Даешь арт!

Большой спорт № декабрь 2021 (148)
Текст: Наталья Роно Фото: Александр Ноздрин
Сгоняв на флагмане Renault из Нижнего Новгорода в Выксу, мы сделали два интересных вывода. Первое: в Нижегородской области есть стрит-арт мирового уровня. Второе: в его эстетику отлично вписывается Renault Arkana в новой лимитированной серии Pulse.


Добраться до Выксы на общественном транспорте не так-то просто: самолеты в этот городок в
Нижегородской области не летают, поезда до него не доезжают, а передвигаться на
автобусах, которые, правда, идут аж от самой Москвы, крайне утомительно. Но
ехать в Выксу надо! Особенно тем, кто увлечен городскими субкультурами:
визуальными, музыкальными, экстремальными. За последние 11 лет Выкса
превратилась в один из центров российского стрит-арта – с 2011 года здесь
проводится фестиваль «Арт-Овраг», объединяющий современное искусство,
паблик-арт, музыку и спорт. Решено: берем в Нижнем Новгороде автомобиль и
стартуем.

 

На выбор компания Renault предложила нам купе-кроссовер Renault Arkana нового
модельного года в двух версиях
, совпадающих по техническим
характеристикам
: в топововой комплектации Prime и лимитированной версии Pulse.
Мы остановились на последней модели из-за деталей в ее экстерьере.

 

Ставим Pulse плюс

 

Расстояние до Выксы – 186 км. Дорога однополосная, петляет, проходит через населенные пункты,
поэтому ехать придется в одну сторону около четырех часов. Этого вполне
достаточно, чтобы досконально изучить автомобиль, на котором мы отправились в
путешествие. Тем более что Renault Arkana Pulse, флагман французской марки,
явно заслуживает к себе пристального внимания.

 

Как известно, Arkana создавался в 2018-м с чистого листа в ответ на запрос
о более драйверской модели. И внешне он именно такой: спортивный, поджарый,
готовый по первому зову броситься вперед на всех парах.
Arkana, без сомнения, красив. В чем мы дополнительно убедились, заставив его позировать на фоне уличных фресок в Нижнем Новгороде и
Выксе: в стилистику и энергетику стрит-арта автомобиль вписывается отлично. Все
же этот Renault, несмотря на полный привод, – модная городская штучка. В версии
Pulse он стал еще артистичнее: к цветному кузову
здесь добавлена черная крыша с «плавником акулы», в темных тонах также сделаны 17-дюймовые колесные диски Montis и
накладки боковых зеркал. Такой визуальный
контраст силуэту
Arkana очень идет.

 

Стильную линию кузова подчеркивает и оптика фирменного дизайна Renault.
В пульсирующей «лимитке» она полностью светодиодная, обеспечивающая мощный
световой поток. Так что оказавшись где-то в лесах в Нижегородской области (а
это один из самых лесных регионов России), вы, безусловно, прикоснетесь к
русской хтони, но не погрузитесь в полную темень. Автомобиль озарит вам путь и
вывезет в цивилизацию. Renault вообще традиционно хорошо справляется с плохими
дорогами и откровенным бездорожьем, а уж Renault Arkana Pulse и подавно. Под
его капотом – 1,3-литровый двигатель TCe 150 с турбонаддувом мощностью 150 л. с., разработанный
Renault-Nissan совместно с Daimler, автоматическая трансмиссия CVT X-Tronic
нового поколения и интеллектуальная система полного привода. На выбор водителю
предлагается три режима вождения:
My Sense, Sport и Eco. Каждый из них имеет индивидуальные настройки
климат-контроля и подсветки салона Ambient Light в восьми цветах.

 

Внутри автомобиля аскетично, но стильно. Салон оформлен в тон крыше: черный с красными акцентами.
Когда едешь долго и часто нудно из-за однополосной трассы, понимаешь, что
хорошая аудиосистема – наиважнейшее условие приятного путешествия. В Renault
Arkana Pulse установлена премиальная
Bose с восемью динамиками, усилителем и сабвуфером, причем специально разработанная для этой
модели. Она выдает концертное качество звучания. Автомобиль также оснащен новой
мультимедийной системой Easy Link с сенсорным 8-дюймовым экраном. Управлять
автомобилем можно и голосом. На случай если вы заскучали в пути, Алиса, Siri и
Google Assistant составят вам компанию: могут незатейливо поболтать, написать и
отправить сообщение, сделать звонок, найти необходимую информацию в интернете.
Например, о выксунских граффити. Мобильная связь на всем протяжении пути почти
не пропадает. Так что если вы о российском стрит-арте ничего не знаете, то по
дороге из Нижнего в Выксу у вас есть возможность восполнить этот пробел.

