Почти полсотни четырехтысячников, 250 зимних курортов и 7500 километров трасс – когда анализируешь горнолыжную инфраструктуру этой страны, поражаешься, насколько амбициозной сверхдержавой вдруг предстает Швейцария. Все здесь обязательно «самое» и, конечно же, первое. Самый высокогорный город Европы (Давос), самая первая в мире вращающаяся канатная дорога (Энгельберг), самые высокогорные ресторан и метро (Саас-Фе), самая высокогорная железнодорожная станция и самый протяженный ледник в Альпах (Юнгфрау), полюбоваться на который можно, лишь преодолев неприступную громадину Айгера. Из этого toп-списка журнал «Большой спорт» выбрал лишь два «самых-самых» чуда света.
Маленькая деревушка Энгельберг громко заявила о себе в 1992 году, когда запустила первую в мире вращающуюся канатную дорогу. С тех пор подъем на Титлис (3238 метров) в неспешно плывущем вагончике Rotair – самый захватывающий здешний маршрут.
Похожая на египетскую пирамиду Джосера, с одной стороны Титлис покрыта ледником, а с другой – обрывается крутой скальной стеной. Не исключено, что именно завораживающая мощь этой громадины и стала последним аргументом, подтолкнувшим некоего герцога Конрада фон Селленбюрена основать в этой местности в 1120 году бенедиктинский монастырь. Где еще, как не у подножия столь грозного и могущественного Божьего творения, славить Всевышнего? Монастырь до сих пор является духовным и культурным центром Энгельберга. Здесь живут около тридцати послушников – работают, молятся, учат детей в семинарии и делают отличный сыр.
Молитва, послушание, учеба и работа – все эти богоугодные деяния совершенно не противоречат, а, напротив, мирно уживаются и даже дополняют здешние горнолыжные развлечения. Главное из них – спуск с Титлиса. Это 12-километровый маршрут с перепадом высот 2000 метров. Один из его участков Rotegg – Stand (куда как раз и забрасывает вращающаяся канатка Rotair) – самый сложный в Энгельберге. Съезжать с него вам придется либо по нетронутой ратраком бугристой 1-й трассе, либо вообще вне маркированных склонов. Поэтому начинающим и неуверенным в себе горнолыжникам возвращаться назад лучше на подъемнике.
Но, безусловно, сей досадный факт совершенно не означает, что местная зона катания рассчитана только на продвинутых райдеров. Напротив, все остальные трассы не отличаются сложностью, а склоны на противоположной от Титлиса стороне (зона Brunni) и вовсе подходят для начинающих и детей. Последним в Энгельберге уделяют особое внимание, предлагая массу развлечений, главное из которых, безусловно, «Парк йети» (станция Ristis). И действительно, что может быть увлекательнее, чем первые горнолыжные опыты в компании с настоящим снежным человеком?
Единственная проблема Brunni – южное расположение и, как следствие, ненадежный снежный покров. Однако вот уж несколько лет курорт пытается справиться с этим – в 2006 году на оборудование местных склонов снегонаносными агрегатами было потрачено более 5 миллионов евро. Так что если в целом зима не преподносит слишком уж неприятных сюрпризов, то нормальное катание в Энгельберге гарантировано.
В то время как детей развлекают прогулками с йети, взрослых приглашают на ужин в снежном иглу (станция Starterland). Настоящий ледяной дворец с рестораном, сауной, конференц-залом и даже часовенкой для брачных церемоний возводится в Энгельберге каждый год к Рождеству и, как правило, успешно функционирует до самой Пасхи. Провести здесь ночь можно как в романтичных двухместных снежных покоях (размер кровати, естественно, king size), так и в шестиместном семейном номере.
Дети, начинающие горнолыжники, «снежные люди» всех мастей и влюбленные парочки – это далеко не все, кто из года в год приезжает в Энгельберг. Удивительно, но этот классический семейный курорт пользуется заслуженной популярностью у фрирайдеров. Долина Galtiberg с перепадом высот 2000 метров – одна из лучших в Европе зон для внетрассового катания. О ней и сегодня знают лишь избранные профессионалы. Если вы не относитесь к таковым, а вкусить все прелести скольжения по целине все же хотите, попробуйте свои силы на маршруте Laub (перепад высот – 1000 метров), красивейшем спуске от станции Stand до ресторана Ritz.
Если вы собираетесь приехать на этот курорт прежде всего для целинных экспериментов, то настоятельно рекомендуем поселиться в Hotel Ski Lodge – здесь вам охотно расскажут обо всех внетрассовых возможностях региона. Эта гостиница, открытая совсем недавно четырьмя друзьями-горнолыжниками, позиционирует себя как «истинно прорайдерское место» (by riders for riders), что подтверждают, помимо прочего, бар с превосходным выбором спиртных напитков и отличная сауна с завораживающим видом на горные вершины. Но самое приятное, что один из владельцев отеля – Никлас – изучает русский язык и потому всегда рад оказать туристам из России особое внимание.
Более 200 пиков и 40 ледников, пропасти, круто обрывающиеся вниз, и гостеприимные живописные плато, неприступный Айгер (3970 метров), грозный Менх (4099 метров) и, конечно же, величественный Юнгфрау (4158 метров), давший имя всему региону. «Светлый месяц взошел над долиною. Я сижу на мягкой мураве и смотрю, как свет его разливается по горам, осеребряет гранитные скалы, возвышает густую зелень сосен, блистает на вершине Юнгферы, одной из высочайших альпийских гор, вечным льдом покрытой. Два снежных холма, девическим грудям подобные, составляют ее корону. Ничто смертное к ним не прикасалося; самые бури не могут до них возноситься; одни солнечные и лунные лучи лобызают их нежную округлость; вечное безмолвие царствует вокруг их – здесь конец земного творения» – так в конце 1780-х отзывался об этих краях в «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин, один из первых российских туристов в Юнгфрау.
