Большинство российских участников авторалли тратят на подготовку свои собственные средства, заведомо зная, что они никогда не окупятся. О том, что заставляет бизнесменов совершать столь непрактичные поступки, за какой срок можно выйти на уровень сильнейших российских спортсменов и во сколько это обойдется, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает призер чемпионата Европы по ралли-рейдам, неоднократный чемпион СССР по автоспорту, председатель и главный тренер клуба «АСпорт» Евгений Гуленков.
Как люди, посещающие школу водительского мастерства, превращаются в участников серьезных ралли?
Мы не ставим задачи сделать спортсменов из всех посещающих школу, а повышаем уровень имеющегося у человека водительского мастерства. В результате многие покупают автомобили большей мощности и хотят по полной использовать технические возможности своей машины. Каждый год у нас появляются ученики, которые заявляют о том, что хотели бы чего-то большего. В ралли-школе начинают заниматься те, кто хочет попробовать себя именно в автоспорте, а это имеет мало общего с простым повышением мастерства: создаются специально подготовленные автомобили с особым каркасом безопасности. С каждым мы занимаемся индивидуально, под конкретного человека с учетом его особенностей дорабатывается программа.
Когда человек говорит, что хочет заниматься автоспортом, с чего начинается сотрудничество с клубом?
Прежде всего мы спрашиваем, в каком именно виде он будет специализироваться. Многие четко понимают, чего именно хотят. Помню, достаточно известный в Москве человек заявил: «Я хочу выступить в чемпионате мира по ралли». Мы объяснили, что нужна соответствующая лицензия, автомобиль… Но человек настоял на своем, выступил на этапе чемпионата мира в Финляндии и занял десятое место в группе N на Subaru. Конечно, ему повезло, что сошло много экипажей, но десятое место – это хороший результат, оно дает рейтинговые очки.
Какую сумму нужно потратить, если хочешь что-то выиграть в автоспорте? Сколько стоит здесь победа?
Есть два подхода. При первом человек ставит задачу, например, стать чемпионом России, мы просчитываем бюджет в зависимости от класса автомобиля – машина, штурман, запчасти, техническое обслуживание. Годовой бюджет лидеров чемпионата России по ралли в классе N4 (полноприводные турбированные автомобили с объемом двигателя 2 литра) около 400 тысяч евро. Но, рассуждая о бюджете, следует делать оговорку на опыт пилота и другие факторы – некоторые и с большими суммами проигрывают. Стоимость хорошо подготовленного автомобиля около 100 тысяч евро, меньше чем за 80 тысяч новую машину построить нельзя. У некоторых от начала занятий автоспортом до победы в чемпионате страны проходит два-три года, а кто-то и десятилетиями не выигрывает.
Многие удовлетворяются самим участием в соревнованиях, потому что не имеют достаточно времени для тренировок. Чаще всего люди ездят за свои деньги, а их количество, как правило, ограниченно, так что выбираются отдельные соревнования в рамках бюджета. Те же, кто может позволить себе серьезные траты, обычно испытывают трудности со свободным временем. Я еще не встречал человека, у которого бы совпали эти факторы. А вот людей, которые настолько увлеклись ралли, что почти забросили свой бизнес и в этой сфере у них возникли проблемы, видел. В автоспорте они достигали очень серьезных результатов. Люди с большими деньгами действительно работают, с них по семь потов сходит.
Какая минимальная финансовая планка для вхождения в ралли?
Думаю, около 50 тысяч евро в год. При меньшей сумме нужно думать о ралли третьей категории или другом количестве стартов. Чем хороши монокубки? Там все одинаковое – машины, дороги, условия – и все зависит от пилота. Есть такое соревнование – Кубок Renault Logan. Это «смешной», но в то же время очень надежный автомобиль, и первые шаги в автоспорте делать на нем очень удобно. Наш ученик Игорь Грушелевский решил для начала соревноваться именно в этом классе, однако уже приобрел Mitsubishi Evo 9 и принялся за его постройку. Кубок Renault Logan предлагает очень дешевое обслуживание, так что это явно неплохой вариант. Стоимость подготовленного к ралли автомобиля Renault Logan – около 25 тысяч евро, та же Lada Kalina дороже и менее надежна. Если же выступать в более высоком классе, то будет велика роль техники – далеко не все потери мощности автомобиля покрываются мастерством пилота.