 

Это не сон

 

Выкса встретит лесом. Он окружает город и заполняет его изнутри. Здесь расположено два
впечатляющих лесопарка: «Лебединый рай», разбитый еще в
XVIII веке купцами и заводчиками братьями Баташевыми, и «Посадки» с могучими соснами, посаженными в 1890-х Антоном Лессингом, тогдашним управляющим Выксунского
металлургического завода. Идешь среди деревьев – и вдруг то ли из глубины леса,
то ли из темноты собственного подсознания перед тобой всплывает магическое
заклинание: «Это не сон». Световая инсталляция Тимофея Ради – один из самых
удивительных выксунских арт-объектов
.

 

То, что провинциальная, индустриальная Выкса, сплошь застроенная унылой советской архитектурой, стала центром искусств, – уже не сон. Каждый год начиная с 2011-го на здешний фестиваль «Арт-Овраг»
съезжаются художники из России и других стран, чтобы разрисовать стены домов, заполнить
общественные пространства
инсталляциями и скульптурами. Деньги на художественные эксперименты дает миллиардер
Анатолий Седых, владелец
Выксунского металлургического завода и «Объединенной металлургической компании». Его жена Ирина возглавляет благотворительный фонд «ОМК-Участие», который и выступает
организатором фестиваля. Поначалу местные жители недоумевали и возмущались, что
кто-то рисует на стенах их невзрачных домов, но потом втянулись в арт-игру,
начали принимать в ней активное участие. Конечно, недовольные и есть сегодня,
но даже они не могут не признать пользу искусства: городское пространство
теперь выглядит дружелюбнее, молодежь пьет и курит меньше, увлекшись разными
городскими видами спорта, которые обычно входят в программу фестиваля.

 

Количество арт-объектов, собранных в городе за 10 лет, действительно поражает. Есть здесь, например, гигантский деревянный «Единорог»
венгра Габора Соеке, одного из ведущих [незаконченная мысль]. Установленный еще
в 2013-м, он уже признан негласным символом города. Шотландец Роб Малхолланд,
исследующий взаимоотношения человека с окружающей средой, сделал для Выксы сюрреалистическую арку, тяжелый металл в которой кажется легкими ветками. Про свойства металла выксовчане знают почти все – половина жителей работает на Выксунском металлургическом заводе. Но эта инсталляция – не только про металл, но еще и оммаж инженеру Шухову, по проекту которого в городе построена водонапорная башня.

 

Территория завода также прирастает искусством – здесь создается индустриальный стрит-арт-парк и уже проводятся экскурсии. Посетить
предприятие стоит ради самых больших граффити в Европе – «Выкса 10 000»
художника Миши Most.
Созданная в 2017 году фреска занимает 10 000 м2. Неподалеку от нее – мурал в стиле кубизма Алексея Луки, посвященный внутренней жизни цеха,
фасад которого украшает. Показательно, что в создании работы художнику помогли
рабочие завода – они утвердили эскиз и раскрасили небольшой участок.

 

Но главный хит – «Стой – Иди» Эрика Булатова, самого
известного и дорогого из постсоветских мэтров. Это
первая работа художника в жанре стрит-арта и самая большая в его портфолио: площадь мурала – 2500 м2. Фреска создана по мотивам
двух картин: «Стой – Иди» 1975 года и «Амбар в Нормандии» 2011-го. Чтобы
нанести ее на стену цеха завода, потребовалось 20 дней, 400 литров краски и
почти 700 аэрозольных баллонов.

 

Индустриальный стрит-арт-парк, который сегодня постепенно
создается на территории
Выксунского металлургического завода, будет
первым подобным проектом в России. Впускать на закрытую индустриальную
территорию посторонних и тем более свободных художников у нас как-то не
принято, а вот в Выксе решились.
Куратор проекта Ольга Погасова надеется, что через 10 лет на заводе соберется «карта
российского стрит-арта». И это прекрасный повод вернуться в Выксу.