Международная автомобильная федерация включила чемпионат FIA GT в пятерку своих приоритетных проектов, и в этом нет ничего удивительного. Соревнования, в которых участвуют Maserati, Corvette, Saleen, Lamborghini, Aston Martin, Ferrari и Porsche, просто обречены на внимание зрителей, телевидения и, конечно же, спонсоров. Неслучайно география этого первенства постоянно расширяется: чемпионат добрался уже до Аргентины, а в 2010 году планирует дебютировать в России. Кстати, русские пилоты уже попробовали себя в самых элитных гонках спорткаров.
Понятие Gran Turismo возникло задолго до появления автомобилей – в XVII–XVIII веках так называли обычно заканчивавшееся в Риме длительное путешествие отпрысков богатых родителей по странам Европы. Подобные вояжи проходили в роскоши и комфорте и считались важной составляющей окончания процесса образования, ведь недаром говорят, что однажды увидеть своими глазами лучше, чем сто раз услышать. Когда на смену конным экипажам пришли автомобили, Gran Turismo (сокращенно GT) стали именовать серийно выпускаемые и предназначенные специально для дальних поездок самые мощные, скоростные и комфортабельные модели.
В мире автоспорта GT в основном принято называть двухдверные купе с двумя сиденьями, расположенными параллельно относительно центральной оси (или по схеме «2+2»). Подобная техника участвовала в World Sportscar Championship, однако в 1992 году эта серия, в свое время уступавшая по популярности лишь «Формуле-1», была закрыта, в результате чего остались только монобрендовые и национальные первенства. Организаторы двух из них и решили создать общемировое.
Патрик Питер и Стефан Ратель из французской серии Venturi, а также Юрген Барт из германской Porsche основали BPR Global GT Series, получившую название по первым буквам их фамилий. Прошедший в 1994 году чемпионат состоял из восьми этапов, шесть из которых проводились в Европе и по одному – в Китае и Японии. Через год этапов стало уже двенадцать, а в соревнованиях приняли участие такие суперкары, как McLaren F1 GTR, Ferrari F40 GTE и Jaguar XJ220.
Естественно, что такого рода состязания заинтересовали автопроизводителей, и FIA решила взять успешный проект под свой контроль, после чего количество классов в нем сократилось до двух. Подобные изменения вызвали неоднозначную реакцию у основателей BPR Global GT Series и привели к расколу в их рядах. Патрик Питер покинул проект и создал во Франции новую серию для менее мощных машин. Стефан Ратель попытался с помощью основанной им Stephane Ratel Organisation (SRO) запустить GTR Euroseries, в которой главную роль играли бы частные команды, а не крупные автопроизводители. Впрочем, этот проект закрылся в дебютном же сезоне 1998 года. Сейчас SRO, у которой есть германский, бельгийский и латиноамериканский дивизионы, специализируется на организации локальных мероприятий, в которых участвуют не только GT-автомобили.
Тем не менее самым успешным проектом SRO стал именно чемпионат FIA GT, коммерческие права на который принадлежат Стефану Рателю. Эта стартовавшая в 1997 году серия выступила официальной правопреемницей BPR Global GT Series, в регламент которой Международная автомобильная федерация внесла незначительные изменения.
Участвующие в FIA GT автомобили (а туда могут заявляться только формально независимые от производителей частные команды) делятся на две категории в зависимости от мощности и других технических характеристик. В классе GT1 соревнуется техника мощностью от 600 до 650 лошадиных сил с улучшенной аэродинамикой и более широкими шинами. Допускается вносить некоторые изменения в конструкцию двигателя. При производстве подобных машин нередко используются экзотические материалы, однако неизменным условием FIA остается требование, чтобы партия спорткаров насчитывала не менее 25 экземпляров и сохранялась возможность их использования на обычных дорогах. В классе GT2 на старт выходят менее мощные модели, по многим параметрам намного более близкие к своим серийным собратьям.
