Вверх тормашками

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Дмитрий Маслов
Полеты на многометровой высоте, головокружительные трюки, десятки тысяч зрителей и крупнейшие мировые компании в качестве титульных спонсоров – мотофристайл развивается сегодня стремительно и даже агрессивно.

Полеты на многометровой высоте, головокружительные трюки, десятки тысяч зрителей и крупнейшие мировые компании в качестве титульных спонсоров – мотофристайл развивается сегодня стремительно и даже агрессивно. За десять с небольшим лет из увлечения одиночек-экстремалов этот вид спорта превратился в необычайно популярное и прибыльное направление мировой мотоциклетной индустрии.

Мотофристайл можно смело назвать одной из самых молодых спортивных дисциплин. Несмотря на то что ни один историк не знает точной даты его рождения, все сходятся во мнении, что набор трюков, необходимый для проведения соревнований, и единые критерии их оценки сформировались не раньше конца 1990‑х. Началось все с желания некоторых райдеров, занимавшихся мотокроссом, перенести акцент со скорости прохождения дистанции на зрелищность и вместо большого количества маленьких прыжков совершать один или несколько максимально высоких и сложных в исполнении. Поначалу энтузиасты строили рампы и трамплины по модели использующихся в BMX и пытались на мотоциклах выполнять трюки из экстремального велоспорта, однако со временем их место заняли куда более сложные фигуры «высшего пилотажа».

Знаковое событие в истории мотофристайла произошло в 2000 году, когда Кэрри Харт на экстрим-контесте Gravity Games впервые продемонстрировал сальто назад, или бэкфлип. Сразу после приземления спорт­смен упал, породив многочисленные споры о том, исполнил он сложнейший элемент или «почти исполнил». Однако бесспорно одно: именно сальто назад в различных вариациях стало визитной карточкой мотофристайла, а умение делать его – своеобразным пропус­ком в мировую элиту.

Бэкфлип и другие трюки

В середине 1990‑х сальто назад, не представлявшее больших проблем для профессиональных BMX-райдеров, в среде мотоциклистов считалось задачей невыполнимой. Ситуация изменилась лишь в 1998 году, когда на экраны вышел ставший культовым в мире мотокросса первый фильм трилогии «Дети металлического бога» (Children of a Metal God). Попытки героев ленты совершить бэкфлип, прыгая с рампы в воду, вызвали ожесточенные споры байкеров относительно возможности успешно завершить данный трюк на земле, причем особо отчаянные пытались лично доказать свою правоту. Травм было много, а результат появился лишь в 2000‑м, когда Кэрри Харт продемонстрировал свой исторический прыжок на 90‑килограммовом мотоцикле с объемом двигателя 250 кубических сантиметров. В том же году было сделано несколько попыток превзойти достижение Харта, одну из которых предпринял Трэвис Пастрана на X Games. Гонщик не удержался в седле и при падении сломал ногу. А слава первого мотоциклиста, которому удалось чис­то выполнить элемент, не получив никаких повреждений, досталась Калебу Вайатту, сделавшему это в 2001 году.

Бэкфлип, который еще десять лет назад считался почти невыполнимым трюком, сегодня умеет делать каждый серьезный райдер. Более того, выиграть соревнования на одном лишь бэкфлипе уже невозможно. Поэтому мотофристайлеры высокого класса вынуждены постоянно придумывать все более изощренные комбинации и изобретать свои собственные «фигуры пилотажа»

Впрочем, Трэвис Пастрана тоже вошел в историю, причем с куда более впечатля­ющим достижением: 6 августа 2006 года на X Games он впервые в соревновательных условиях сделал двойное сальто назад. Правда, тут же назвал свой поступок «безумным» и пообещал больше не повторять его. Слово свое Пастрана сдержал, однако нашелся еще один смельчак, успешно исполнивший двойной бэкфлип. В 2007 и 2008 годах трюк несколько раз удался Скотту Мюррею. А на летних X Games-2008 Джим ДиЧемп поставил перед мотофристайлистами новую цель, попытавшись выполнить сальто вперед. Попытка закончилась в больнице, но, как говорится, лиха беда начало.

