Нынешний год стал по-настоящему знаковым для русского яхтинга. Помимо Team Russia Олега Жеребцова, впервые принявшей участие в знаменитой кругосветке Volvo Ocean Race, в этом году в цикле регат Audi MedCup присутствовали сразу две российские команды – RUS7 Valars и «Синергия». При этом оба экипажа показали довольно неплохие результаты, финишировав с одинаковым количеством набранных очков в середине турнирной таблицы. Для RUS7, принадлежащей таганрогскому бизнесмену Кириллу Подольскому, нынешний Audi MedCup и вовсе стал особенным: в заключительной регате цикла команда принимала участие на новой яхте, построенной в 2008 году и считающейся сегодня одной из самых быстрых в классе Transpac 52. Технические показатели новой яхты позволяют RUS7 строить самые смелые планы на будущее и надеяться на действительно сильный прорыв. Смогут ли яхтсмены из Таганрога покорить престижнейшие мировые регаты, анализирует журнал «Большой спорт».
Любить яхты можно по‑разному. Роман Абрамович, например, их коллекционирует. В его «флотилии» несколько судов, сколько именно – сказать трудно, поскольку бизнесмен то продает старые корабли, то покупает новые. Известно, что за весь период увлечения яхтингом владелец Chelsea приобрел пять яхт класса «люкс» стоимостью не в одну сотню тысяч долларов. Не с таким размахом, но в том же направлении действуют и многие другие российские бизнесмены. Иметь яхту и состоять членом яхт-клуба сегодня более чем престижно. Правда, к спорту и к яхтингу это, к сожалению, не имеет никакого отношения.
У Кирилла Подольского, генерального директора Valars Group, одной из крупнейших агрокомпаний России, все совсем иначе. Его команда RUS7 Valars уже успела произвести фурор в мире регат крейсерских яхт. Сегодня в активе яхтсменов и призовые места, и победы в престижнейших мировых соревнованиях.
Все началось в 2002 году, когда Кирилл Подольский стал инициатором создания спортивной команды ЮТС (по названию компании «Югтранзитсервис», которой тогда руководил). Цель перед новой структурой он поставил четкую и однозначную – участие в международных регатах. Отметим, что этот шаг весьма принципиален. Совершить его – значит не просто начать гонять на своей лодке с другими, а приобрести новую спортивную яхту, построенную в полном соответствии с определенными стандартами. Причем в спортивных интересах она, естественно, облегчена, комфортом пришлось пожертвовать. Все удобства – по минимуму: туалет, конечно, есть, но никаких баров, диванов и прочих аксессуаров, к которым привыкли владельцы роскошных судов, нет и быть не может в принципе.
В общем, погоню за лаврами капитана Врунгеля таганрогская команда начала шесть лет назад, соревнуясь на яхте Follow Me IMX 45. Первые годы, конечно, пришлось потратить на получение необходимого опыта совместных выступлений – все‑таки в таком тонком деле, как парусный спорт, необходима слаженность действий всех членов экипажа, то есть выигрывают в регатах только самые настоящие команды – и таковой ЮТС стала в 2004 году, когда были одержаны первые победы.
После чего яхтсмены решили, что настала пора штурмовать серьезные высоты, и приобрели новую яхту Grand Soleil 42R для гонок в более престижном классе обмера IMS. Суда этой серии, производимые итальянской верфью Cantiere del Pardo, побеждают на всех соревнованиях в своем ранге с 2002 года. Так что к подготовке к переходу в следующий «дивизион» россияне подошли со всей ответственностью.
2005 год у «Югтранзитсервиса» вновь ушел на «раскачку» – команда приняла участие в регатах на Крите, в Испании, в Италии, а на чемпионате мира, в котором участвовало 18 яхт, заняла 9‑е место. Зато в сезоне-2006 состоялся долгожданный прорыв. Яхта победила в престижнейшей Кильской регате. Кстати, по срокам проведения она совпала с чемпионатом мира по футболу, но никакого падения интереса к яхтенным гонкам зафиксировано не было, а открывала регату сама канцлер Германии Ангела Меркель. Но настоящий успех пришел к ЮТС на чемпионате мира в классе IMS, в рамках августовской регаты Rolex Baltic Week. Российская яхта под управлением шкипера Сергея Шевцова одержала просто‑таки триумфальную победу, со значительным отрывом опередив основных конкурентов.
