Скиталец

Большой спорт №3 (31) Март 2009
Дмитрий Маслов
Алексей Бадюков о секретах успеха сборной России в Евротуре, различиях тренерских методик Зинэтулы Билялетдинова и Владимира Вуйтека, а также о реформировании КХЛ и урезании зарплат спортсменов.

За свою 12-летнюю карьеру в сильнейшем дивизионе российского первенства форвард Алексей Бадюков ни разу не пошел на публичный конфликт с руководителями или тренерами клубов, но косвенным участником самого громкого противостояния игрока и работодателя в дебютном сезоне КХЛ он все же стал. Вскоре после того как лига расторгла контракт Сергея Зиновьева с «Ак Барсом» без выплаты компенсации клубу и хоккеист подписал соглашение с московским «Динамо», последнее «по обоюдному согласию» разорвало договор с Бадюковым, который тут же влился в стан «Ак Барса». Зная, что, по официальной версии, это просто совпадение, а не компенсация казанцам за потерю ведущего центрфорварда, журнал «Большой спорт» решил не задавать Алексею Бадюкову провокационных вопросов, а расспросил нападающего о секретах успеха сборной России в Евротуре, различиях тренерских методик Зинэтулы Билялетдинова и Владимира Вуйтека, а также о реформировании КХЛ и урезании зарплат спортсменов.

Ваше приглашение в сборную России на шведский этап Евротура было во многом неожиданно. Спрашивали ли вас при этом тренеры, на какой позиции и с какими парт­нерами по тройке вам комфортнее играть?

Я еще не достиг такого уровня, чтобы меня спрашивали об этом. Настоящему профессионалу должно быть комфортно с любыми партнерами. У меня есть опыт выступления на позиции защитника, в нападении я играл и в центре, и на фланге. Считаю, что универсализм – это своего рода искусство.

График выступлений в КХЛ очень жесткий, поэтому все чаще высказывается мнение о необходимости отмены Евротура. Как вы относитесь к такой идее?

Лично мне Евротур нужен. Приглашение на шведский этап поступило достаточно неожиданно, когда я уже собирался с «Ак Барсом» в Объединенные Арабские Эмираты, но я не задумывался о том, что выбрать – теплый пляж или выступление за сборную России. Грех отказываться от возможности сыграть за национальную команду – думаю, это мечта любого спортсмена.

А когда вы не получали приглашений в сборную России, так же относились к Евротуру?

Считаю, что лучше выступать постоянно. После длительного, например недельного, перерыва хуже чувствуешь игру. Даже если физически готов хорошо, все равно возникает ощущение аритмии. Но в любом случае отменять из-за этого Евротур смешно. Конечно, это некоммерческий проект, но где еще тренеры сборной России могут просмотреть кандидатов в команду? Ведь уровень Евротура все же серьезно отличается от КХЛ. Интересно сравнить себя с европейскими сборными, оценить мастерство. Так, магнитогорский «Металлург» уступил в финале Лиги чемпионов ZSC Lions. Любопытно, как бы эти швейцарцы выглядели в одном чемпионате с российскими клубами? Европейские команды придерживаются несколько иного стиля, чем мы, – скорее, канадского.

После поражения «Металлурга» вы пересмотрели свои взгляды на соотношение сил российского и европейского клубного хоккея?

Как профессионал, я вижу причины такого результата и не могу сказать, что есть «хороший» европейский и «плохой» российский хоккей. У нас тоже есть клубы, которые в первых пяти матчах демонстрируют сумасшедшие скорости, а потом «сдуваются». Возвращаясь к теме Евротура, еще раз повторю, что это отличная возможность не «вариться в собственном соку» весь сезон и лишь в его конце поехать на чемпи­онат мира. На самом деле, первенство планеты – очень короткий турнир, и судить по нему о силе национальных чемпионатов некорректно.

В Татарстане видно, что вся республика живет своей хоккейной командой, в клуб вкладывается очень много средств и спортсменам не позволят безвольно кому-то проиграть. Можно сказать, что чемпионские амбиции у «Ак Барса» в крови, понимаете – другого результата от команды в Казани не ждут

Почему же сборная России уже несколько лет подряд доминирует в Евротуре?

