С творчеством шведского фотографа Оскара Енандера мы познакомились не где-нибудь, а в швейцарском Энгельберге, где тот бывает довольно часто, так как считает этот горнолыжный курорт настоящим фрирайдерским раем. Его зрелищная фотогалерея украшает холл отеля Ski Lodge Engelberg, владельцы которого позиционируют это заведение «как истинно прорайдеровское» (by riders for riders). О том, что должен уметь фотограф экстремальных видов спорта и какую камеру он использует для своих горнолыжных проектов, Оскар Енандер рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Вы не только снимаете горнолыжный спорт, но и сами активно им занимаетесь. По вашему мнению, спортивный фотограф обязательно должен быть и неплохим спортсменом?
Да. Если ты сам не умеешь кататься на лыжах или сноуборде, то вряд ли сделаешь удачные кадры. Ведь для того чтобы найти верный ракурс, порой приходится забираться в самое труднодоступное место. Еще один важный аспект – «чувство спорта». Если не интересуешься тем, что фотографируешь, передать ощущение едва ли удастся. Я видел немало работ известных студийных фотографов, однако, оказавшись в горах, все эти люди снимали откровенно плохо. Можно быть великим мастером студийной фотографии, но для того чтобы сделать хорошие спортивные кадры, нужно знать, как выполняется то или иное движение.
А что наиболее интересно именно вам – делать постановочные снимки или фотографировать соревнования вживую?
Мне нравится находиться в естественной для райдера среде. И не важно, идет речь о джиббинге в городе или высоких горах.
Какую камеру вы используете для горнолыжных и сноубордических проектов?
Движущихся спортсменов снимаю с помощью Canon 1D Mark III. При необходимости использую вспышку Elinchrom.
Интересны ли вам спортивные проекты, не связанные с горным фрирайдом?
Летом я фотографировал велосипедистов – даунхилл в маунтинбайке и BMX. Мне нравится рассматривать снимки серфингистов, но сам я пока с ними не работаю. Сначала нужно как следует погрузиться в этот вид спорта и затем учиться у тех, кто умеет его запечатлевать.
Вы снимали Камчатку. Как удалось забраться в такую даль?
На Камчатку я отправился по просьбе компании Peak Performance и делал фотографии для Peak Magazine. Это было действительно захватывающее путешествие, я повстречался с очень дружелюбными людьми. В тех краях можно здорово покататься с больших вулканов и полюбоваться видами моря.
У вас немало профессиональных наград. Какие из них цените больше всего? Насколько для вас вообще важно общественное признание?
Конечно, когда люди любят и ценят мой труд, это приятно. Я не зацикливаюсь на наградах, однако должен признать, что испытал массу положительных эмоций, когда впервые получил премию за лучший снимок года от журнала Powder. Это было в самом начале карьеры и послужило отличным стимулом для дальнейшей работы. Недавно мое фото поместили на обложку ежегодника Powder Photo Annual – о таком профессиональном признании я мечтал очень давно.