Излишняя торопливость и необдуманные маневры на трассе – вот основные претензии, которые сегодня предъявляются Льюису Хэмилтону. Многие уверены, что если пилот McLaren не исправится, то вновь проиграет чемпионат, как в прошлом сезоне, когда до результата Кими Райкконена ему не хватило всего одного очка. Все происходящее с Хэмилтоном – яркое подтверждение того, какое значение для победы имеют эмоциональная сдержанность и холодный расчет, даже если внутри у тебя все кипит и взрывается от жажды чемпионского титула.
Однако во время этого интервью пилот McLaren был более чем спокоен и расслаблен – наша беседа с вице-чемпионом «Формулы-1» состоялась во время его визита в Санкт-Петербург на церемонию вручения премии Laureus 2008 года, которой Хэмилтон был удостоен в категории «Открытие года». Среди звезд спорта, шоу-бизнеса и политики молодой автогонщик выделялся как раз своей скромностью, и сложно было поверить, что именно его сегодня называют самым напористым пилотом «Формулы-1». Об общей несправедливости автоспорта и дисциплинированном стиле вождения за его пределами Льюис Хэмилтон рассуждает в интервью журналу «Большой спорт».
В разные годы премии Laureus были удостоены многие великие спортсмены. Как вы чувствуете себя в компании Роджера Федерера, Жюстин Энен и Сергея Бубки?
Честно говоря, теряюсь. Тот же Федерер всегда был для меня кумиром в спорте. В свободное время я очень люблю играть в теннис, в швейцарском теннисисте меня всегда восхищало его умение концентрироваться для достижения результата. А вот свою награду я расцениваю прежде всего как признание популярности «Формулы-1» академиками Laureus.
Нравится ли вам в Санкт-Петербурге?
К сожалению, у меня было не так много времени для знакомства с красотами города. Я интересуюсь историей, охотно путешествую, благо профессия позволяет. Конечно, был наслышан о главных достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга. Надеюсь, у меня еще будет время ознакомиться с ними поближе.
Как вы думаете, в России когда-нибудь появится трасса «Формулы-1»?
Почему бы и нет? Это было бы здорово. Ведь Россия сейчас переживает подъем, и здесь можно осуществить любой масштабный проект. Уверен, что у российской трассы будет «душа», присущая русскому народу.
Неужели асфальт может иметь «душу»?
Сам по себе асфальт – нет, а вот трасса «Формулы-1» – обязательно. Ведь для нее важно не только расположение, но и рельеф, какие-то характерные особенности. У некоторых трасс они есть, и гонки любого сезона на них запоминаются надолго.
Какая же из нынешних трасс «Формулы-1» самая «душевная»?
Не буду оригинальным, назвав Монако. Гонка по улицам города – это нечто! Драйв, экстрим, непредсказуемость – любое определение подойдет. Неслучайно эту трассу так любят и гонщики, и фанаты.
Боссы «Формулы-1» заметили вас еще 12-летним мальчишкой. Неужели в таком возрасте можно увидеть будущую звезду автогонок?
Конечно, далеко не все из тех, кто побеждает в соревнованиях картингистов, с которых я начинал, попадают в большие гонки. Хотя какие-то качества проявляются уже в раннем детстве. Умение чувствовать машину, читать трассу, не падать духом при первых неудачах – все это проявляется уже в юном возрасте. Я прошел очень хорошую школу, пересаживаясь с карта на машины более престижного класса, и пришел в «Формулу-1», с одной стороны, уже достаточно сложившимся гонщиком, с другой – с амбициями, без которых не добьешься успеха.
Обидно ли было упустить титул чемпиона в последней гонке сезона-2007?
Мне бы не хотелось вспоминать этот эпизод, так же как и комментировать внутренние проблемы McLaren и «шпионский» скандал на минувшем чемпионате мира. Это все в прошлом, а я настроен на будущие победы.
Насколько комфортно вы чувствуете себя в одной команде с Хейкки Ковалайненом?
Мы пришли в «Формулу-1» вместе, и то, что я в первый сезон достиг куда больших успехов, объясняется только одним: у финского гонщика был не столь хороший болид. Он классный пилот и отличный парень. Наши взгляды на жизнь во многом совпадают, а это здорово помогает в работе.
Даже самый классный гонщик не может претендовать на призовые места, выступая на не самом современном болиде. Не кажется ли вам несправедливым то, что в «Формуле-1» не все зависит от спортсмена?
На классного гонщика рано или поздно обратят внимание боссы команд, занимающих лидирующие позиции в Кубке конструкторов. Если же рассматривать эту проблему в более широком, философском, смысле, то не только в «Формуле-1» много несправедливости.
Насколько важна для вас тренировочная программа в процессе тестирования новой машины?
В этой работе главными являются все же технические специалисты. Они снимают все показатели, анализируя работу всех систем машины. Я занимаюсь только тем делом, которым должен заниматься. В «Формуле-1» очень многое зависит от слаженных действий всей команды. Причем не только на пит-стопах. Очень многие из тех, кто кует победу, остаются за кадром, но их вклад иногда не меньше, чем вклад гонщика.
Тем не менее именно гонщики всегда на виду, привлекают внимание прессы и светской тусовки. Вас это не тяготит?
Пока это мне даже интересно. Хотя никто из голливудских красоток не сопровождает меня на этапы гонок. Может быть, оно и к лучшему. Я бы не хотел, чтобы моя подруга постоянно мелькала на страницах таблоидов. Мне должно быть с ней интересно и комфортно.
Вас называют любимцем Берни Экклстоуна, главного человека в «Формуле-1». Это так?
Не думаю, что мистер Экклстоун выделяет кого-то из пилотов. Я с ним познакомился, придя в «Формулу-1». Очень доброжелательный и интересный человек. А для нашего вида спорта он сделал, наверное, больше, чем руководители всех остальных международных федераций. Согласитесь, что для дисциплины, не входящей в олимпийскую программу, у «Формулы-1» огромная популярность. И с каждым годом она растет.
Если не секрет, на каком автомобиле вы ездите в повседневной жизни и часто ли превышаете допустимую правилами дорожного движения скорость?
У меня джип Mercedes. Очень удобная машина для любых дорог. Я очень аккуратный и дисциплинированный водитель. Экстрима, который чувствуешь, разгоняясь на трассе, хватает и в гонках «Формулы-1».