В массовом сознании автомобиль Renault Logan и «успешный бизнесмен» – понятия несопоставимые. Нет ли у этой серии проблем с привлечением пилотов из-за недостаточной престижности?
Возможно, и есть. Я бы очень не хотел, чтобы слово «ралли» ассоциировалось с Кубком Renault Logan. Даже в спортивном варианте эта машина не имеет ничего общего с настоящим раллийным автомобилем. С другой стороны, это намного лучше, чем ралли третьей категории.
Можно ли остаться в финансовом плюсе, участвуя в ралли?
Вознаграждение есть – например, за победу в Кубке Rolf вручается автомобиль. Другое дело, что потратить для этой победы нужно 200 тысяч евро. Вряд ли главный приз столько стоит.
Ваши воспитанники выступают за клуб «АСпорт»?
Бывает по-разному. «Лицензия заявителя» выдается Российской автомобильной федерацией, некоторые получают свою, некоторые едут под нашей. Такая же ситуация и с рекламой спонсоров. Иногда люди говорят: «Выступаю за свои деньги, нет спонсоров, могу я обклеить автомобиль вашими логотипами?» В таких случаях мы идем навстречу.
Насколько велики разрывы в уровне подготовки участников чемпионата России? Легко ли новичку вклиниться в элиту?
Начинают ведь не с первенства страны. Одни – с любительских соревнований, некоторые – с ралли третьей категории, есть еще Кубок России. Стать чемпионом России за три года в некоторых классах – задача вполне выполнимая, в N4, конечно, сложнее.
Какова профессиональная принадлежность людей, серьезно решивших заняться автогонками?
Как правило, они занимаются бизнесом, есть топ-менеджеры банков, строительных компаний. Сферы различаются, но люди друг на друга похожи – активные и разнообразно одаренные.
Большинство бизнесменов, занимающихся автоспортом, делают это «для себя» или ради побед?
Поначалу многие говорят, что их «не интересует занятое место», но потом от них не услышишь таких заявлений. В человеке на генном уровне заложен дух соперничества. Все мы каким-то образом пытаемся выделиться, самоутвердиться. Психологически справиться с собой очень сложно – въехать в поворот, которого ты не видишь, по подсказке штурмана со скоростью свыше 200 км/ч – это сказочно прекрасно.
Вы и сами участвуете в ралли. В каком качестве?
Чаще всего – в качестве тренера. В автомобиле два человека, которые в любой момент могут поменяться местами, правилами это не регламентируется. Но чаще всего есть четкое разделение на пилота и штурмана, поскольку подготовка несколько различается. Штурманом в полноприводном автомобиле даже физически быть тяжело – большие перегрузки.
Вы помогаете своим ученикам строить автомобили для гонок?
Да. В качестве основы чаще всего берутся Mitsubishi и Subaru, построить топ-автомобиль в зависимости от комплектации стоит 120–150 тысяч евро. На цену серьезно влияют даже такие, казалось бы, мелочи, как наличие люка, кевларовые обшивки и так далее. Некоторые готовят автомобили в России, некоторые – в Европе, однако самому без соответствующего опыта чемпионский автомобиль не сделать. В этом деле необходимо знать последние тренды. Ралли – командный вид спорта, важна не только машина, но и пилот, штурман, сервис. Не думаю, что среди топ-пилотов в России и Европе кто-то имеет секреты в плане того, из чего именно построен автомобиль.
Сколько у вас сейчас учеников?
Трое. У них разные уровень подготовки и задачи, поэтому на соревнованиях они пересекаются редко. Иногда ко мне обращаются бывшие ученики с просьбой устранить определенные пробелы в подготовке. Кто-то назвал «королевой автоспорта» «Формулу-1», но с этим многие не согласны – до этого звания ей очень далеко. А вот ралли включает в себя все элементы автоспорта – умение двигаться по асфальту, грунту, снегу при любых погодных условиях. Раллист может соревноваться практически в любой автомобильной дисциплине.