Прежде всего, из-за профессионализма тренеров, которые знают, кого набирать в команду и как слепить из отдельных хоккеистов коллектив.

Если Евротур – действительно показатель уровня национальных чемпионатов и сборных, то в чем же причины поражения «Металлурга» от швейцарцев?

Магнитогорский клуб явно уступал в темпе. К тому же для общего успеха необходимо было побеждать в домашней встрече. Продемонстрированные швейцарцами скорости оказались для «Металлурга» сюрпризом. А в гостях при полных трибунах играть очень тяжело.

А как вы оцениваете свои шансы на попадание в состав сборной России на мировое первенство?

Мне приятно просто окунуться в атмосферу сборной России, а что будет даль­ше – посмотрим.

По ходу сезона вы перешли из московского «Динамо» в «Ак Барс». Как расстались с командой Владимира Вуйтека?

С президентом клуба Михаилом Головковым, тренерами и хоккеистами расстались друзьями, без конфликтов. Для многих динамовцев мой переход оказался сюрпризом, некоторые выражали искреннее сожаление. Не могу сказать, что существует какой-то единственный инициатор моего перехода в «Ак Барс» – переговоры шли долго и завершились, удовлетворив все стороны.

Насколько различается атмосфера в московском и казанском клубах?

В плане организации клубы, конечно, различаются. В Казани прекрасная база, в городе нет московских пробок, так что в бытовых вопросах все в порядке. А о взаимоотношении руководства и игроков судить сложно – все люди разные, со своими плюсами и минусами, поэтому говорить о том, что где-то хорошо, а где-то плохо, я не могу.

А какая тренерская концепция вам ближе – Владимира Вуйтека или Зинэтулы Билялетдинова?

Мне ближе система Билялетдинова, потому что я рос в «Динамо» и становление как спортсмена происходило под руководством именно этого тренера. Но я бы не сказал, что их методы сильно разнятся. В команде Вуйтека я тоже чувствовал себя комфортно. На теоретических занятиях у Билялетдинова больше внимания уделяется тотальной обороне – четко объясняется, как вести себя в той или иной ситуации. Мне кажется, что, получив такую информацию, играть легче.

А ваша роль на площадке после перехода в другой клуб поменялась?

Если смотреть поверхностно – в «Динамо» я выступал в первом звене, а в «Ак Барсе», как правило, в третьем. С другой стороны, в московской команде три равноценных тройки и по именам, и по игровому времени, в том числе в большинстве. В Казани на реализацию численного преимущества, как правило, выходят Зарипов – Мортенссон – Морозов, у них сумма мастерства выше. При этом хочу отметить, что вторая и третья тройки в «Ак Барсе» также очень сильные.

Распространено мнение, что «Динамо» – строящаяся команда, а «Ак Барс» – сложившаяся и вероятность завоевания казанцами золотых медалей выше. Вы согласны?

В Татарстане видно, что вся республика живет своей хоккейной командой, в клуб вкладывается очень много средств и спорт­сменам не позволят безвольно кому-то проиграть. Можно сказать, что чемпионские амбиции у «Ак Барса» в крови, понимаете – другого результата от команды в Казани не ждут.

Значит, вы довольны тем, что сменили клуб по ходу сезона?

Да, но, с другой стороны, останься я в «Динамо» – тоже не расстроился бы.

А возможно ваше возвращение в «Динамо» по окончании сезона?

Почему нет? Я всегда уходил из клубов без скандалов, не портил отношений.

Как правильно сказал лидер профсоюза игроков Андрей Коваленко, сегодня не только предлагают урезать зарплаты на 30 процентов, но их уже уменьшили фактически. Сколько сейчас стоит доллар? А ведь в контрактах прописывался фиксированный курс – 25 рублей за доллар. Понятно, что взять и уменьшить оклады проще всего, но ведь сэкономить можно и другими способами. Глупо думать: снизили зарплаты – и у всех появятся деньги

Систему, по которой разыгрывается чемпионат КХЛ, вы считаете справедливой?

