При нынешнем уровне безопасности пилотов «Формулы-1» уже нельзя назвать гладиаторами, но раз эти парни попали в «королеву автоспорта» – они, безусловно, лучшие из лучших. И должны соответствующим образом зарабатывать. Однако если кто-то думает, что успехи на трассе автоматически влияют на доходы гонщиков, он глубоко заблуждается. В некоторых случаях ситуация прямо противоположна – иногда пилот, чтобы получить конкурентоспособный болид, готов почти за бесплатно участвовать в гонках в топ-команде, иногда, напротив, богатая, но не очень удачливая «конюшня» приманивает суперзвезд большими деньжищами.
При этом стоит сразу оговориться: в «формулическом» мире не принято на манер NBA или NHL «выпячивать» доходы пилотов. Поэтому даже самые осведомленные в автогоночном мире средства массовой информации порой расходятся в оценках и суждениях: кто-то сообщает суммы, получаемые пилотом на руки, кто-то информирует о «грязных» доходах. Но, судя по всему, порочная практика, когда некоторым гонщикам (или их спонсорам) приходилось самим доплачивать за место в кокпите, ушла в прошлое. Каждому из двух десятков «Формулы-1» в сезоне-2008 платят зарплату, пусть у некоторых она и не превышает скромной суммы в миллион долларов.
«Большой спорт» проанализировал доходы десяти самых ярких представителей современного мира Гран-при.
Страна: Финляндия
Команда: Ferrari
Примерный гонорар в сезоне-2008: от 22 до 25 миллионов долларов
Дата рождения: 17 октября 1979 года
В «Формуле-1» с сезона-2001
Гран-при – 137, побед – 17, очков – 503, чемпион мира-2007
В недалеком прошлом самым богатым пилотом считался Михаэль Шумахер, который на рубеже веков зарабатывал по 30 с лишним миллионов долларов, а в свой последний сезон (2006) – и вовсе более 60 миллионов. Поэтому на первый взгляд казалось логичным, что после ухода Шуми самым дорогим пилотом «Формулы-1» стал наследник семикратного чемпиона мира в Ferrari. Конечно, до Михаэля «летучему финну» далеко, но, по разным оценкам, он заработал от 145 до 180 миллионов долларов. Доходы Кими за восемь лет в «Больших призах» постоянно росли – если в 2001-м он дебютировал в Sauber, можно сказать, за копейки, то в McLaren в 2004-м получал уже около 10 миллионов долларов. Перед тем как перейти в Ferrari, финн зарабатывал в гонках уже 14 миллионов, однако Scuderia предложила ему фантастические условия – 51 миллион за сезон-2007. Правда, после разного рода вычетов сумма уменьшалась почти вдвое, но все равно была внушительной. Сейчас его чистые доходы составляют приблизительно 22–25 миллионов, но, откровенно говоря, кажется, что финну явно переплачивают, хоть он и чемпион планеты. Нынешний сезон он проводил без «огонька», в гонках часто уступал партнеру по команде Фелипе Масса. К тому же если Шумахер обладал харизмой, умел создать вокруг себя коллектив единомышленников и заставить его работать как часы, то Кими сделан совсем из другого теста. Он – талантливый единоличник, готовый быстро ехать на быстрой машине, но неспособный в случае необходимости переломить ситуацию. К тому же Райкконен не любит участвовать в рекламных акциях и по слухам с охотой «закладывает за воротник» (пусть и в свободное от работы время), что, само собой, негативно сказывается на его имидже.
Страна: Бразилия
Команда: Ferrari
Примерный гонорар в сезоне-2008: 8 миллионов долларов
Дата рождения: 25 апреля 1981 года
В «Формуле-1» с сезона-2002
Гран-при – 103, побед – 10, очков – 278
Если Кими переоценен, то Фелипе, напротив, недооценен. Даже в славящейся своей расточительностью Ferrari, которой Масса служит верой и правдой уже третий сезон, он никогда не получал больше 8 миллионов долларов в год. А когда дебютировал в Scuderia в 2006-м, заработал и вовсе в несколько раз меньше. Видимо, в «конюшне» посчитали, что Фелипе должен быть счастлив уже от самого факта выступления на алых болидах. Впрочем, такие рассуждения недалеки от истины. Именно Scuderia, благодаря стараниям менеджера пилота Николя Тодта (сына босса Ferrari и соратника Шумахера Жана Тодта), дала улыбчивому бразильцу путевку в жизнь. Сначала взяла его на тепленькое местечко тест-пилота после неудачного дебюта в Sauber, потом вернула его в швейцарскую команду в «довесок» (звучит унизительно, но фактически так и было) к двигателям Ferrari. А когда Фелипе «созрел», Scuderia освободила для него место в кокпите, выкинув ветерана Рубенса Баррикелло. Впрочем, благодарность благодарностью, а после успехов в 2008-м Масса наверняка поднял свою рыночную стоимость.