Однако в арсенале ведущих FMX-райдеров не только сальто. Существует около двадцати основных элементов, комбинируя которые, экстремалы выдумывают свои собственные фигуры пилотажа. Почти у каждого мотоциклиста высокого класса в арсенале есть оригинальный прием, который оттачивается до совершенства. Поэтому утверждение, что количество трюков примерно равно количеству спортсменов, недалеко от истины.

Судейство

Когда‑то мотофристайл рассматривался исключительно как шоу. Однако с появлением соревнований остро встал вопрос об оценке выступления райдеров. Сначала ориентировались на показания шумомера – прибора, фиксирующего громкость зрительской реакции, однако затем были выработаны более четкие критерии.

Сегодня в FMX проводятся два вида соревнований – биг-эйр, когда райдеры по очереди выполняют трюки на одном трамплине, и фристайл-мотокросс, когда они проезжают по трассе, демонстрируя разнообразные прыжки.

В более зрелищных состязаниях по биг-эйру, как правило, используются трамплины высотой не менее 18 метров. Каждому спорт­смену даются три попытки продемонстрировать свое мастерство. Жюри из десяти человек оценивает общее впечатление от прыжка, коэффициент его сложности и умение выбрать оптимальную траекторию в соответствии с профилем трамплина. Максимально возможная оценка – 100 баллов, в зачет идет лучшая попытка.

Соревнуясь во фристайл-мотокроссе, участники дважды проезжают по трассе с расположенными на ней разнообразными препятствиями, которые нужно преодолеть максимально эффектно. Каждая попытка длится от полутора до четырнадцати минут и оценивается по стобалльной шкале исходя из сложности исполняемых трюков и разно­образия прыжков.

Контесты

Мотофристайл – это не только спорт, но и шоу, поэтому соревнования нередко совмещаются с рок-концертами и проводятся в рамках крупных шоу. Календарь контестов очень разнообразен и нестабилен. Иногда о мероприятии становится известно буквально за несколько месяцев до его начала, однако пять соревнований входит в число «обязательных» для ведущих FMX-райдеров планеты. Это X Games, Red Bull X-Fighters, LG FMX Championships, AST Dew Tour и Night of the Jumps.

X Games

Мотофристайл – одна из наиболее популярных дисциплин в главном мировом экстрим-контесте. В 2008 году победители определялись в семи номинациях, в одной из которых участвовали и женщины. Основное внимание по традиции было приковано к конкурсу на лучший трюк, и райдеры не разочаровали, попытавшись исполнить элементы экстра-класса. И если демонстрировавший сальто вперед Джим ДиЧемп не смог справиться с задачей, не удержавшись на мотоцикле, то Кайл Лоза, во второй раз подряд ставший победителем, потряс публику феноменальным выступлением. В полете он отделился от мотоцикла и, держась лишь за руль, совершил сальто назад. В интервью перед соревнованиями Лоза сказал: «Первоначально я назвал этот элемент Electric Death, однако всякий раз терпел с ним неудачу. Если на сей раз он получится, переименую его в Electric Doom». Лоза приземлился удачно и выиграл, получив оценку 94,4. Исполненная им фигура вошла в историю под названием Electric Doom.

Red Bull X-Fighters

Впервые проведенное в 2001 году, сегодня это мероприятие превратилось в серию турниров, в которых участвуют только элитные райдеры, получающие персональные приглашения от организаторов. В 2008‑м оно состояло из шести этапов и финала, причем набранные очки суммировались. Финал, на котором присутствовало несколько десятков тысяч зрителей, прошел на варшавском стадионе X-lecia, демонтированном по окончании контеста, – вскоре на этом месте появится арена для чемпионата Европы по футболу 2012 года.