Нет, думаю, что команды нужно делить на дивизионы по региональному признаку. Во-первых, это позволит экономить средства на перелетах, а во-вторых, будет больше увлекательных принципиальных матчей. Например, если создать дивизион с условным названием «Москва», в каждом туре появится столичное дерби, повысится посещаемость. Увидит кто-то телетрансляцию и подумает: «Ага, полный стадион болельщиков – значит, интересно», а в следующий раз и сам пойдет на игру.

Зато тому же омскому «Авангарду» будет куда менее интересно играть с географическими соседями.

Он же все равно приедет в гости к московским клубам, только проведет с ними на два матча меньше. Я уже говорил о финансовой стороне. К тому же думаю, что болельщикам интереснее всего ходить на встречи любимой команды с лидерами и географическими соседями, так что и «Авангард» окажется в выигрыше.

Как вы относитесь к положению регламента, согласно которому при любом количестве набранных очков победители дивизионов стоят выше, чем клубы, занявшие вторые места? При территориальном принципе формирования дивизионов весьма вероятны случаи, когда команда с большим количеством очков будет стоять ниже в турнирной таблице.

Можно сделать так, чтобы общая турнирная таблица формировалась только по набранным очкам. Но не думаю, что при территориальном принципе комплектования дивизионов возникнет резкий дисбаланс.

В этом интервью вы уже несколько раз коснулись темы экономии средств. А как относитесь к идее централизованного уменьшения зарплат игроков?

Как правильно сказал лидер профсо­юза игроков Андрей Коваленко, сегодня не только предлагают урезать зарплаты на 30 процентов, но их уже уменьшили фактически. Сколько сейчас стоит доллар? А ведь в контрактах прописывался фиксированный курс – 25 рублей за доллар. Понятно, что взять и уменьшить оклады проще всего, но ведь сэкономить можно и другими способами. Глупо думать: снизили зарплаты – и у всех появятся деньги.

Ваш контракт с «Ак Барсом» действует до конца нынешнего сезона. Морально готовы к тому, что в дальнейшем вам предложат менее выгодные условия?

Финансами занимается агент, мы с ним разделили обязанности: мое дело – играть в хоккей. Думаю, при достойном выступлении с деньгами все будет в порядке.

«Ак Барс» задолго до конца регулярного чемпионата фактически забронировал себе первое место в дивизионе. На что обращали первостепенное внимание в преддверии плей-офф?

Билялетдинов поставил конкретную задачу: в последних встречах регулярного сезона отшлифовать игру, которую мы должны показывать в матчах на выбывание. Мы отрабатывали новые комбинации и планируем применить их в решающих поединках. Так, очень часто в большинстве я выхожу на позиции защитника. Думаю, что экспериментировать гораздо интереснее, чем действовать по накатанной. Соперника по плей-офф мы себе не выбирали, ведь в нижней части турнирной таблицы весьма высокая плотность и угадать, с каким счетом завершится тот или иной матч, довольно сложно.


Звездное знамение

Агент Алексея Бадюкова Шуми Бабаев так прокомментировал переход своего клиента из «Динамо» в «Ак Барс»: «Вчера ночью я плохо спал, подошел к окну, посмотрел на небо, а там два созвездия со знакомыми очертаниями, и самая яркая звезда на моих глазах начала перемещаться из одного созвездия в другое. Я понял, что это знак. К чему бы это, подумал я? Немедленно позвонил Алексею и сказал: надо переходить в Казань. Он отвечает: как считаешь нужным, так и делай. Потом я разбудил президента «Динамо» Михаила Головкова, говорю: отпустите Лешу. Увидел, что звезды на небе так встали. Он говорит: раз вы просите, раз такое дело, то – нет проблем. Потом я позвонил старому другу – вице-президенту «Ак Барса» Равилю Шавалееву и спросил, не нуждается ли он в услугах Бадюкова. Тот ответил, что с удовольствием примет его в «Ак Барс», клуб, в котором Алексей уже играл несколько лет назад и вместе с которым становился чемпионом России и серебряным призером суперлиги. Дальше мы урегулировали условия контракта и буквально за пять минут оформили все официально. По обоюдному трехстороннему согласию в связи с непротивлением сторон – так написано в договоре».