Проблема изъятия частной собственности под строительство олимпийских объектов и выплаты за это компенсаций – несомненно, один из самых острых моментов в подготовке к Олимпиаде-2014. О том, как это будет происходить и на что могут рассчитывать бывшие владельцы и арендаторы земельных участков и строений, в интервью BOLSHOI sport рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Евгений Богомольный.
Цикл «олимпийских законов» вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Опирались ли его авторы на какие-то конкретные зарубежные модели в части выкупа земли у собственников?
В каждом государстве, принимавшем Олимпиаду, есть опыт выкупа земель под строительство олимпийских объектов. Нигде не было готовой инфраструктуры, поскольку некоторые специфические объекты, например олимпийские деревни, не нужны в повседневной жизни. В США, где проходило несколько Олимпиад, этот процесс уже налажен. В России же в течение длительного времени вообще не существовало права собственности на землю, поэтому большого опыта нет. В 2007 году были приняты закон о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд и специальный олимпийский закон. Стараемся, чтобы все было цивилизованно. Олимпиада – это ведь не частное, а государственное дело.
В чем вы видите недостатки Федерального закона «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Cочи и развитии города Сочи как горноклиматического курорта»?
Ответственным за разработку этого закона был комитет по экономической политике, однако комитет по собственности принял активное участие в доработке ряда положений. В первоначальном варианте связанные с землей процедуры, такие как изъятие и оценка, не были четко прописаны. Мы постарались это исправить. Практика покажет, есть ли пробелы и нуждается ли документ в доработке. Сейчас я откровенно слабых мест не вижу.
Когда будут окончательно установлены границы земель, подлежащих изъятию под строительство?
Первичным здесь является список олимпийских объектов, которые нужно построить. К ним относятся не только спортивные сооружения, но и гостиницы, дороги и иные объекты инфраструктуры. В настоящее время список утвержден оргкомитетом Олимпиады, в него входит 214 пунктов. На его основании формируется и перечень земельных участков, которые потребуются для строительства. В процессе определения подлежащих изъятию участков будет осуществлено их межевание. По мнению экспертов по недвижимости, примерные затраты на выплаты выкупной стоимости принадлежащей физическим и юридическим лицам земли составят от 25 до 35 миллиардов рублей.
В районе Имеретинской бухты много самостроя. Будут ли получать компенсацию владельцы незаконных строений, особенно в случае если незаконно возведенное жилье для них является фактически единственным? Может ли в одностороннем порядке быть расторгнут договор долгосрочной аренды?
Чтобы получить компенсацию за земельный участок и за объект недвижимости, владелец должен иметь первичные документы: свидетельство о собственности, договор аренды, право пожизненно наследуемого владения и так далее. При наличии доказательств, что гражданин или юридическое лицо является законным владельцем объекта недвижимости и земли, он получит компенсацию. Если же речь идет о незаконном строительстве, то о каких выплатах за такое строение можно говорить? С другой стороны, закон предусматривает и натуральную компенсацию за изъятый участок путем предоставления аналогичного по характеристикам из земель, находящихся в государственной собственности. Конкретные территории под это пока не выделены. И если речь идет о единственном жилье гражданина, он получит взамен другое. С арендаторами, участки которых подлежат изъятию, договоры аренды будут расторгнуты, а их убытки оценены при расчете компенсации. Расчет будет проводить оценщик по общепринятым методикам.
Федеральное имущество, переданное «Олимпстрою», становится собственностью госкорпорации, в то время как имущество государственных компаний в форме акционерных обществ остается собственностью РФ. Не видите ли вы в этом возможность выводить государственные активы в автономные структуры?
Если бы вместо госкорпорации было создано ОАО, то переданное в его уставной капитал государственное имущество стало бы частной собственностью этого акционерного общества. Взамен государство получило бы пакет акций. В «Олимпстрое», по сути, тот же принцип: это государственная структура, полностью контролируемая правительством и даже президентом. Обеспечить прозрачность работы корпорации и не допустить вывода активов должны контроль органов прокуратуры, финансового надзора Минфина, Счетной палаты, ведь «Олимпстрой» будет использовать и бюджетные средства.
Почему при доработке законопроекта была исключена норма, согласно которой гражданин, у которого будет изыматься земельный участок, должен выбирать из 30 фирм, аккредитованных при ГК «Олимпстрой»?
Прежде всего – для ускорения процесса. Это только кажется, что времени до 2014 года много, а ведь за этот срок необходимо с нуля построить более двухсот олимпийских объектов. С другой стороны, если собственник не согласен с оценкой, он может выбрать своего оценщика и идти в суд. Что такое рыночная цена? Допустим, один участок продали за 25 тысяч, а соседний со схожими характеристиками – за 50. Средняя цена – 37,5 тысячи. Конечно, для того, кто продал за 25, средняя цена – хорошо, а для того, кто за 50, – плохо. Так что некоторые трения неизбежны.
Ожидаете ли вы обращений недовольных суммой компенсации за отобранные землю и недвижимость граждан в европейские суды? Какую реакцию государства на подобные обращения вы считаете наиболее адекватной?
Желательно, конечно, не доводить дело до европейских судов. Считаю, что случаи обращения туда будут единичными – во главе «Олимпстроя» стоят люди, имеющие богатый опыт, они сумеют решить вопрос с собственниками. Россия подписала ряд конвенций по обязательному исполнению решений европейских судов и выполняет взятые на себя обязательства. Думаю, так будет и в дальнейшем.