Дуумвират

Большой спорт №3 (31) Март 2009
Николай Орлов
О судьбе Евротура, целях, которые ставятся на каждом его этапе, и принципах формирования сборной России в интервью журналу «Большой спорт» рассказывают главный тренер национальной команды Вячеслав Быков и его помощник Игорь Захаркин.

24 апреля в Швейцарии стартует чемпионат мира по хоккею, где сборной России придется отстаивать завоеванное в прошлом году в Канаде звание сильнейшей на планете. Единственным соревнованием, в ходе которого тренерский штаб может проверить кандидатов в команду, является Евротур. Однако в последнее время все чаще говорят о необходимости его отмены в связи с чрезвычайной загруженностью хоккеистов. О судьбе Евротура, целях, которые ставятся на каждом его этапе, и принципах формирования сборной России в интервью журналу «Большой спорт» рассказывают главный тренер национальной команды Вячеслав Быков и его помощник Игорь Захаркин.

По какому принципу вы отбираете хокке­истов для участия в Евротуре?

Игорь Захаркин (И.З.): Наша задача – сформировать команду для участия в мировом первенстве, поэтому мы хотим просмотреть всех кандидатов, которые реально или потенциально могут стать членами сборной. Но существует проблема жесткого календаря в КХЛ – многие спортсмены приезжают выхолощенными. Кроме того, за короткое время хоккеистам надо привить нашу систему игры, правильно донести игровую схему до тех, кто будет выступать в одном звене. Очень важно видеть спортсмена в концепции команды. Даже индивидуальная статистика здесь не показатель. Бывает, что хоккеист вроде бы действовал неярко, но привнес качества, позволившие заблистать тому или другому звену.

Вячеслав Быков (В.Б.): Расширение круга кандидатов в сборную – не самоцель. Нам нужна здоровая качественная конкуренция за место в составе. В любом случае стараемся подобрать состав так, чтобы команда давала результат – уверенность в себе формируется только через победы.

Вы сказали, что хотите посмотреть всех кандидатов в команду, тем не менее постоянно отдаете предпочтение двум голкиперам – Александру Еременко и Константину Барулину. Других вариантов нет?

В.Б.: Мы считаем, что на данный момент это два сильнейших российских голкипера КХЛ, поэтому и предоставляем им возможность получить игровую практику, учитывая тот факт, что в сезоне не так много матчей международного уровня, сравнимых с Евротуром по накалу. Конкуренция есть – заявляют о себе юные спортсмены, но им нужно время. Я знаю, что ведется дискуссия о необходимости привлечения в национальную команду молодых вратарей, но мы думаем, что делать это преждевременно. Для начала им надо пройти через систему других сборных. Например, второй или юниорской.

Значит, вы уже определились с тем, какие вратари отправятся на чемпионат мира в Швейцарию?

В.Б.: Мы не сбрасываем со счетов московского динамовца Михаила Бирюкова, имеющего опыт выступления на чемпионате мира.

И.З.: Определенная стратегия есть. В частности, не исключен вариант, при котором в команде появится вратарь из NHL.

На шведский этап Евротура были приглашены семь хоккеистов ЦСКА. Чем обусловлено столь обширное представительство возглавляемого вами клуба в национальной команде?

И.З.: Только их квалификацией. У нас не было мысли специально «вытягивать» в сборную игроков своего клуба. В ЦСКА есть интересные молодые хоккеисты высокого класса, в частности Сергей Широков и Денис Паршин, но мы не приглашаем их в национальную команду. В ней должны выступать зрелые спортсмены: одно из основных требований для попадания в сборную – психологическая надежность. Для того чтобы ее обрести, молодежи нужно время.

Нередко приходится слышать мнение, что из-за Евротура хоккеисты теряют игровой тонус. Как вы можете прокомментировать такую точку зрения с позиции тренера ЦСКА?

В.Б.: Мы выстраиваем работу таким образом, чтобы спортсмены постоянно находились в тонусе. Тренерский коллектив, остающийся в клубе, реализует созданную нами программу, что позволяет хоккеистам поддерживать высокий уровень готовности. Игровой тонус и ритм восстанавливаются очень быстро.

Как при таком напряженном графике игр в КХЛ вам удается отслеживать выступления хоккеистов других клубов?

В.Б.: В сутках 24 часа, мы стараемся использовать их максимально эффективно. Есть специальные люди, отслеживающие информацию. Ставим перед ними конкретные задачи и, помимо собственных наблюдений, используем их отзывы.

У нас не было мысли специально «вытягивать» в сборную игроков своего клуба. В ЦСКА есть интересные молодые хоккеисты высокого класса, в частности Сергей Широков и Денис Паршин, но мы не приглашаем их в национальную команду. В ней должны играть зрелые спортсмены: одно из основных требований для попадания в сборную – психологическая надежность. Для того чтобы ее обрести, молодежи нужно время

И.З.: Есть интересующие нас игроки, и важно получить характеристику именно на них. Наши представители разговаривают с хоккеистами, менеджерами клубов и скаутами, просматривают матчи.

Вы сказали, что многие игроки приезжают выхолощенными. Как же решается проблема равного физического состояния хоккеистов?

И.З.: Когда собираешь команду для участия в краткосрочном турнире, очень важно правильно вывести игроков на определенный уровень работоспособности. Часто замечаем, что в клубах у спортсменов нет необходимой тренировочной нагрузки. Приходится за несколько дней выравнивать их функциональное состояние с помощью специальной методики – не хотелось бы конкретизировать, какой именно. Но главное – понимание того, что психическая нагрузка может компенсировать физическую работоспособность.

Будь ваша воля, какой этап Евротура вы отменили бы из-за тяжелого графика выступления хоккеистов?