Страна: Великобритания
Команда: McLaren
Примерный гонорар в сезоне-2008: от 20 до 28 миллионов долларов
Дата рождения: 7 января 1985 года
В «Формуле-1» с сезона-2007
Гран-при – 32, побед – 8, очков – 193
Золотой мальчик «Формулы-1» в свой первый сезон стоил открывшему его талант Рону Деннису очень и очень дешево – около миллиона долларов. Но, само собой, когда Льюис доказал свою силу (хотя и уступил в последней гонке 2007-го чемпионский титул Кими Райкконену), его услуги здорово подорожали. В январе он продлил договор с McLaren на пять лет, по которому должен получить в общей сложности от 100 до 140 миллионов долларов (официально цифры не озвучены, а различные источники приводят разные суммы), и это не считая бонусов за победы в гонках и чемпионатах. Энтони Хэмилтон, отец и менеджер юной темнокожей суперзвезды, доказал, что справляется с раскруткой сына не хуже профессионалов. Не теряет время Льюис и за пределами трассы, штампуя контракты с известнейшими фирмами, даже многочисленные книжки о Хэмилтоне приносят ему миллионы. Если карьера гонщика будет развиваться по восходящей, по заработкам он наверняка заткнет за пояс даже Михаэля Шумахера. По оценкам экспертов, его суммарные доходы в будущем могут «зашкалить» за миллиард долларов! Впечатляет, не правда ли?
Страна: Финляндия
Команда: McLaren
Примерный гонорар в сезоне-2008: 2,5 миллиона долларов
Дата рождения: 19 октября 1981 года
В «Формуле-1» с сезона-2007 Гран-при – 32, побед – 1, очков – 81
В нынешнем году Хейкки одержал свою первую победу в Гран-при, но вряд ли это повлияет на его гонорары. В прошлом сезоне Ковалайнен дебютировал в Renault и сразу же получил приличные для новичка 3 миллиона в год. Однако как только у Флавио Бриаторе появилась возможность заполучить Фернандо Алонсо, Ковалайнену мгновенно указали на дверь. И то, что пилота «приютил» McLaren, можно расценивать как большую удачу для Хейкки. Впрочем, в суровом мире «Формулы-1» за все приходится платить – Ковалайнен получает около 2,5 миллиона в год за роль послушного оруженосца при приме «серебряных стрел». Похоже, его ждет участь «вечно вторых» Дэвида Култхарда и Рубенса Баррикелло. Но, с другой стороны, это и не так плохо – многие талантливые пилоты вообще лишены шанса проявить себя в Гран-при, а об участии в топ-командах и не мечтают.
Страна: Испания
Команда: Renault
Примерный гонорар в сезоне-2008: от 25 до 27 миллионов долларов
Дата рождения: 29 июля 1981 года
В «Формуле-1» с сезона-2001
Гран-при – 120, побед – 20, очков – 528, чемпион мира 2005 и 2006 годов
Самый титулованный пилот современной «Формулы-1» зарабатывать должен, конечно же, больше всех. Видимо, так посчитал испанец, когда, выиграв два чемпионских титула с Renault, отправился на сезон-2007 в McLaren. Во французской «конюшне» Фернандо получал 6–8 миллионов долларов, в «серебряных стрелах» ему предложили в три раза больше. Вот только деньги не принесли Алонсо счастья. Недовольный своим положением в команде, он поругался с боссом (испанец настаивал на статусе первого номера, а босс McLaren Рон Деннис явно симпатизировал новичку Льюису Хэмилтону), испортил со всеми отношения и был вынужден уйти. Куда? Нандо явно мечтал о Ferrari, но там решили не искать добра от добра. Пришлось опять довольствоваться Renault. Правда, с иными исходными данными: не очень быстрая машина, зато благодаря помощи спонсоров высокая зарплата (после всех вычетов ориентировочно около 25–27 миллионов долларов). Но стал ли испанец от этого счастливее?
Страна: Германия
Команда: BMW Sauber
Примерный гонорар в сезоне-2008: 11 миллионов долларов
Дата рождения: 10 мая 1977 года
В «Формуле-1» с сезона-2000
Гран-при – 150, побед – нет, очков – 196
Времена, когда Ника называли «компьютерным мальчиком», давно прошли, сейчас Хайдфельд – один из ветеранов «Формулы-1». Немец доказал свою профпригодность в Sauber и Williams, но достойную зарплату получил только в BMW. Если верить немецкой прессе, за сезон-2008 он заработает 11 миллионов долларов. Вот только, похоже, это «финансовый» пик карьеры мастеровитого, но, увы, не звездного (ни единой победы) Ника. В начале нынешнего года на трассе его затмил партнер по команде Роберт Кубица, и чтобы удержаться в «Формуле-1», немцу наверняка пришлось немного «ужаться» в зарплате. Хотя в BMW утверждают, что они очень довольны прогрессом Хайдфельда по ходу чемпионата-2008, потому и продлили с ним контракт.
