Олимпиада в Афинах обошлась Греции в 14 миллиардов долларов. Нарастить бюджет до такой суммы пришлось из-за многочисленных срывов и проблем в процессе подготовки Игр. Работа по приведению Сочи в порядок оценивается примерно в 13 миллиардов долларов, и это только по предварительным подсчетам. Тратить же большую часть этих денег предстоит Олимпийской государственной корпорации.
За подготовку к Олимпиаде 2014 года Россия берется с трех сторон. Ключевые политические и юридические вопросы будет решать специальный Совет по спорту при Президенте РФ. Главное место в нем занял премьер-министр Виктор Зубков, среди его заместителей – вице-премьер Александр Жуков, глава Минрегионразвития Дмитрий Козак и руководитель кремлевской администрации Сергей Собянин. За связи с МОК отвечает Оргкомитет по подготовке к Играм. Председателем его наблюдательного совета стал вице-премьер Александр Жуков, а исполнительным директором – бывший глава заявочного комитета Дмитрий Чернышенко. Этому ведомству поручено заниматься спонсорскими соглашениями, продавать права на телетрансляции, билеты и сувениры. Наконец, «ремонтировать» Сочи и окрестности будет Олимпийская государственная корпорация («Олимпстрой») во главе с экс-президентом «Транснефти» Семеном Вайнштоком.
Последняя структура – самая заметная и неоднозначная. Нетривиальной выглядит даже ее организационно-правовая форма. Согласно закону госкорпорация – это «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».
Создание госкорпорации для контроля за всем олимпийским строительством – не самое типичное решение для принимающей Игры страны, но и не абсолютное ноу-хау России. Сочи, по словам Дмитрия Чернышенко, частично пользуется опытом Турина, Сиднея и Афин. Подготовку Игр в этих городах осуществляли специальные организации, подчинявшиеся правительству. Подобную схему, как считают в заявочном комитете, оправдывает огромный объем работ, связанных не только с возведением конкретных объектов, но и с инфраструктурой региона. Государство становится строгим регулировщиком и не позволяет срывать сроки или экономить на качестве, пусть даже и ценой перерасходов. То есть роль, отведенная госкорпорации, как бы предполагает, что частные инвесторы, возьмись они за дело, были бы неспособны координировать свои действия с правительством и друг с другом и жертвовали бы временем, но не своими деньгами.
Правда, в чистом виде модель, в которой Олимпиаду готовил бы бизнес, никогда и не рассматривалась. Выбор стоял не между предпринимателем и чиновником, а между одним чиновником и другим (госменеджером). Изначально городом должно было заниматься ФГУП «Дирекция развития Сочи», однако соответствующая федеральная целевая программа могла стать непреодолимым техническим барьером. Бюджетные деньги поступали бы не позже, но и никак не раньше апреля, а это означало долгий простой. Сами же средства можно было бы тратить только в указанное время и на указанные цели, несмотря на как угодно меняющиеся обстоятельства. Редактировать расходную ведомость на лету нельзя, равно как и пригласить иностранных подрядчиков, но зато пришлось бы смириться с конкурсами и тендерами.
На этом фоне госкорпорация действительно выигрывает у ФГУП, в том числе и потому, что хотя она и называется государственной, все права на ее имущество оставлены за ней. При этом сама организация учреждается Российской Федерацией как раз «на основе имущественного взноса». Самое интересное, что отчитываться о своих делах она должна даже не перед правительством, а сразу перед президентом, который обычно и выбирает для нее руководителя. Видимо, это и есть тот самый обещающий развитие контроль, о котором говорил глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. В конце сентября он сказал: «Практика показывает, что без госконтроля наша промышленность не обеспечивает эффективного развития. Обеспечить его можно путем создания госкорпораций». Сами госкорпорации, с его точки зрения, – «надежная узда, сдерживающая безудержную рыночную стихию, погоню за сверхприбылями в ущерб стратегическим интересам страны».
Чтобы не ущемлять интересов страны, которая с помощью Олимпиады хочет почти заново построить целый регион, получить конкурентоспособный курорт вместе со спортивно-тренировочными базами и улучшить свой имидж в глазах целого мира, Москва передаст госкорпорации почти 186 миллиардов рублей. Еще 9,2 миллиарда рублей «Олимпстрой» получит из регионального и местного бюджетов, частные инвесторы вложат в Сочи 119 миллиардов рублей. Однако мало кто сомневается, что эти 314 миллиардов – сумма далеко не окончательная. В процессе работ затраты на подготовку Игр могут вырасти чуть ли не вдвое (можно вспомнить опыт Афин и Лондона). Специалисты, говорящие об этом, дают разные объяснения своим прогнозам. Одни со смехом констатируют, что в России бюджет в 10 миллиардов долларов позволяет построить разных объектов только на 6 миллиардов. Другие вполне серьезно напоминают, что может быть расширено количество реализуемых проектов (уже сейчас обсуждается прокладка новой трассы и дополнительных линий электропередачи). Третьи полагают, что издержки будут расти вместе с ценами на землю и материалы.