Какими целями, спросите вы, руководствуются наши увлеченные парусным спортом герои, для многих из которых это всего лишь хоть и дорогостоящее, но все же хобби? Осведомленные читатели будут удивлены, но главная мечта нынешнего владельца RUS7, которую команда стремится воплотить в жизнь, – это участие в Кубке Америки. А для тех, кто не в курсе, поясним, что этот самый Кубок – старейшее спортивное соревнование планеты. Футбольный Кубок Англии младше его на двадцать лет, а современные Олимпийские игры – на 45. Первая гонка на Кубок Америки состоялась в 1851 году! Отбор на эти состязания серьезнейший. Просто так к ним не допускают – яхта должна соответствовать существующим уже 150 с лишним лет критериям, изменения в которые вносились лишь пару раз.
Так вот, в качестве следующего шага к этой цели в 2007 году команда уже под новым названием RUS7 Valars перешла к выступлениям в классе Transpacific с длиной корпуса 16 метров. Основные параметры Transpac 52 практически не отличаются от класса «кубкоамериканских». Так что заветная мечта стала еще ближе к осуществлению. Но пока, правда, ненамного. Новая яхта команды не обладала скоростными качествами, необходимыми для состязаний с лидерами на равных. Поэтому после не слишком успешного сезона-2007 было принято решение о приобретении новой яхты – Mutua Madrilena. Правда, и этот вариант оказался неидеальным. Цикл регат Audi MedCup 2008 команда завершила в середине турнирной таблицы. Но перед последним этапом в португальском Портимао команда RUS7 сделала еще один важный шаг – обзавелась такой яхтой, с которой можно стать лидером. Эта новая скоростная лодка, на которой ранее выступала ушедшая из класса команда Mean Machine, – одна из самых быстрых в классе Transpac 52. Так что теперь есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее.
Отметим, что финансовые затраты для реализации главной цели RUS7 – участия в Кубке Америки – потребуются несопоставимые с прежними. Если яхта Grand Soleil стоила примерно 400 тысяч долларов, то для создания синдиката, готового к борьбе в Кубке Америки, необходимо вложить десятки, если не сотни миллионов. Отсюда можно сделать несложный вывод, насколько дорогостоящим является для яхтсменов их хобби. Призовые за победы в регатах, конечно, есть, но покрыть ими расходы совершенно невозможно. На Западе у каждой подобной команды есть спонсор, и необходимый баланс достигается за счет рекламы. Можно сказать, что и мы движемся в данном направлении. Будущее же вообще оптимистично еще и потому, что парусный спорт в Таганроге популярен. В футбол, конечно, детей идет больше, но и в яхт-клубах подрастает новое поколение. Так что с кадрами проблем у RUS7 в будущем быть не должно.
2002
Les Voiles de Saint-Tropez (Сен-Тропе, Франция) 10-е место в общем зачете в классе IRC5 (28 участников)
2003
Rolex World Championship (Капри, Италия) 16-е место в общем зачете в классе IMS1 (19 участников)
2004
L’Atlantique Le Telegramme (Лориан, Франция)
2-е место в общем зачете в классе IRC4 (14 участников)
Skandia Cowes Week 2004 (Коуз, Англия)
1-е место в общем зачете в классе IRC1 (32 участника)
Cork Week 2004 (Корк, Кроссхавен, Ирландия)
1-е место в дивизионе Corinthian division IRC0, 6-е место в общем зачете в классе IRC0 (27 участников)
Obelix Trophy (Беноде, Франция)
2-е место в общем зачете в классе IRC5 (26 участников)
2005
24th Copa del Rey – Tropheo Aqua Brava 2005, Palma de Mallorca (Мальорка, Испания)
9-е место в общем зачете в классе IMS 600 (30 участников)
IMS 600 European Championship 2005, Aghios Nikolaos (Крит, Греция)
6-е место в общем зачете в классе IMS 600 (14 участников)
2006
Регата Северного моря North Sea Regata (Гаага, Голландия)
3-е место
Kiel Week (Киль, Германия)
1-е место в общем зачете
Чемпионат мира IMS в рамках Балтийской недели Rolex
1-е место в общем зачете
2007
Команда выступила во всех соревнованиях серии регат Breitling MedСup 2007:
Alicante Trophy (Аликанте, Испания) 13th Regatta Breitling (Мальорка, Испания)
Copa del Rey (Мальорка, Испания) Portugal Trophy (Портимао, Португалия)
Hyeres Trophy (Йер, Франция)
Global World Championship TP52 (Порто Черво, Италия)
2008
Команда выступила во всех соревнованиях серии регат Audi MedCup 2008:
Alicante Trophy (Аликанте, Испания)
Marseille Trophy (Марсель, Франция)
Sardinia Trophy (Каглиари, Италия)
Breitling Regatta (Мальорка, Испания)
Murcia Trophy (Картахена, Испания)
Portugal Trophy (Портимао, Португалия)