Они появляются на льду вечерами после утомительной работы в офисе и проводят на хоккейной площадке все выходные напролет, показывая зачастую довольно высокий уровень мастерства. Бизнесмены, банкиры, директора и топ-менеджеры готовы безоговорочно выполнять все команды своего тренера, потому что очень хотят играть и выигрывать. О том, по каким законам живет любительский хоккей и сколько нужно заплатить, чтобы стать участником Российской любительской хоккейной лиги (РЛХЛ), в интервью журналу «Большой спорт» рассказывают спортивный директор этой организации Сергей Пилюгин, капитан корпоративной команды МТС Сергей Дружченко и нападающий «Банкиров и Партнеров» Дмитрий Бартенев.
Какие цели и задачи ставит перед собой Российская любительская лига?
Как и КХЛ, РЛХЛ – это прежде всего коммерческий проект, просто обороты у нас другие, да и игроки, впрочем, тоже. КХЛ – это профессионалы, грубо говоря, в возрасте от 16 до 40 лет. Все же остальные, начиная с тех, кто посмотрел хоккей и решил выйти на лед сам, и заканчивая именитыми ветеранами, – предмет нашего интереса.
Вы сказали, что РЛХЛ – коммерческий продукт. А за счет чего живет лига?
За счет членских взносов и спонсоров (куда же без них?). У нас есть возможность арендовать хоккейные площадки в ЛДС «Центральный» по приемлемым ценам, а объем игр очень большой. Для того чтобы еженедельно организовывать туры, необходимо в выходные проводить по 15 матчей. Некоторые коллективы выступают в РЛХЛ именно из-за удобного времени аренды льда. Не секрет, что в Москве существуют и другие подобные структуры, у каждой есть свои достоинства: одна – более массовая, но состязания там устраиваются на разных катках, в другой – матчи проходят только в будни. Сумма, которую необходимо заплатить для участия, не всем по карману – есть команды, представляющие крупные предприятия, но немало и просто групп друзей, буквально «сбрасывающихся» на вступительные взносы. Именно для того чтобы не взвинчивать цены, мы и стараемся привлекать в РЛХЛ спонсоров.
А какую сумму нужно внести за участие в дивизионе Владимира Голикова, слабейшем в вашей лиге?
От силы дивизиона в данном случае мало что зависит. Дивизионы формируются по хоккейному прошлому участников, и еще вопрос, какой сильнее – Владимира Голикова или Юрия Лебедева. Команда приходит со вступительным взносом и за это получает лед для проведения матчей и судейство. Тренируются все за свой счет, но каждый платит разные суммы: кто-то занимается по три-четыре раза в неделю в одном дворце, кто-то просто играет. Думаю, что минимальная сумма, которую нужно потратить команде, – около 250 тысяч рублей (это вступительный взнос плюс накладные расходы).
Отслеживаете ли вы статус игроков – так, человек заявился как любитель, а на самом деле окончил спортшколу по хоккею?
Сама идея разделять хоккеистов по статусу возникла вскоре после образования РЛХЛ – матчи, заканчивающиеся со счетом 20:0, никому не интересны. Не каждый эксперт может дать авторитетную оценку мастерству спортсмена. В итоге мы разбили игроков на три группы в соответствии с их хоккейным прошлым: мастер – хоккеист, выступавший на уровне первой лиги чемпионата России и выше; спортшкольник – человек, окончивший спортивную школу по хоккею, и любитель. Сейчас количество катков увеличилось, у нас играет больше людей, и трех классификационных групп становится уже недостаточно, надо придумать, как «подробить» массу любителей. Соответствует ли реальный статус хоккеиста заявленному, мы проверяем по своей информационной базе – взаимодействуем с ФХР, региональными федерациями, архивами и статистиками. Если я, например, вижу, что человек, заявленный как любитель, играет очень хорошо и родился при этом в Магнитогорске, то по своим каналам проверяю, не занимался ли он в местной хоккейной школе. Мир очень тесен. Если узнаем, что игрок солгал в самолично заполненной анкете, сотрудничество прекращаем навсегда. Уже в текущем сезоне были случаи подделки документов. Такое происходит с теми, кто недавно в любительском хоккее.
Две команды РЛХЛ – «Газпромбанк» и «Конгрэс» – почти полностью сформированы из именитых игроков, многим из которых нет и сорока. Как вы оцениваете их спортивный уровень?
Хоккеисты там собраны действительно хорошие, и многие из них еще могли бы выступать на профессиональном уровне, но по разным причинам не делают этого. Так, представьте себе, что у хоккеиста есть свой бизнес, приносящий доход и требующий много времени, в КХЛ не приглашают, а клуб высшей лиги предлагает зарплату в несколько раз меньше той суммы, которую он зарабатывает благодаря коммерческой деятельности. В таком случае игрок принимает решение прервать спортивную карьеру, а форму поддерживать, участвуя в матчах РЛХЛ. И таких примеров немало.
И в каком направлении вы собираетесь развивать РЛХЛ в ближайшем будущем?
