Эдик приглашает в гости

№6(148)_2021
Специально к чемпионату мира по футболу 2018 года на средства федерального бюджета были построены семь арен. Одна из них – в Калининграде. Насколько востребован крупный стадион в городе, где нет команды премьер-лиги, и на чем он зарабатывает? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили генерального директора стадиона «Калининград» Владимира Савина.


Стадион строился под требования чемпионата мира по футболу. Насколько его инфраструктура оптимальна сейчас в плане загрузки?

Судите сами: арена находится в отличном состоянии, футбольное поле – одно из лучших в России. На стадионе 41 ложа и на большинстве матчей «Балтики» они востребованы практически все. Сейчас разрабатывается проект, в котором 15 лож будут переделаны под мобильный гостиничный комплекс: в дни матчей мобильные кровати можно убрать, и использовать ложи по первоначальному назначению. 

Много помещений на стадионе востребованы под офисы. Также мы переоборудовали некоторые технические помещения для занятий физкультурой и спортом. У нас работают четыре спортшколы, в которых суммарно занимаются 20 видами спорта. Есть собственный суббренд – спортивный клуб «Наследие», в рамках которого развиваем фехтование. Инструктор – француз, и это вызывает интерес у публики. Открываем зал единоборств площадью около 600 м2 с четырьмя зонами: татами, бокса, смешанных единоборств и кроссфита.

С 10 утра до 10 вечера все желающие могут пользоваться инфраструктурой стадиона. В доступе – беговая дорожка, многофункциональная площадка, малое футбольное поле, памп-трек, центр уличного баскетбола на семь колец, зона воркаута. Планируем поставить еще и уличные тренажеры, площадку для панна-футбола. Все на безвозмездной основе.

Весной хотим открыть кинотеатр под открытым небом, а перед Новым годом поставим елку, домик Деда Мороза, выдержанный в стиле «Хроники Нарнии».

В районе стадиона планируется застройка. Это вам в плюс?

Появятся дополнительные маршруты общественного транспорта, увеличится трафик. Минусов я не вижу.

Зачем стадиону талисман? Как бетонная свая Эдик поможет в продвижении стадиона?

Основная задача Эдика – коммуникация с аудиторией, ее привлечение. Нам необходимо нынешнюю аудиторию расширять, ведь несмотря на то что стадион – это спортивный объект, на нем мы планируем проводить не только спортивные мероприятия. Активность в соцсетях способна привлечь людей самых разных возрастов, и Эдик как забавный персонаж и талисман стадиона для этих целей подходит наилучшим образом. Его придумали в отделе сопровождения мероприятий, автор Эдика – Денис Шумилин. Отмечу, что талисман презентовали во время проведения «Арены Форум», масштабного мероприятия, посвященного спортивным объектам, и там он вызвал однозначно хорошую реакцию. Кстати, многие спрашивают, сколько стоила «активация Эдика», ответ – «нисколько», все это было реализовано сотрудниками стадиона.

Как складываются ваши взаимоотношения с ФК «Балтика»? Какой процент бюджета стадиону приносит футбольный клуб? Как коронавирусные ограничения сказываются на доходах от сотрудничества с ним?

Это наш стратегический партнер, и мы всегда находим возможность договориться. Насчет ограничений: для того чтобы получить разрешение Роспотребнадзора на проведение матчей «Балтики» со зрителями, нужен статус «зоны COVID-free». И мы сделали все возможное, чтобы обеспечить максимально быструю проверку кодов и документов, инвестировав в специальное оборудование.

Какие крупные спортивные мероприятия предполагается проводить на стадионе в ближайшие годы?

Шли переговоры о проведении матчей белорусских клубов в еврокубках. Но обе команды неожиданно проиграли в ранних стадиях и выбыли. Сборная Белоруссии почему-то предпочла Казань, хотя мы ближе географически и плотно общались с национальной федерацией футбола. Тем не менее в 2022-м мы готовы принимать домашние матчи клубов из этой страны в еврокубках.

У нас не первый год проводятся соревнования по регби: встречи первенства Европы (U18), играет сборная России. Уровень инфраструктуры и проведения турнира признан отечественной и континентальной федерациями образцовым. Есть вероятность, что в мае примем финал еврокубка по регби. Кроме того, уже создана приграничная футбольная лига, в планах проведение матчей с участием «Балтики», а также польских и германских команд.

Насколько стадион востребован для концертов и других неспортивных мероприятий?

