остальные проблемы, телевидению предстоит стать более технологичным и менее щепетильным.
Мысль о том, что крупные спортивные соревнования неизбежно превратятся в реалити-шоу, не нова. Если ориентироваться на молодую аудиторию, это довольно разумное решение. Самое главное – вывести на всеобщее обозрение бытовые и рабочие подробности, нарушить личное пространство участников и создать у зрителя эффект присутствия.
Для этого придется подслушивать тренеров, выводить их речь в эфир или в онлайн. Увешать их микрофонами и получать живые, неотредактированные комментарии в тот момент, когда они будут особенно ценны. Спортсменам же – предложить не только микрофоны, но и мини-камеры. И дело не в том, что аудитории интересно увидеть, например, стометровый забег глазами победителя. Ей ничуть не меньше хочется посмотреть на то, как чемпион тренируется, что делает в раздевалке, с кем и о чем общается в Олимпийской деревне и как отмечает свой успех. Другими словами, минимальный комплект оборудования должен оставаться на атлете 24 часа в сутки. Если это невозможно, то участники должны хотя бы вести видеодневники. Для этого достаточно одной комнаты, где вернувшийся с соревнований человек смог бы выговориться перед камерой.
Все эти предложения, периодически озвучиваемые профессионалами event- и медиаиндустрии, рекламы и PR, – обычный набор приемов телевизионного реалити-шоу. Очень вероятно, что соединение в прямом эфире этого жанра с большим спортом даст синергетический эффект.
Кроме того, зрителю стоит предоставить право голоса. Выбирать лучших удобнее в Интернете, но подойдут и SMS-сообщения, и телефонные звонки. Окончательное решение все равно вынесут судьи, но аудитория будет добавлять своим любимцам очков. Ощущение сопричастности приклеит ее к экрану.
Наконец, чтобы окончательно сразить подростка, надо доставлять ему информацию через все возможные каналы и во всех возможных форматах. В Сети нельзя ограничиваться лишь видео и текстами: поколение Y и те, кто идет следом, с удовольствием будут слушать подкасты и получать новостные SMS. Скорее всего, окажутся востребованными 3D-модели спортивных арен и онлайн-игры, позволяющие не только совершить экскурсию по какому-нибудь пекинскому Центру водных видов спорта, но и самим посоревноваться в нем с другими пользователями. А чтобы посетители подросткового возраста задерживались на сайте подольше, хорошо бы провоцировать их на обсуждение тем, построенных вокруг любви, секса и успеха. Бессмысленные темы, такие как «самая красивая олимпийская пара» или «главные неудачники», наверняка выйдут в лидеры. Но подобный форум, а может и весь сайт, не должен смешивать аудитории: молодежь почувствует себя комфортно, только если на их территорию не будут посягать взрослые.
Американцы не любят командные виды спорта без силовой борьбы или большого количества голов/очков. Исключений почти не бывает. Игру, в которой 15 минут не происходит ничего, что повлияло бы на результат, смотреть скучно, поэтому в США никак не завоюет популярность футбол. Но «силовая борьба» вообще оживляет любое действо, а значит, телевидение должно очень тщательно прорабатывать образ соперника. И не важно, идет речь о большом теннисе или о горных лыжах. Если представить какой-нибудь олимпийский турнир как сражение двух-трех команд или атлетов, он станет куда интереснее, чем любое соревнование с одним безоговорочным лидером.
«Силовая борьба» может изменить даже те дисциплины, где медали даются за время, например гонки с раздельным стартом. Три участника с лучшими результатами выясняют, кому достанется золото, кому серебро, а кому бронза, в личном противостоянии – такое зрелище можно продать гораздо выгоднее. Проблема лишь в том, что нововведения подобного рода относятся к компетенции МОК, но специалисты по маркетингу уверены, что при необходимости телевидение сумеет договориться со спортивными функционерами.
Что оно способно сделать самостоятельно, так это сместить фокус внимания на проигравших. Опять-таки ради подростковой аудитории. Талантливые и успешные люди, какими, безусловно, являются звезды спорта, вызывают у многих 13–15-летних чувство зависти и досады. Ублажить такого зрителя будет гораздо проще, если показать ему, что великие тоже могут провалиться.
Известно, что любые неожиданности, пусть даже неприятные, привлекают внимание, а предсказуемость отпугивает. Учитывая это, «производство» сюрпризов можно поставить на поток. Например, хранить в секрете составы команд или менять их за час до игры.
Все эти меры могут сработать, хотя их можно сравнить лишь с косметическим ремонтом. Настоящее же потакание вкусам подростков и молодежи сделает телевидение неузнаваемым, хотя это всего лишь вопрос оформления. Современные Олимпийские игры, оставаясь квинтэссенцией спорта, страдают от недостатка динамики. Визуальный опыт молодого человека заставляет его воспринимать такие состязания как что-то уныло-консервативное. Поэтому другими должны быть монтаж, звуковое сопровождение, комментарии. Идеальный вариант, по мнению некоторых специалистов по психологии потребителей, – превратить трансляцию турнира в череду клипов. Фоном для заездов, забегов и заплывов должен стать не голос ведущего, а ритмичная и даже агрессивная музыка. Чтобы освободить для нее место, придется урезать все разговоры и обсуждения, а те, что останутся, лучше доверить молодым людям.
Примерно так обстоит дело на X-Games, изобретенных каналом ESPN, который не стесняется указывать на свой удачный опыт МОК и, опосредованно, другим телесетям. Спрос на экстрим устойчив во всем мире, благодаря чему уже сложился определенный визуальный канон. Его и предлагают взять за основу NBC многие маркетологи, утверждая, что целевой сегмент и рынок сбыта к этому уже готовы. Канал трансформирует свой олимпийский эфир. И если не в Пекине, то в Лондоне некоторые из этих идей могут быть воплощены – как минимум на территории США, которые задают телевизионную моду всему миру. К тому времени сегодняшние подростки немного подрастут, но вопрос, зачем такое телевидение взрослым, все равно останется.