Прежде всего – совершенствовать то, что уже имеем. По уровню организации матчей мы ничем не уступаем первой и, возможно, даже Высшей лиге чемпионата России – у нас работают профессиональные судьи, дикторы, все необходимые службы. Вторая задача – внешняя. Мы уже наладили связи по всей России – от Калининграда до Сахалина, и теперь нужно объединять все это в одно целое. В нынешнем сезоне действуют два филиала РЛХЛ – в Санкт-Петербурге и на Сахалине, ведем переговоры и с представителями других городов. Также мы устраиваем ежегодный фестиваль любительского хоккея, который, по сути, является своего рода общероссийским финалом, куда приезжают команды – победители региональных первенств. Нужно, чтобы в Москве и на периферии играли по единым правилам и не возникали бы ситуации, когда мастера выходят на лед, дабы сразиться с любителями. Ведь пока в непрофессиональном хоккее не команды создаются под регламент, а регламент – под команды.
Как образовалась команда МТС по хоккею?
Четыре с половиной года назад хоккеисты-энтузиасты обратились к руководству нашей компании с просьбой помочь им арендовать лед. Сначала, как говорится, катались по прямой, от бортика к бортику. Со временем чему-то научились, к нам стали подключаться и игроки с более высоким уровнем мастерства. В итоге полтора года назад стали проводить товарищеские матчи с командой АФК «Система», затем решили найти себе тренера, договорились об аренде ледовых площадок в ЛДС «Центральный». Сейчас с нами занимается бывший профессиональный хоккеист Борис Соломатин, помогает осваивать тактику. Благодаря ему игроки здорово прибавили за последний год. В сентябре 2008-го мы заявились в РЛХЛ, для начала в слабейший дивизион Владимира Голикова. Надеемся занять там первое место.
Велика ли разница в мастерстве между Соломатиным, которому уже больше 50 лет, и более молодыми, но не игравшими на профессиональном уровне хоккеистами?
По статистике, лучший бомбардир нашей команды – Николай Зволейко. Соломатин же выступает в роли разыгрывающего. В большинстве случаев, когда можно поразить ворота самостоятельно, Борис предпочитает отдать хороший пас партнеру, играет на команду и тем самым поддерживает молодежь.
У вас с Соломатиным подписан контракт?
Нет, есть лишь личная договоренность. Около 70 процентов игроков команды – это сотрудники МТС или бывшие служащие компании. Регламент допускает в нашем дивизионе заявку двух спортшкольников в составе команды. К ним приравнивают мастеров в возрасте старше 50 лет, в частности Бориса Соломатина.
Во сколько пятерок играет ваша команда?
В три. У нас три пятерки основного состава и столько же – второго. Если кто-то не может принять участие в матче по личным обстоятельствам, хоккеисты-дублеры всегда готовы его заменить.
Есть ли у вас планы по профессиональному росту команды – собираетесь ли приглашать игроков со стороны, чтобы заявиться в более сильный дивизион?
Об этом будем говорить по результатам текущего сезона. Думаю, команды, занявшие первые места в слабейших дивизионах, должны рокироваться с худшими из более сильных. В противном случае станет просто неинтересно побеждать из раза в раз.
А в каком возрасте вы занялись хоккеем?
Впервые встал на коньки три с половиной года назад, а до этого играл в корпоративной футбольной команде. Тренировался много – и с другими хоккеистами, и самостоятельно, и с друзьями. В среднем получалось по четыре занятия в неделю. В апреле 2008-го в составе команды летал на международный любительский турнир в США (Форт-Лодердейл, Флорида). Больше всего меня поразило там то, что на маленьких площадках непрофессионалы показывают по-настоящему красивый командный хоккей.
Значительно ли отличается экипировка, в которой вы играли в начале спортивной карьеры, от сегодняшней?
Сегодня мы стараемся придерживаться единого стиля в экипировке, чего не было на первых порах. Не нужно сразу покупать очень модную и дорогую форму. Вдруг не понравится, и окажется, что попусту потрачена значительная сумма. По самым скромным подсчетам, придется выложить 10–15 тысяч рублей. Мне на стартовом этапе хватило 500 долларов. Конечно, сейчас и «защита покрепче», и клюшки «поинтереснее». Но для начала вполне можно ограничиться деревянной клюшкой – набивать руку лучше именно с ее помощью.
Хоккей – достаточно затратное хобби. Как финансируется ваша команда?
Мы объединились по собственной инициативе, каждый игрок приходил со своей формой. Компания МТС материально поддерживает нас в вопросах аренды льда. В период экономического кризиса всем тяжело, и любительским командам тоже, поэтому вопрос о финансировании будем решать как самостоятельно, так и с руководством МТС.
Меняется ли в связи с кризисом стоимость участия команды в РЛХЛ?
На первом месте все же огромное желание играть в хоккей, а не цена вопроса. Среди хоккеистов-любителей есть обеспеченные люди, которые могут поддержать команду в трудный момент.
