Прошедший в середине февраля в Альтенберге чемпионат мира по бобслею завершился неоспоримым триумфом немецкой сборной. Впрочем, такой результат не стал ни для кого сенсацией. Ведь сегодня Германия – сильнейшая бобслейная держава, которая может похвастаться не только лучшими пилотами и разгоняющими, но и отменными бобами. Скинуть Германию с высшей ступени пьедестала давно мечтают Швейцария, Италия, США и Канада.
Сейчас уже не удастся выяснить, кому и когда впервые пришла в голову идея скатиться со снежной или ледовой горки на некоем хорошо скользящем предмете. Есть сведения, что скандинавы использовали подобный «транспорт» еще в VIII веке, так что бобслей вполне может претендовать на звание спорта с многовековой историей. Хотя на самом деле он достаточно молод: ему нет и полутора сотен лет.
И вот что поразительно: здесь мы вынуждены говорить об «английском следе». Как же так? Общеизвестно, что англичане подарили миру всевозможные игры на травяных лужайках – футбол и регби, теннис и крикет. Но бобслей? Откуда у них там, на Туманном Альбионе, заснеженные горы?
Тем не менее из песни слова не выкинешь: именно английские туристы в конце 1860-х годов привлекли внимание хозяина Krup Hotel в Санкт-Морице своим необычным развлечением. С помощью доски они скрепляли две пары саней, прилаживали механизм, позволявший контролировать направление движения, и радостно неслись вниз с горы. Владелец отеля Каспар Бадрут оказался человеком весьма сообразительным и проявил недюжинные задатки маркетинг-менеджера, которые вскоре позволили ему превратить Санкт-Мориц в Мекку для любителей зимних забав. Он договорился с английскими гостями о том, что в зимнее время, когда жизнь в городке практически замирала, будет предоставлять им жилье бесплатно, но за это они (при условии, что получат от проживания удовольствие) станут рассказывать о его гостинице всем своим знакомым. А как же можно было не получить удовольствие, если Бадрут собственноручно построил специальный ледяной желоб для спуска на санях? Вскоре у него уже не было отбоя от посетителей. Через некоторое время он выстроил новый отель с громким названием Palace и стяжал заслуженную славу «отца» нового вида спорта.
То, что начиналось как веселый способ скоротать мертвый зимний сезон, стремительно превратилось в настоящий спорт: уже в 1884 году прошли первые официальные состязания, в 1923-м была создана Международная федерация, и, конечно же, бобслей стал частью программы первых зимних Олимпийских игр.
Поначалу за олимпийские награды состязались только экипажи-четверки, а с 1932 года подключились и двойки. Лишь однажды – в 1960 году – бобслей не попал в программу Игр, но затем вернулся, чтобы остаться в ней навсегда.
Примечательная особенность современного бобслея – его любительский характер. Сюда обычно приходят из других дисциплин, требующих немалой силы и ловкости. Многие совмещают занятия бобслеем с учебой или работой, так что среди спортсменов можно встретить и почтальона, и продавца, и инженера.
А вот Мартин Аннен, например, сыровар. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что он швейцарец. А Швейцария имеет все основания называться самой выдающейся бобслейной державой. По крайней мере, до сих пор никто еще не превзошел ее представителей по количеству олимпийских медалей (9 золотых, 10 серебряных и 11 бронзовых).
Вклад самого Мартина в эту впечатляющую коллекцию не так уж велик: на двух последних Играх он трижды становился бронзовым призером. А надо бы поторопиться и начать завоевывать высшие награды, иначе не миновать смещения с пьедестала.
Но все-таки страной «номер один» в бобслее правильнее называть Германию. Да, на счету немцев в официальной таблице всего лишь 16 олимпийских медалей (из них 7 золотых), но это ведь только со времен объединения. Если же суммировать все достижения экипажей ГДР и ФРГ, получится 37 наград (15 золотых). Немецкие четверки побеждали на четырех последних Олимпиадах, двойки – на двух, а в Турине Сандра Кириасис положила начало успехам женских экипажей.
Один из величайших пилотов современности – Кристоф Ланген, двукратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира. Возможно, если бы не застарелая травма ахиллова сухожилия, потребовавшая нескольких операций, он сумел бы выступить в Турине и накануне 42-летия пополнить коллекцию наград, но судьба не дала ему этого шанса. Впрочем, для немецкой сборной потеря столь опытного бойца прошла незамеченной: Андре Ланге твердой рукой привел к победе и двойку, и четверку, так что в его личной коллекции теперь тоже три высшие олимпийские награды и шесть титулов чемпиона мира. Да и возраст на его стороне: ему всего лишь 33, так что в запасе у спортсмена как минимум несколько лет на то, чтобы продолжить победную эстафету.