В общем зачете Red Bull X-Fighters-2008 первенствовал швейцарец Мэт Ребо. Вторым стал победивший в Варшаве испанец Дэни Торрес, а третьим – австралиец Робби Мэддисон. Помимо официальных соревнований, под маркой Red Bull X-Fighters проходит выставочный тур. В его рамках в сентябре этого года в Нижнем Новгороде прошло шоу с участием райдеров команды FMX4Ever (в которую входит и победитель Red Bull X-Fighters-2008 Мэт Ребо) – шведа Даниэля Бодина и бельгийца Стивена Стайвена.

На заре становления мотофристайла как полноценной спортивной дисциплины судейство спортсменов осуществлялось по весьма своеобразной системе – на основе показаний шумомера, прибора, фиксирующего громкость зрительской реакции. И лишь впоследствии были выработаны более четкие критерии оценки сильнейших райдеров

LG FMX Championships

Шестой по счету чемпионат мира под патронажем LG прошел 27 сентября в американском Помоне (штат Калифорния). Контест, сопровождавшийся выступлениями рок-музыкантов, в частности группы Filter, собрал ведущих райдеров, за исключением травмированного четырехкратного чемпио­на мира Нэйта Адамса. В его отсутствие главным фаворитом оказался Джереми Стенберг. Соревнования состояли из шести предварительных заездов, в которых участвовали по два гонщика, а также двух полуфиналов и финала, где на старт одновременно вышли по три человека. В решающем заезде участвовали победитель тринадцатых X Games Адам Джонс, Джереми Стенберг и Бо Бамбург. Победу одержал Стенберг, исполнивший три бэкфлипа и лишь ненамного опередивший Бамбурга. Джонс же выступил откровенно неудачно.

AST Dew Tour

Внушительная команда спонсоров во главе с титульным Mountain Dew позволила организаторам AST Dew Tour собрать рекордный для экстремальных видов спорта призовой фонд. К 2,5 миллиона долларов, разыгрыва­емым в соревнованиях по BMX, скейтбордингу и FMX, был прибавлен еще миллион в качестве бонусного приза за особые достижения.

В 2008 году заявки на проведение этапов подали более двадцати американских городов, из которых в итоге выбор пал на пять – Балтимор, Кливленд, Портленд, Солт-Лейк-Сити и Орландо. В отличие от предыдущих лет, когда победитель в общем зачете определялся задолго до последнего этапа, в этот раз интрига сохранялась до конца. Перед соревнованиями в Орландо теоретически вы­играть могли десять человек. Самым удачливым оказался Адам Джонс. Именно ему 19 октября был вручен Кубок Dew.

Сальто назад в воздухе над мотоциклом, исполненное в этом году американцем Кайлом Лоза на X Games, сегодня считается самым новым и потому самым сложным трюком. За свою потрясающую комбинацию, получившую название Electric Doom, калифорнийский райдер был удостоен оценки в 94.4 балЛа, что позволило ему второй раз подряд стать победителем главного экстремального контеста планеты

Night of the Jumps

Серия контестов, спонсируемых Suzuki и проходящих преимущественно в Европе, признается Международной федерацией мотоциклетного спорта в качестве официального чемпионата мира. Однако фактически это соревнование для райдеров «второго эшелона». К каждому этапу допускаются 12 спорт­сменов: восемь отбираются по рейтингу, два получают персональные приглашения от спонсоров конкретного мероприятия и два – от национальной мотоциклетной федерации страны-организатора.


Техника в стиле FMX*

В FMX используются модифицированные мотоциклы для мотокросса

Высокий руль без перекладины служит для того, чтобы беспрепятственно проносить над ним ноги

Крылья обрезаются для удобства выполнения различных элементов

Вырезы на боковинах необходимы для комбинаций трюков с захватами

Вырез сиденья делается для облегчения выполнения трюков

Стандартная задняя часть глушителя отрезается на 40 процентов для улучшения характеристики мотора

Для более мягкого приземления устанавливается специальная подвеска

Мотор двухтактный объемом 250 кубических сантиметров

Информация взята с сайта www.fmx.ru