Один из организаторов Freeride World Tour Николас Хейл Вудс не скрывал, что, выбирая Красную Поляну в качестве места проведения второго этапа мирового чемпионата, он во многом руководствовался отзывами о потрясающем вертолетном катании на этом курорте. Неоднократный призер и организатор соревнований по фрирайду Николай Веселовский и есть тот самый человек, благодаря которому вот уже более десяти лет в Красной Поляне действуют программы heli-ski. Поэтому вполне естественно, что на Nissan Russian Adventure именно он и его компания «Вертикальный мир» отвечали за технические аспекты организации соревнований. О том, с какими проблемами пришлось столкнуться, о спортивных итогах российского этапа и сегодняшнем состоянии русского фрирайда Николай Веселовский рассказывает в интервью журналу BOLSHOI sport.
Вы довольны тем, как прошел контест в Сочи?
В принципе – да. В целом все получилось: есть результат, красивая картинка для телевидения и лишь один участник получил не слишком серьезную травму. Хотя накладок было немало, и в основном они были вызваны тем, что российские организаторы этапа раньше не работали для европейского заказчика, который, в свою очередь, не знал нашу специфику. К примеру, иностранцам тяжело объяснить, почему в России нужно оформлять регистрацию по месту пребывания и выписывать доверенность на управление автомобилем.
То, что соревнования начались с опозданием на несколько дней и участники выполняли одну попытку вместо двух, не расстроило райдеров?
Спорт есть спорт. Всегда на результат влияют внешние факторы. Условия одинаковы для всех – кто победил, тот и был сильнее. Трасса, конечно, получилась не такой, как задумывали, – на вершине лежал свежий снег, а нижняя часть была раскатана. Но лучшего достичь было нельзя. Во-первых, из-за приезда Владимира Путина доставлять участников на вертолетах оказалось невозможно. Во-вторых, существовала реальная опасность схода лавин.
Как вы оцениваете выступление русских райдеров?
Хрячков, Байдаев и Паль попали в число участников по рейтингу, остальные россияне получили wild card, которые выдавались швейцарскими основателями Freeride World Tour по согласованию с организаторами этапа в Сочи. В итоге наши результаты четко отражают соотношение уровней подготовки русских и ведущих мировых прорайдеров: пока место России – во второй половине итоговых протоколов. С другой стороны, как человек, вживую видевший соревнования, я не могу сказать, что наши ребята плохо выступили. Но если откровенно, общим уровнем участников я недоволен. В целом он не намного выше, чем у сильнейших россиян на крупных внутренних соревнованиях.
Неужели никто вообще не понравился?
Почему же? Среди лыжников выделю Хенрика Виндстедта, Себа Мишо и Сверре Лиликвиста, у сноубордистов запомнился Фло Орли. Все остальные были единой массой, хотя и не скажу, что совсем уж серой. Может быть, иностранцы оказались не вполне готовы к трассе. Поначалу члены Совета прорайдеров вообще говорили, что не хотят выступать на предложенном склоне, утверждая, что он слишком прост и раскатан в нижней части. Но после первого тренировочного проезда, наоборот, были очень довольны.
Российские райдеры, как правило, давно перешагнули 30-летний рубеж, в то время как их зарубежные коллеги гораздо моложе. Почему так происходит?
Действительно, сильнейшие российские фрирайдеры – это люди еще советской закалки, молодежь больше тяготеет к new school. Но есть и исключения. Например, Иван Малахов. И это явно обнадеживает.
Вы согласны с мнением, что с появлением Freeride World Tour внетрассовое катание оформилось в самостоятельный вид спорта?
Фрирайд уже давно стал самостоятельным видом спорта, причем спортом высших достижений: есть трассы, правила, судьи, критерии оценки. Правда, зарабатывать только фрирайдом мало кому удается. За счет спонсоров и призовых живут лишь 10–15 человек, у остальных есть другие источники дохода.
Много говорят о субъективизме в оценке выступлений райдеров. Насколько предвзят фрирайд?
С новыми технологиями и оборудованием люди по-другому стали ездить, правила усовершенствуются каждый год. Критерии оценки по пунктам стабильны уже несколько лет, но трактовка меняется. Я как судья могу говорить только о себе: у меня предвзятости нет. В целом классный райдер в любом случае получит оценку выше, чем его менее профессиональный коллега.
Тот факт, что в Красной Поляне запланировано строительство олимпийских объектов, не ставит под угрозу перспективы российского этапа Freeride World Tour?
Строительные работы пока не ведутся. Определенные неудобства все это, конечно, создаст. Легче организаторам не станет точно. Изначально контракт на организацию этапа в Сочи был подписан на один сезон, также была достигнута устная договоренность еще на три. О продлении договора речь пойдет только по окончании нынешнего сезона. Но я очень надеюсь, что положительное решение все же будет принято. Красная Поляна действительно достойна того, чтобы стать одним из мировых центров фрирайда.