Среди прочих стран, входящих в число лидеров мирового бобслея, США, Италия и Канада. Американцы не знали себе равных в 1920-е и 1930-е годы. Так, на Играх 1928 и 1932 года в состязаниях больших экипажей им удавалось занимать по две высшие ступени пьедестала почета. Главным героем был молодой Уильям Фиске: в Санкт-Морице в 1928 году (тогда единственный раз в истории Олимпиад соревновались пятерки) он стал чемпионом (ему было всего 17 лет), а спустя четыре года повторил этот успех уже во главе четверки. Но, увы, полностью раскрыть свой спортивный талант он не успел: 16 августа 1940 года пилот ВВС США Билл Фиске принял участие в жестоком воздушном бою над территорией Великобритании. По окончании успешной операции он сумел посадить горящий самолет, однако на следующий день скончался в госпитале от ран. Жестокая ирония судьбы: Билл и здесь всех опередил, став первой жертвой борьбы за воздушное пространство, названной впоследствии Британской битвой. В 1941 году в соборе Святого Павла в Лондоне была открыта мемориальная доска в память о летчике-герое. В более поздние времена американским бобслеистам не раз удавалось попадать в призеры Олимпиад, но такой звезды, как юный Уильям Фиске, у них больше не было.
Наивысшие успехи итальянцев пришлись на 1960–1970-е годы, когда блистал Эуженио Монти, победивший в 1968 году на Играх в Гренобле в обоих видах программы. Всего в его коллекции 6 олимпийских медалей и 10 наград чемпионатов мира (из них 9 золотых). Но не только блестящими победами прославился он: на Играх 1954 года в Инсбруке Эуженио проявил себя подлинным джентльменом. Во время состязания двоек у боба британцев Тони Нэша и Робина Диксона сломался крепежный болт, и Монти снял эту деталь со своего болида, дав ее соперникам во временное пользование. В результате Нэш и Диксон стали чемпионами, опередив два итальянских экипажа: Серджо Дзардини и Романо Бонагура завоевали серебро, а Монти и Серджо Сиорпаес – бронзу. Неудивительно, что итальянская пресса обрушилась на своего бобслеиста за этот неуместный, на ее взгляд, широкий жест. Раздраженный Монти ответил журналистам: «Нэш выиграл не потому, что я дал ему свой болт, а потому, что показал лучшее время».
Соперничество канадских и итальянских бобслеистов позволяет вспомнить и об уникальном случае в олимпийской истории: в 1998 году двойки Пьера Людерса и Гюнтера Хубера показали по сумме четырех попыток абсолютно одинаковое время – с точностью до сотых долей секунды, так что обоим экипажам были присуждены золотые медали. Кстати, на тех же Играх в Нагано произошел еще один казус: в споре четверок пришлось вручать две бронзовые медали ввиду идентичности результатов, показанных британцами во главе с Шоном Олссоном и французами во главе с Бруно Менжоном.
Стоит сказать несколько слов и о последнем партнере Людерса – Ласеллесе Брауне, вместе с которым Пьер завоевал серебряную медаль в состязании двоек на Играх в Турине. Мог ли кто-нибудь предположить, что на олимпийском пьедестале окажется бобслеист родом с Ямайки?
Дебют экзотического экипажа с острова, никак не вяжущегося с зимними видами спорта вообще и бобслеем в частности, состоялся на Играх-88 в Калгари: живописная четверка запомнилась страшнейшим переворотом в последней попытке. Но уже через четыре года в Альбервиле был налицо ее огромный прогресс: 14-е место, впереди команд из США, России, Италии и Франции.
Ласеллес Браун представлял свою страну в паре с пилотом Уинстоном Уоттом в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. Тогда им удалось осуществить рекордный разгон, и это не могло не привлечь внимания канадца Людерса, который как раз был озабочен поиском нового разгоняющего. Пьер уговорил Ласеллеса перебраться в Канаду, и в сезоне 2004/2005 они стали чемпионами планеты. В июле 2005-го Браун подал документы на получение канадского паспорта. В обычном случае эта процедура заняла бы очень много времени, но приближалась Олимпиада в Турине, и миграционные службы страны пошли навстречу: Браун получил свой паспорт вовремя и смог участвовать в Играх-2006. Поспешность паспортистов, как мы уже знаем, была вознаграждена.
В заключение отметим достижения отечественной школы бобслея, которая пусть и не входила в число ведущих в мире, но кое-чем гордиться все же могла. В первую очередь – золотыми медалями Яниса Кипурса и Владимира Козлова в Калгари. А еще были две бронзовые награды: в том же Калгари Кипурс и Козлов вместе с Гунтисом Оссисом и Юрисом Тоне стали третьими в споре четверок, а четырьмя годами ранее, в Сараеве, аналогичного успеха в двойках добились Зинтис Экманис и Владимир Александров. Как нетрудно догадаться по фамилиям большинства членов этих экипажей, колыбелью советского бобслея была Латвия. Оно и понятно, ведь там, в Сигулде, располагалась единственная на всю страну санно-бобслейная трасса международного уровня. Именно в Сигулде родился Кипурс – единственный советский пилот, приведший свой болид к олимпийской победе. Благодарный город присвоил имя своего знаменитого соотечественника местному ледовому дворцу.
С недавних пор трасса в Сигулде стала для нас заграничной, однако о былых успехах мы все же начали потихоньку вспоминать. Теперь – благодаря уроженцу Братска Александру Зубкову. Что ж, это уже новая история, точнее – новейшая.