В 2008 году чемпионат FIA GT состоит из десяти этапов, за победу на каждом начисляется 10 очков. Второе место дает 8 очков, третье – 6, четвертое – 5, пятое – 4, шестое – 3, седьмое – 2 и восьмое – 1. Победителем в общем зачете объявляется экипаж, набравший наибольшую сумму очков по итогам всех этапов. В командном зачете суммируются результаты, показанные двумя автомобилями. До 2006 года длина каждой гонки составляла 500 километров (за исключением лишь одной – «24 часа Спа»), однако в угоду телевидению регламент был изменен. Сейчас восемь из десяти этапов длятся по два часа, победителем же признается автомобиль, проехавший за это время наибольшее расстояние. Между тем Bucharest City Challenge представляет собой комбинацию из двух двухчасовых заездов, и за успех в каждом из них начисляется половина разыгрываемых на этапе очков. Экипаж автомобиля состоит минимум из двух пилотов, каждый из которых обязан провести за рулем во время гонки по меньшей мере 35 минут. Однако в «24 часа Спа» участник не имеет права управлять машиной более трех часов подряд и двенадцати – в общей сложности. Места на стартовой решетке определяются по результатам квалификации, проводящейся в предшествующий гонке день.
За двенадцать лет проведения чемпионата FIA GT на старт выходили 1283 пилота, представлявших 376 команд, среди них были в том числе и россияне. В 2000-м, когда в чемпионате появился малобюджетный класс N-GT, две гонки в нем за германскую команду Freisinger Motorsport на Porsche 996 GT3 провели Алексей Васильев и Николай Фоменко. Во время своего дебюта россияне выступили скорее в роли статистов, однако уже на следующий год чувствовали себя более уверенно, правда, в зачетную зону так и не смогли попасть. Сезон-2002 Фоменко и Васильев провели в составе RWS Motorsport, одним из спонсоров которого выступила компания ТНК, и на этапе в английском Донингтоне набрали первые в истории России очки, заняв шестое место в своем классе.
В следующем сезоне генеральным спонсором команды RWS Motorsport стал ЮКОС, а 17 набранных российским экипажем зачетных очков оказались серьезным вкладом в четвертое общекомандное место. В 2004 году россияне добились еще большего прогресса – в составе Freisinger Yukos Васильев и Фоменко выиграли командный зачет класса N-GT. В Маньи-Куре русские впервые поднялись на подиум, а Алексей Васильев вместе с двумя немецкими пилотами занял второе место в своем классе и четвертое в общем зачете в легендарной «24 часа Спа».
Следующий сезон ознаменовался российским дебютом в самой престижной серии GT1. «Русское время», команда с российской лицензией, на презентацию которой в Москву прибыл сам Стефан Ратель, дебютировала в элите на подготовленных компанией Prodrive Ferrari 550 Maranello и Aston Martin DBR9, и в первом же сезоне ее автомобили не раз попадали в рейтинговые очки. Завершился чемпионат и вовсе триумфально: представлявшие «Русское время» француз Кристоф Бушу и испанец Антонио Гарсия выиграли этап в Бахрейне. В том же 2005-м компанию Фоменко и Васильеву в элитном классе составил Роман Русинов, представлявший JMB Racing из Монако. 24-летний в ту пору гонщик пять раз набирал рейтинговые очки, и будущее русских в чемпионате FIA GT рисовалось в самых радужных цветах. Однако надежды не сбылись. Не выдержав финансовой конкуренции, «Русское время» сделало акцент на менее затратные проекты. Ушел и Роман Русинов, попытавшийся осуществить давнюю мечту о «Формуле-1», став тест-пилотом Midland.
Возвращение русских в FIA GT произошло лишь в текущем сезоне. Созданная в середине 2007 года команда со сложным названием «ИнтерПрогрессБанк Спартак Рейсинг» в сотрудничестве с германской Reiter Engineering заявила один автомобиль в классе GT1. Пилотируют Lamborghini Murcielago R-GT голландец Петер Кокс и вернувшийся в соревнования Роман Русинов, которым уже удалось заработать рейтинговые очки на двух этапах. Впрочем, говорить о перспективах «ИнтерПрогрессБанк Спартак Рейсинг» следует с большой осторожностью. Выставляя одну машину, на успех в командном зачете претендовать нельзя, да и по размеру денежных вливаний проект значительно уступает конкурентам. Однако с официально озвученной основателями задачей – «продвижением в мире культового для россиян многовидового спортивного бренда “Спартак”» – команда справляется, так что можно надеяться, что скорая смерть ей не грозит.