В.Б.: Не думаю, что нужно что-то отменять. Важно перед началом сезона иметь четкие правила игры и исходя из них строить работу, продумывать стратегию для решения поставленных задач. Мы заранее распланировали подготовку и будем держаться намеченной программы.

И.З.: В Евротуре участвуют четыре наци­ональные сборные, и каждая страна обязана принять этап. К тому же существуют внутренние чемпионаты, плей-офф, обязательные в некоторых государствах праздники. Получается, что другого времени для проведения Евротура нет. Если говорить объективно, первый этап в Финляндии оказывается самым неоправданным – хоккеисты еще не набрали форму. Декабрьский в Москве очень интересен отечественным болельщикам, но представителям Швеции и Финляндии приезжать в Россию накануне Рождества не очень-то хочется, поэтому они и не привозят сильнейшие составы. В феврале клубы только разыгрались, готовятся к плей-офф в национальных первенствах, но приходится прерываться на шведскую стадию Евротура – это тоже не совсем правильно. Апрельский этап в Чехии по времени слишком близок к чемпионату мира, так что и это не лучший вариант. А как по-другому проводить? Если разбирать каждую часть соревнования в отдельности – есть плюсы и минусы, но в целом идея замечательная, и я думаю, что все страны-участницы поддерживают ее. Смотреть на проблему надо не только в соревновательном аспекте – это еще и борьба за спонсоров. Мы живем в мире с очень высокой конкуренцией, где хоккей должен завоевывать свое место, и Евротур не только позволяет тренерам формировать составы к мировому первенству, но и дает возможность болельщикам вживую смотреть на лучших игроков континента.

В некоторых странах существует негласное правило, в соответствии с которым игрока нельзя пригласить на этапы Евротура больше двух раз. Это так?

И.З.: Это гласное правило. Оно инициировано хоккеистами. Например, спортсмен не желает ехать на этап в Москву, а федерация не имеет права его заставить. Но у нас-то ситу­ация другая – игроки хотят выступать в сборной. Почему мы должны им запрещать?

Игрока нельзя пригласить на этапы Евротура больше двух раз. Это гласное правило, и оно инициировано хоккеистами. Например, если спортсмен не желает ехать на соревнование в Москву, то федерация не имеет права его заставить. Но у нас ситуация другая – хоккеисты хотят выступать в сборной. Почему мы должны им запрещать?

А может, выход надо искать в сокращении количества матчей в национальных чемпионатах?

В.Б.: Я не хотел бы отвечать на этот вопрос, так как он входит в компетенцию КХЛ, а клуб ЦСКА, который мы с Игорем Захаркиным представляем, является членом этой лиги. КХЛ старается создать продукт, удобный не только зрителю, но и приносящий дивиденды.

И.З.: Конечно, если сравнивать с советским периодом, то сейчас играют гораздо больше, но мне кажется, что вся деятельность профессионального спортсмена направлена на то, чтобы зарабатывать деньги и доставлять удовольствие зрителям. Так повелось еще со времен гладиаторских боев. Видимо, поэтому многие хоккеисты и говорят, что им лучше участвовать в матчах, чем тренироваться. В то же время в более низких дивизионах, а особенно у юниоров, долю тренировочного процесса необходимо увеличить.

Собираетесь ли вы в преддверии чемпионата мира отправиться в Северную Америку, чтобы лично переговорить с выступающими в NHL кандидатами в команду?

В.Б.: Глава ФХР Владислав Третьяк дал нам карт-бланш на такую поездку, но прежде чем решиться на это, нужно проанализировать ситуацию. Мы готовим сборную вне зависимости от того, будут ли в ней игроки из-за океана. К тому же нужно посмотреть, проходят ли в плей-офф NHL клубы, где выступают интересующие нас хоккеисты. Посмотрим ребят из коллективов, не попадающих в матчи на вылет, – смогут ли они усилить команду на той или иной позиции. После этого и определимся с поездкой.

И.З.: О подобном вояже можно говорить не только в плане подготовки к чемпионату мира в Швейцарии, но и с прицелом на Игры в Ванкувере – иногда очень полезно увидеть особенности игры на маленьких площадках, почувствовать атмосферу матчей в Северной Америке.

В.Б.: Подобные поездки запланированы и на следующий сезон – в преддверии Олимпиады. На чемпионате мира в Квебеке за сборную России играло много игроков из NHL, у нас доверительные отношения с ребятами. Мы не видим причин паниковать и срочно искать доверенное лицо, отправлять его в Северную Америку для налаживания контактов и решения дополнительных организационных проблем.

В 2010 году вам придется готовить фактически две команды: одну – к Олимпиаде, а вторую – к чемпионату мира?

И.З.: Если речь идет об игроках, выступающих в NHL, то нам достаточно просто понять, в каком они находятся состоянии, – квалификацию никто не оспаривает. Тренерское мастерство как раз и заключается в том, чтобы подготовить спортсменов к участию в конкретном турнире. Априори мы понимаем, что это хоккеисты высокого класса, соответствующие нашей игровой модели.

В.Б.: Безусловно, среди тех, кто выступает в NHL, будет существовать определенная конкуренция, и мы должны сделать правильный выбор.

Тот же Николай Жердев заявлял, что не хочет быть «второсортным» игроком и его не устроило приглашение в сборную России на предыдущий чемпионат мира в последний момент…

И.З.: Позиция «обиженного» в любом случае невыгодна. Тренерам нужно увидеть готовность хоккеиста приезжать в команду по первому требованию.

В.Б.: Когда на чемпионате мира в Квебеке возникла вратарская проблема, мы только задумались о том, как ее решить, а хоккеисты уже стали звонить, заявляя о своей готовности, тот же Сергей Звягин. Мы уважаем любую позицию спортсмена и не будем никого специально уговаривать.