_Вы выступаете за команду «Банкиры и Партнеры». Как возникла идея ее создания? _
В команду я попал случайно. Однажды не успел на свою обычную тренировку, поехал в «Лужники», где как раз занимались «Банкиры и Партнеры», спросил, не нужен ли им игрок, и остался. Я здесь уже почти полгода. Команда заявлялась в РЛХЛ и раньше, но для меня это первый опыт участия в лиге, то есть переход на новый уровень: одно дело – товарищеский матч, и совсем другое – официальный. Уровень ответственности значительно выше. Чувствуешь, что результат зависит от каждого, и от тебя в частности.
А когда вы начали заниматься хоккеем?
Я стал играть в 30 лет. Мне в принципе нравятся командные динамичные виды спорта, в которых никогда не знаешь, что произойдет в следующую секунду. До того как заняться хоккеем, мы практиковали «дикий» футбол – арендовали борцовский зал, гоняли полуспущенный мяч, и правило было только одно: нельзя бить человека, все остальное зависело от степени агрессивности игроков и накала матча. Останавливалась игра лишь после того, как кто-то говорил «Стоп», а сделать это можно, только если тебе действительно плохо и ты физически не в состоянии продолжать борьбу. Через две минуты такого поединка забывались все проблемы. Со временем эта забава сошла на нет. И восемь лет назад я начал заниматься хоккеем, присоединился к команде одного из банков, где работал мой друг. Готовил нас заслуженный тренер СССР Виталий Ерфилов: «ставил» катание, учил владеть клюшкой.
А почему команда «Банкиры и Партнеры» заявилась именно в РЛХЛ?
Честно говоря, для меня вообще не принципиально, где выступать, – я просто люблю хоккей. Важно было выйти на другой уровень, принимать участие в официальных матчах. Сейчас есть несколько вариантов команд, в которых я могу играть, и это интересно. В тех, что послабее, можно действовать в нападении, много забивать, в более сильных – на позиции защитника.
Хоккей, в который играют в России и NHL, принципиально различается. Вы тренируетесь в свитере New York Rangers. Это что-нибудь означает? Предпочитаете ли вы североамериканскую версию этой игры?
Хоккей в NHL мне нравится больше – он быстрее и профессиональнее. Между тем я не являюсь поклонником какого-то определенного клуба. Свитер New York Rangers купил в США – так уж сложилось, что за игрой этой команды слежу внимательнее, чем за другими. А вот номер 31 выбрал потому, что в хоккей пришел в тридцать, а через год окончательно понял, что это мое.
Любительский хоккей по своей сути ближе к европейскому, чем к североамериканскому – из-за недостаточной физической подготовки здесь приходится больше играть в пас. Вы согласны с таким утверждением?
Доля правды в этом есть – при недостаточной физической готовности легче отдать пас, чем пробежать полплощадки. Но даже в NHL эффективность игры в пас в любом случае выше. Конечно, есть звезды (тот же Александр Овечкин), способные поразить ворота почти в одиночку, но в целом преимущество комбинационного хоккея неоспоримо.
А над тактикой вы работаете под руководством Виталия Ерфилова?
Есть расхожая шутка: сегодня отрабатываем выход из раздевалки. Но на самом деле, конечно, тренируем комбинации. Мне даже хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось технике катания, владения клюшкой. Но поскольку спорт любительский, приходится расставлять приоритеты.
Во сколько пятерок играет команда «Банкиры и Партнеры»?
В три. В зависимости от того, какой собирается состав на матч, действую в защите или нападении.
Хотели бы вы сами создать хоккейную команду, чтобы быть не исполнителем, а генератором идей – в частности, разрабатывать тактику?
Никогда об этом не задумывался, дискомфорта от своего статуса игрока я не испытываю. Конечно, я вижу, что порой комбинация развивается не так, как надо. Но КПД в хоккее не слишком высок – для того чтобы забросить шайбу, нужно создать пять-семь голевых моментов. Руководящих обязанностей мне хватает на работе, игра дает колоссальную физическую нагрузку, но в эмоциональном плане – это отдых.
Нередко приходится слышать, что любительский спорт – это возможность не только интересно провести время, но и наладить полезные деловые контакты, а также решить в неформальной обстановке вопросы, связанные с бизнесом. Помог ли вам хоккей в профессиональном плане?
Я не ставлю перед собой такой задачи. Недавно впервые за восемь лет спросил партнера по команде, где он работает. Выяснилось, что мы можем быть полезны друг другу в деловом плане. Но в хоккее не слишком удобно налаживать бизнес-контакты: на скамейке между сменами сидишь буквально минуту, потом – снова на лед. А после тренировки, как говорится, «ни петь, ни рисовать». Вот теннис для этого больше подходит – там игра более расслабленная, существуют перерывы между геймами. Или гольф – часами ходишь по полю, волей-неволей начинаешь общаться.
Ставите ли вы перед собой какие-либо цели, связанные с хоккеем?
Стараюсь тренироваться минимум два раза в неделю. РЛХЛ как лига меня устраивает, команда тоже, поэтому я не собираюсь делать резких движений. Самое важное – играть в хоккей, получать удовольствие и ощущать дух здорового соперничества.