Время демонстрировать успехи

№3(151)_2022
Первый заместитель министра спорта РФ – о первых успехах в импортозамещении, государственно-частном партнерстве и объединении классического спорта с киберспортом

Досье / Азат Кадыров

  • Родился 29 августа 1973 года в Казани
  • Окончил Государственный университет управления и Казанский государственный технологический университет
  • С 2006 по 2009 г. – главный специалист, ведущий советник отдела развития туриндустрии, заместитель начальника отдела развития и рекламации программ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
  • С 2009 по 2020 г. – заместитель директора, первый заместитель генерального директора, генеральный директор «Исполнительной дирекции XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани»
  • С февраля 2020-го – первый заместитель министра спорта РФ

В 2022 году российский спорт столкнулся с новыми вызовами в условиях санкционного давления, а новые вызовы требуют нестандартных подходов и идей. Что дал в этом плане 10-й юбилейный Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» отечественному профессиональному и любительскому спорту?

Развитие отечественного спорта – наша ключевая задача. В рамках форума большое внимание уделялось вопросу ограничений участия российских спортсменов в международных состязаниях и подходам к его решению. С участниками деловых сессий и круглых столов обсудили новые форматы соревнований, например, Спартакиада сильнейших, Игры дружбы, соревнования в формате лиг и многие другие. Мы стараемся всячески сохранить соревновательную активность наших спортсменов. Такие спортивные турниры показали свою успешность, будем и дальше с коллегами из спортивных федераций и регионов развивать это направление.

Что касается любителей, мы планомерно идем к увеличению количества регулярно занимающихся спортом россиян до 70% к 2030 году. Это предполагает решение целого комплекса задач, прежде всего развитие инфраструктуры, подготовку кадров, популяризацию физической культуры, информационную поддержку и развитие сети образовательных учреждений.

Как вы в целом оцениваете итоги форума? Какие из принятых на нем решений и представленных проектов могут оказать значительное влияние на развитие российского спорта?

Форум прошел активно и плодотворно, нам удалось достичь многих договоренностей. В рамках мероприятия было подписано более 30 соглашений о сотрудничестве, которые в тех или иных областях благотворно повлияют на развитие отечественного спорта.

По вопросам международного сотрудничества прошли рабочие встречи с министром спорта и туризма Республики Беларусь Сергеем Ковальчуком, генеральным директором Главного управления по спорту Королевства Бахрейн Абдулрахманом Аскаром и президентом Всеобщей спортивной федерации Сирийской Арабской Республики Фирасом Муаллой. Мы с коллегами настроены на плодотворную совместную работу.

Как я уже сказал, наша ключевая цель – развитие отечественного спорта. Россия – сильная и самодостаточная страна, для которой давление и какие-либо ограничения лишь возможность продемонстрировать свои успехи. И после окончания форума мы активно работаем с нашими коллегами из ЕАЭС, ШОС, БРИКС и, конечно же, СНГ в вопросах проведения международных спортивных мероприятий.

Одна из основных тем форума «Россия – спортивная держава» – импортозамещение. Ставится ли задача значительно увеличивать в стране производство оборудования для спорта высших достижений или в данном случае оптимально искать новые механизмы и цепочки поставок?

Конечно, такие задачи поставлены и уже реализуются. Уже сейчас можно сказать, что в ходе программы импортозамещения нам удалось достичь определенных успехов, но также нам еще многое предстоит. Например, в части детского и массового спорта мы ведем совместную работу с Минпромторгом в вопросе поставки российских товаров. На форуме проходила выставка «Современный спорт. Инновации и перспективы», на ней можно было ознакомиться с большим количеством российских производителей различной спортивной продукции. Да, мы намерены развивать собственное высококачественное производство для сферы спорта и физической культуры – это одно из направлений нашей Стратегии-2030.

На форуме вы анонсировали создание отраслевого маркетингового центра, где российские производители оборудования для массового спорта будут встречаться с покупателями. Расскажите подробнее об этой площадке.

Главная задача в условиях потери традиционных поставщиков и логистики – сбалансировать спрос и предложение российского рынка на использование существующей отечественной спортивной продукции и расширение ее линейки. Для этого мы обсуждаем создание единого агрегатора в области российской спортивной продукции. Это будет Спортивный отраслевой маркетинговый центр, который позволит всем участникам отрасли получить доступ к российским спортивным товарам самого высокого качества.

В рамках форума был открыт первый в мире фиджитал-центр, обсуждались вопросы киберспорта и геймдева. Можно ли сказать, что санкции и недопуск отечественных спортсменов к международным стартам во многих традиционных видах спорта дали толчок к развитию новых дисциплин?