Полномочия и ответственность «Олимпстроя» распространяются на все, что связано с материальной базой Игр и самого города. Первым пунктом идут олимпийские сооружения, большинство из которых нужно возвести с нуля. Затем – инженерные коммуникации, энергетика, транспорт и связь. Отдельная статья – туристическая инфраструктура.
Всего в программе подготовки Игр 243 позиции. Сюда входят и объекты (от центрального стадиона на 40 тысяч мест до подъездного участка к сноуборд-парку), и всевозможные мероприятия (от разработки схемы водоснабжения Краснополянского поселкового округа до строительства сети подвижной радиосвязи стандарта «Тетра»). В перечне ответственных исполнителей, разумеется, доминирует «Олимпстрой», но вместе с ним туда занесены и Росавтодор, и Росморречфлот, и Газпром, и РЖД, и многочисленные инвесторы, и даже Управление делами Президента РФ.
Выдержать титаническую нагрузку олимпийской госкорпорации помогут многочисленные преимущества, уложенные в специальный закон. Этот документ лихо ограничил действие других законов в отношении «Олимпстроя». Так, ведомство Вайнштока не сможет обанкротиться, но зато получит налоговые льготы, недоступные другим некоммерческим организациям. И в отличие от них, оно не будет раскрывать деталей своей финансово-хозяйственной деятельности перед уполномоченным органом.
Ко всему прочему, госкорпорация сама будет выбирать подрядчиков и уже установила свои правила тендеров. Отборочных туров будет два: квалификационный и конкурсный. Если со вторым все более-менее понятно, то первый вызывает недоумение у некоторых экспертов. В нем будут оцениваться финансовая устойчивость компаний и имеющийся у них опыт строительства масштабных объектов, а также их репутация. Но поскольку критерии оценки репутации не оговорены, при желании этот пункт легко сделать самой удобной причиной отказа.
Впрочем, будни «Олимпстроя» нельзя назвать сплошным праздником. В конце января глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил о неподготовленности пограничной инфраструктуры Краснодарского края, грозящей сорвать весь подготовительный процесс. Самая очевидная проблема, на его взгляд, – отсутствие моста, подходящего для грузовых автомобилей, которые повезут сыпучие грузы из Абхазии. Не дают забыть о себе и экологи: жалобы Greenpeace на незаконное строительство в природоохранной зоне могут трансформироваться в иск к МОК. «Зеленые» пытаются отстоять Грушевый хребет и буферную зону природного заповедника «Западный Кавказ». Если им повезет, «Олимпстрою» придется подыскивать новые места для санно-бобслейной трассы, биатлонного комплекса, горной Олимпийской деревни и некоторых элементов инфраструктуры.
Да и сам Семен Вайншток опасается нарушений закона на любом из этапов своей работы. В январе президент «Олимпстроя» заявил, что хотел бы видеть сотрудников Генпрокуратуры и МВД в «тендерных комитетах и других рабочих органах госкорпорации». По его словам, даже если делать все по регламенту, через три-четыре года «могут прийти и сказать, что все надо было делать по-другому». Но застраховаться от таких случаев вряд ли удастся. В Прокуратуре Краснодарского края уже появилось спецуправление, которое будет следить за законностью действий «Олимпстроя», еще раньше была организована межведомственная группа (МВД, Генпрокуратура и ФСБ) по Олимпиаде. Но участвовать в подготовке Игр напрямую силовики не собираются.
Проблемой для госкорпорации остается как минимум еще одна, и, наверное, самая болезненная, сочинская тема – изъятие частной собственности в интересах государства. Владельцам земельных участков и недвижимости предложат узнать стоимость своего имущества у одного из 30 выбранных «Олимпстроем» оценщиков, получить компенсацию и освободить занимаемую площадь. Поскольку законодательная поддержка будущим акциям изъятия уже обеспечена, проблемой для госкорпорации станет не сам процесс, а неизбежный медиашум, с ним связанный. Вполне возможно, что антикризисные пиар-меры продумываются уже сейчас. Однако выяснять, на чьих домах построена Олимпиада, и мировые, и российские СМИ будут в любом случае.