Страна: Польша
Команда: BMW Sauber
Примерный гонорар в сезоне-2008: от 1,5 до 2,2 миллиона долларов
Дата рождения: 7 декабря 1984 года
В «Формуле-1» с сезона-2006
Гран-при – 37, побед – 1, очков – 109
Как ни крути, Роберт получает по меркам «Формулы-1» сущие гроши. Для гонщика, который успел стать лидером в чемпионате-2008, зарплата и вовсе неприлична. В 2007-м он заработал миллион долларов (правда, тогда и выступал неважно), а в этом сезоне, по версии немецких изданий, поляк получает около полутора миллионов долларов, а по версии соотечественников – 2,2 миллиона. В любом случае, даже на фоне напарника Ника Хайдфельда сумма просто смешная. Впрочем, зарплата Роберта в следующем сезоне просто обязана вырасти минимум в несколько раз, иначе его менеджеры даром едят свой хлеб.
Страна: Великобритания
Команда: Honda
Примерный гонорар в сезоне-2008: 20 миллионов долларов
Дата рождения: 19 января 1980 года
В «Формуле-1» с сезона-2000
Гран-при – 152, побед – 1, очков – 232
Хотя англичанин находится в самом расцвете сил (28 лет), в «Формуле-1» он считается одним из старожилов. Причем по доходам уступает, пожалуй, только Кими Райкконену. Зарплата около 20 миллионов долларов в год пилоту, выигравшему в 150 с лишним гонках всего один Гран-при, кому-то может показаться необоснованным расточительством, но Дженсон действительно заслужил репутацию одного из самых быстрых пилотов «Формулы-1» и, как следствие, высокие гонорары. В дебютном сезоне-2000 он заработал всего несколько сотен тысяч долларов, не шибко шиковал затем и в Benetton, и в BAR Honda. В 2004-м, к примеру, он получал около 5 миллионов. Однако весьма успешные результаты в том году вкупе с работой его менеджеров на грани, а то и за гранью фола (Баттон сначала изо всех сил пытался перейти в Williams, а потом, напротив, заплатил сэру Фрэнку отступные, чтобы избавиться от контракта с его «конюшней») принесли плоды – в Honda (правопреемнице BAR Honda) перестали жалеть денег на свой «бриллиант». Вот только за последние пару лет машины японской команды совсем потеряли конкурентоспособность, заодно начали падать и «акции» англичанина. Так что следующий контракт Дженсона может оказаться менее выгодным, чем предыдущий.
Страна: Германия
Команда: Williams
Примерный гонорар в сезоне-2008: от 5 до 7 миллионов долларов
Дата рождения: 27 июня 1985 года
В «Формуле-1» с сезона-2006
Гран-при – 50, побед – нет, очков – 41
Сын чемпиона мира-1982 Кеке Росберга уже обогнал по заработкам своего знаменитого папу. В последние два сезона он получал от Фрэнка Уильямса 5–7 миллионов долларов в год, и, вероятно, в 2009-м эта сумма увеличится. Вот только в Williams Росберг словно в золотой клетке: на посредственном болиде бороться за победы, и тем более чемпионство, не получается, хотя, по мнению экспертов, по таланту он почти не уступает тем же Хэмилтону и Масса. Так что при первой возможности Нико надо «рвать когти» в топ-команду, причем особо не торговаться. Иначе он так и останется сыном чемпиона мира.
Страна: Германия
Команда: Toro Rosso
Примерный гонорар в сезоне-2008: 1 миллион долларов
Дата рождения: 3 июля 1987 года
В «Формуле-1» с сезона-2007
Гран-при – 23, побед – 1, очков – 33
Этот юноша явно пойдет очень далеко, но пока еще только создает себе репутацию. Несмотря на то что еще полтора года назад ему прочили славу соотечественника Михаэля Шумахера, юный немец получил за первый полноценный сезон в «Формуле-1» лишь миллион долларов. Ожидаемый переход Феттеля из Toro Rosso в Red Bull позволил поднять ему зарплату в два с небольшим раза, но это, сами понимаете, не предел. Если он продолжит выступать столь же ярко (недавно в Монце Себастьян одержал первую победу), его следующий контракт позволит заработать куда больше. Ведь скорость в сочетании с молодостью и талантом в «Формуле-1» в большой цене. Да и про практически осиротевший после ухода Шуми-старшего немецкий рынок забывать нельзя.