Интерес широкой публики к йоге возник в России в начале 1990-х. Возможно, тогда же этой духовной и физиологической системой увлекся и нынешний президент России Дмитрий Медведев. О том, кто и из каких побуждений занимается йогой, в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает руководитель направления хатха-йоги Федерации йоги Москвы, директор департамента йога-практик фитнес-центра «ФитнесМания» Татьяна Голдман.
Кто сейчас ходит на занятия и какими видами йоги эти люди преимущественно занимаются?
Йогой начинают заниматься из самых различных побуждений. Многие приходят, чтобы восстановить свое здоровье, кто-то – для решения психологических проблем. Недавно пришла женщина, находившаяся в очень подавленном состоянии, даже думавшая о самоубийстве. Оказалось, она пятнадцать лет в браке, двое детей, но внутренний мир у нее рассогласован, нет контакта с семьей. Мы с ней даже не хатха-йогой занимались, а беседовали около часа, сделали несколько дыхательных упражнений. На следующий день она принесла две картины. Сказала: «Я их нарисовала и хочу тебе подарить, на самом деле жизнь прекрасна и удивительна».
Каждому свое, но в любом случае йога – это возвращение к самому себе. Сам этот термин обозначает единение, связь с Богом, с самим собой. Когда ты обращаешься к своему внутреннему миру, то отвечаешь на те вопросы, на которые раньше не находил ответа.
Через практику прорабатывают в себе слой за слоем. Начинают с физических упражнений. «Балансы» стабилизируют ум, техники дыхания позволяют стать выносливее, «замки» избавляют тело от болезней. Оно становится сильнее, человек уже не отягощен недугами, по-другому смотрит на мир. Через какое-то время он начинает интересоваться йогой глубже – не просто как системой упражнений, но как философией и духовной практикой. Читает тексты, которые позволяют развиваться, двигаться дальше.
Как возникла идея организации Федерации йоги Москвы? Есть ли аналогичные общероссийские, международные организации?
По всему миру проходят семинары, конвенции, праздники, на которых собираются йоги. В нашу федерацию со всего мира приезжают учителя, инструкторы, мы ездим в Индию. В каждом крупном российском городе есть центр йоги, все они связаны между собой. В марте в России пройдет семинар для инструкторов, по итогам которого будут проведены экзамены на сертификаты международного уровня. Принимать их будет президент федерации Патанджали, он основал институт подготовки инструкторов.
Помимо хатха-йоги, в Федерации йоги Москвы практикуется кундалини-йога. Внутри каждой из них есть много направлений, есть дисциплины, которые нам предлагают. Если я чего-то не знаю, я с этим знакомлюсь – позиция ученика очень эффективна. Бывало, что и отказывали какому-то направлению, если оно оказывалось бессистемным. Нагрузка на организм должна быть не более 70 процентов, не надо, чтобы тело перенапрягалось.
Как вы относитесь к тому, что во многих фитнес-центрах сейчас есть занятия йогой?
Я очень болезненно отношусь к тому, что многие преподают фитнес-йогу, не владея предметом. Зачастую инструктор понятия не имеет о том, что стоит за внешней формой, нет знания внутренних процессов. Это травмоопасно. Все асаны оказывают очень мощное и глубокое воздействие на тело, и, не понимая последовательности входа и выхода из асаны, можно нанести организму вред. В результате происходит откат в развитии на полтора-два года назад, и человек вынужден восстанавливаться через йогатерапию.
А как Федерация йоги Москвы борется с непрофессиональными инструкторами, преподающими несмотря на отсутствие необходимых знаний?
Любая борьба – это насилие. Человека можно научить. Сейчас многие руководители фитнес-центров обращаются с просьбой подготовить или найти им инструкторов.
Дмитрий Медведев занимается йогой. Ожидаете ли вы особенного внимания со стороны государства?
То, что Дмитрий Медведев занимается йогой, – очень хороший знак. Йогическая практика изменяет человека к лучшему, поэтому было бы здорово, если бы интерес к ней поддерживался на государственном уровне. Сейчас появилась тенденция преподавания ее в школе. Мой личный опыт показал, что из десяти детей у восьми есть проблемы с позвоночником, и не всегда их можно решить с помощью физкультуры. Так что если йога войдет в школьную программу, буду только рада.