Регион образуют три курорта: Гриндельвальд, крупнейший и самый титулованный, входящий в группу Best of the Alps; Венген, воспетый Хемингуэем в романе «Прощай, оружие»; Мюррен, красивейшая деревушка, бесстрашно раскинувшаяся на самом краю глубокой пропасти.
Впрочем, не только Карамзин и Хемингуэй восхищались красотой здешних мест. В середине 1960-х продюсеры фильма «На секретной службе Ее Величества» избрали пик Шилтхорн (2971 метр) съемочной площадкой для очередных приключений отважного агента 007, благодаря чему была наконец-то достроена верхняя станция подъемника. «Черная» трасса № 10, начинающаяся от Шилтхорна, до сих пор носит имя Джеймса Бонда и является популярнейшим маршрутом. А в 1975-м Клинт Иствуд приехал сюда для работы над «Санкцией Айгера» – одним из своих самых захватывающих триллеров.
Но не только кинематографическими опытами знаменит Юнгфрау. Прежде всего, этот швейцарский курорт имеет полное право претендовать на звание «родины горнолыжного спорта». Именно в Мюррене британский лыжник и альпинист Арнольд Лунн провел в 1922 году первые соревнования по слалому, установив на трассе спуска ворота. А в 1931-м здесь же состоялся первый чемпионат мира. С тех пор венгенская трасса для скоростного спуска Lauberhorn считается самой старой, длинной (4260 метров) и престижной в календаре мирового первенства FIS.
Однако наиболее любопытное из здешних мероприятий не имеет к Международной федерации лыжного спорта никакого отношения. Это «Адская гонка» (Inferno Race), впервые организованная в 1928-м по инициативе все того же Арнольда Лунна. В своей книге «История Кандагара» он так описывает мюрренское состязание: «“Адская гонка” – важнейшее альпийское соревнование, самый верный способ для всех любителей горнолыжного спорта проверить свое мастерство на настоящем, не обработанном ратраком снегу».
Inferno Race – это 15-километровый спуск от станции Schilthorn (2971 метр) до Lauterbrunnen (796 метров) с перепадом высот 2000 метров, на котором установлено лишь десять ворот. До 1967 года главное испытание ждало участников гонки еще до старта – пятичасовой подъем на Шилтхорн (фуникулер тогда еще не был дотянут до вершины). Сегодня старт намного проще, да и сама трасса гонки не выглядит такой уж адской: большинство лыжников преодолевают ее минут за сорок, а победители – за пятнадцать. Показательно, что в 1928-м первый герой Inferno Race Гарольд Митчелл справился с этим маршрутом за 1 час 12 минут. Результат 2009 года – 10.31.32.
Но тысячи туристов приезжают в Гриндельвальд или Мюррен не только для того, чтобы покататься на лыжах. Их путь лежит намного выше той крайней точки, куда способны забросить подъемник и фуникулер. Они стремятся на крышу Старого Света – Top of Europe, самую высокогорную железнодорожную станцию Европы, лежащую на высоте 3454 метра над уровнем моря.
Где остановиться в Гриндельвальде: выбор «Большого спорта»
Семейный отель Kirchbu¨hl (категория «4 звезды») предлагает своим гостям размещение как в классических номерах, так и в отдельно стоящих шале, рассчитанных на шесть–восемь человек. Главное достоинство и тех и других апартаментов – огромные окна с видом на скальную громадину Айгера. Правда, чтобы обеспечить захватывающий mountain view, отелю пришлось расположиться на окраине деревни. Но в целом это не создает проблем – бесплатные микроавтобусы всегда готовы подбросить вас как до подъемников, так и в центр Гриндельвальда.
Идея возвести железнодорожную «лестницу в небо», на вершину Юнгфрау, пришла в голову коммерсанту и путешественнику Адольфу Гайер-Целлеру. Великая стройка, унесшая тысячи человеческих жизней и потребовавшая колоссальных финансовых затрат, продолжалась шестнадцать лет и стала самым амбициозным швейцарским проектом начала XX века. Как это часто бывает, сам инициатор этого грандиозного строительства не дожил до его завершения и скончался за тринадцать лет до открытия станции. Юнгфрау оказалась для Гайер-Целлера тем самым «концом земного творения», о котором за сто лет до того предупреждал Карамзин.
Самое поразительное, что никакого практического смысла в возведении высокогорной железной дороги никогда не было. Гайер-Целлер задумывал ее с единственной целью – сделать потрясающую панораму Юнгфрау доступной туристам. Все так и произошло – сегодня смотровую площадку Sphynx ежедневно посещают сотни человек. Путь к Top of Europe лежит через 8-километровый туннель, проложенный сквозь Айгер, одну из самых величественных альпийских вершин. Начав отсчет человеческих жизней еще в середине XIX века, эта громадина и по сей день входит в список сложнейших альпинистских маршрутов. И строительство туннеля стало своеобразным этапом ее усмирения. Не сумев приручить Айгер, человек продырявил гору насквозь, превратив ее в смотровую площадку.
22 километра снежного безмолвия и полного покоя в окружении грозных четырехтысячников – вот что мы видим, добравшись наконец до Top of Europe. Это ледник Алеч, самый протяженный в Европе (где же еще, как не в Швейцарии, ему располагаться?). Тут нет горнолыжных трасс и маршрутов, лишь изредка летом возводят сноупарк. Но подняться сюда стоит не для того, чтобы банально покататься на лыжах, – здесь надо смотреть по сторонам и упиваться мощью и красотой альпийских пейзажей, их первозданным величием и абсолютным равнодушием ко всему человеческому.