Было бы несправедливо сказать, что интерес к киберспорту возрос только в связи с санкциями и отсутствием других зрелищных спортивных событий. Наши киберспортсмены давно показывают высокие результаты на мировом уровне. Интерес к этим дисциплинам с каждым годом только растет, проводится все больше турниров.

В Кемерове открыт первый в стране фиджитал-центр, который объединяет классический спорт и киберспорт, на его площадке можно опробовать новые технологичные дисциплины и стать частью нового масштабного движения – фиджитал. В 2024 году в Казани пройдут Игры Будущего – это российский проект на стыке науки, спорта и образования. Он сочетает в себе дисциплины, включающие классический спорт, киберспорт, состязания в виртуальной и дополненной реальности, а также дисциплины, основанные на технологиях XXI века. Организаторы провели серию тестовых соревнований, уже виден значительный интерес молодежной аудитории к таким инновационным соревнованиям.

Объем бюджетных ассигнований Минспорту в 2023 году составит 64,6 млрд рублей, а в последующие годы запланировано его снижение. Планируется ли заместить выпадающие суммы с помощью других источников финансирования, в частности использования механизмов государственно-частного партнерства?

Инвестиции в спорт – это вклад в создание гармонично развитого и здорового населения, поэтому да, мы активно используем механизмы государственно-частного партнерства для создания новых площадок и арен.

Программа уже приносит свои плоды. На форуме мы говорили о большом количестве проектов, которые успешно реализуются, показывают хорошие результаты. Спрос на спортивно-оздоровительные услуги растет с каждым годом, потенциальные инвесторы готовы заходить в спортивную сферу при условии четких и понятных правил работы.

На реализацию процесса направлен федеральный проект «Бизнес-спринт», правительство ежегодно выделяет на эти цели субсидии в размере около 3 млрд рублей. К 2030 году мы планируем 50% объектов спорта создавать с использованием механизма государственно-частного партнерства.

С 22 августа по 5 сентября министерство принимало заявки на строительство спортивных объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Насколько количество заявок и их география соответствовали ожиданиям? Все ли проекты будут воплощены в жизнь? Расскажите о самых интересных из них.

В первом этапе отбора участвовали 54 проекта, был представлен каждый федеральный округ. Субъектам пока не удалось выстроить устойчивую связь с инвесторами, у предпринимателей еще есть недоверие к формату, это тормозит процесс. Конечно, в этом вопросе очень важна заинтересованность наших региональных коллег, представителей органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Если у них будет четкое понимание работы механизмов ГЧП, если они будут заинтересованы, то и участников подобных отборов будет больше, и инфраструктура будет развиваться в разы быстрее.

Те проекты, которые были представлены в соответствии с критериями и требованиями, утвержденными постановлением правительства, будут реализованы в полном объеме. Заявки подписываются губернаторами, а это, как вы понимаете, серьезное обязательство, которое на себя берут субъекты. Около 30 проектов не прошли отбор. Комиссия сочла, что они не соответствуют правилам и критериям.

Хороших проектов много. К примеру, хочу отметить «Клеверспорт» из Северной Осетии – Алании. Проект примечателен тем, что это первая франшиза в рамках ГЧП. Ранее он уже был реализован с привлечением федеральной субсидии в Набережных Челнах. Проект имеет самую интересную и насыщенную социальную нагрузку, которая затрагивает практически все категории населения.

Или проект «Физра», реализующийся в Татарстане и Башкортостане. Это быстровозводимые объекты с четкой финансовой моделью. Такие футбольные манежи пользуются большим спросом.

И еще проект из Бурятии совместно с госкорпорацией «Ростех». Это быстровозводимые спортивные площадки открытого и закрытого типа, но уникальность их в том, что они включают в себя цифровую инфраструктуру.

Довольны ли вы тем, как в целом развивается государственно-частное партнерство в области спорта? Способствуют ли ему законодательство страны и региональные правовые нормы? Какие бонусы получают компании и предприниматели, вкладывающиеся в проекты, связанные с массовым спортом?

На сегодняшний день механизму государственно-частного партнерства непросто приживаться в нашей сфере. Мы сталкиваемся с некоторым недопониманием со стороны инвесторов, но в целом результатом все же остались довольны. Для многих – это еще не до конца понятная вещь, но мы стараемся во всем помогать предпринимателям, которые готовы к такому типу сотрудничества. Что касается бонусов для компаний, очевидно, что ГЧП – взаимовыгодный формат для обеих сторон. Государство и бизнес работают в синергии, достигая таких успехов, которых было бы трудно достичь по отдельности.