Для рентабельности стадион подобного масштаба должен принять минимум 20 тысяч зрителей. Очень хотим в 2023 году привезти в Калининград суперкоманду, ее название пока держим в секрете. Для подобных мероприятий калининградской аудитории недостаточно, нужна публика из разных городов России и даже близлежащих стран. Поэтому при планировании важно, чтобы группа не выступала в городах Польши и Литвы, например. На стадионе руководит этим направлением видный калининградский продюсер и организатор Андрей Левченко, и после снятия ограничений мы проявим себя в этом направлении деятельности в полном масштабе.

В какую сумму обходится содержание стадиона в год? Каковы основные статьи расходов и доходов?

Около 200–220 миллионов рублей в год. Наше штатное расписание составляет 99 человек. Для оптимизации расходов отказываемся от внешнего подрядчика по обслуживанию футбольного поля, создаем собственную службу агрономов. Плюс клининг, охрана объекта.

Поступления от спортивных и культурно-массовых мероприятий составляют около 70% наших доходов, остальное – сдача помещений в аренду и другие услуги. В нынешнем году выходим на цифру в 60–65 миллионов привлеченных внебюджетных средств.

Детские секции на стадионе – это социальный проект или стадион с их помощью зарабатывает?

Спортшколы – это госзадание. Мы предоставляем помещение на безвозмездной основе для тренировок детей. А вот на занятиях по фехтованию зарабатываем, как и на сдаче в аренду помещений детской футбольной школе, работающей на коммерческой основе. На прилегающей территории стадиона расположены две лучшие трассы для картинга в регионе: детская и взрослая. Обе востребованы как для официальных стартов, так и просто заездов – это тоже источник дохода для нас. Платные группы имеются в клубе единоборств. Можем также предложить арендаторам футбольное поле с подогревом и искусственным освещением, теннисные корты. В планах строительство ледовой арены для команды МХЛ.

Раз затронули тему социальных проектов, хочу рассказать про «Балтийское долголетие», он для взрослой аудитории (50+).  Для этого социального проекта мы сначала привлекали спонсора, но затем получили поддержку правительства. В его рамках развиваем скандинавскую ходьбу, йогу, танцы, цигун и гимнастику. Все желающие могут заниматься бесплатно два раза в неделю.

Еще хотел сказать про социальные аспекты нашей внутристадионной жизни. В работе стараемся придерживаться принципов ESG – заключили контракт с компанией, занимающейся переработкой мусора, у нас созданы условия для раздельного сбора отходов как для сотрудников, так и для посетителей объекта.

У всех сотрудников стадиона есть возможность заниматься спортом прямо на работе. Наша корпоративная система построена так, что инициатива всячески поощряется.

А еще мы чувствуем ответственность за регион. Для эффективной интеграции тех, кто приезжает в Калининградскую область на постоянное жительство: чтобы процесс адаптации у них шел быстрее, планируем создавать специальные условия для посещения спортивных мероприятий, проходящих на стадионе.

Проводятся ли по стадиону экскурсии?

Да, мы организуем групповые туры, которые включают экскурсии по самым интересным местам, включая Музей славы. В нем представлены различные артефакты, связанные со звездами как мирового, так и калининградского спорта. Детям такие туры очень нравятся, хотим продвигать их и среди туристов.  Есть в планах открыть в музее магазин собственной атрибутики, где можно будет купить и сувениры, связанные в том числе с Эдиком.

Сейчас работаем еще над одним проектом, обещающим стать громким, – размещением на стадионе объектов паблик-арта. При помощи объектов современного искусства хотим затронуть неоднозначные спортивные темы: профессиональную деформацию, гендерную проблематику, взаимоотношение спорта и политики, социализации атлетов после окончания карьеры, гуманистического аспекта спорта. А также напомнить, что серьезные занятия спортом не всегда полезны для здоровья, в отличие от умеренной физической активности. Проект необычный и масштабный, привлекаем самых известных и талантливых российских художников со всей России. Думаем об 11 арт-объектах, но начать хотим с трех.

Концепция наследия чемпионата мира по футболу 2018 года предполагает, что стадион выйдет на самоокупаемость в 2024 году. Насколько это реально?

У нас есть бизнес-план до конца 2023 года, мы регулярно его корректируем, адаптируясь на изменения внешней среды. Стоит задача продажи нейминга стадиона в 2022 году. Пока не могу вдаваться в детали, с кем и как ведутся переговоры. Если все случится, то самоокупаемость станет реальнее. В мире нет стадионов, которые зарабатывают, если рассматривать операционную деятельность отдельно от команды. Если «Балтика» выйдет в премьер-лигу, а такая задача стоит, то нам станет легче в экономическом плане. Да и болельщикам будет интереснее.