Лето 2022 года. Одна из главных интриг – кто станет спонсором-букмекером Российской премьер-лиги и сколько миллиардов это будет стоить. Континентальная хоккейная лига и Кубок России по футболу получили титульного спонсора в лице одного из крупнейших букмекеров. Многие современные внутрироссийские соревнования также обязаны букмекерскому рынку: и поп-ММА, и медиафутбол не могли бы существовать без его денег.
Становление рынка
Тогда появились и первые контракты российских букмекеров с клубами Российской премьер-лиги. Соглашение «Спартака» с Winline оценивалось в 60 млн рублей за сезон. Сама РПЛ получила спонсора-букмекера на 5 лет за 550 млн рублей в год; пять лет назад эти цифры казались большими. Со временем букмекеры все больше проникали в отечественный спорт, и в конце концов каждый клуб РПЛ заключил с кем-то из них контракт.
Вместе с тем букмекерская экспансия велась и в других видах. В 2019 году общие расходы букмекеров на спонсорство оценивались в 4,5 млрд рублей, а летом 2022-го только на РПЛ пришлось 5,5 млрд рублей.
В общей массе букмекеры являются вторым-третьим спонсором того или иного спортивного общества, однако есть случаи, когда отрасль беттинга оказывается основным партнером. Почти каждая крупная букмекерская компания занимается благотворительностью, а то и управляет собственным фондом, направленным, как правило, на развитие детского спорта. Более того, имеются субъекты профессионального спорта, которые зиждутся только на букмекерских деньгах.
ФК «Пари Нижний Новгород»
До начала сезона 2022/2023 футбольный клуб «Нижний Новгород» существовал в основном на государственные дотации Нижегородской области. Букмекер взял на себя примерно половину общего бюджета клуба, выделяя по 450 млн рублей в сезон.
Это первый случай в российской премьер-лиге, когда футбольный клуб продает свое название букмекерской компании, но знаковый: не самый сильный клуб имеет самый крупный контракт в РПЛ. Само собой, если бы букмекер не купил название нижегородского клуба, то он бы не обанкротился: до этого «Нижний Новгород» существовал за счет средств из регионального бюджета. Но согласитесь, в профессиональном спорте приятнее видеть частный капитал. Вместе с тем оператор выкупил название местного баскетбольного клуба и сотрудничает с хоккейным «Нижним Новгородом».
Медийная футбольная лига
Тренд последней пары лет – бум медийного футбола. Если вкратце, то это футбольные соревнования между блогерами, отличающиеся от профессиональных (помимо уровня подготовки футболистов) массированным присутствием камер. Нам показывают и раздевалку, и тренировочный процесс, и самое вкусное: конфликты внутри команды.
Но МФЛ в этом перечне присутствует по важной причине: основным партнером здесь опять же выступают букмекеры. Титульное партнерство Winline с медиалигой оценивается в 120 млн рублей в сезон. Партнерские соглашения клубов стоят от 1,5 до 10 млн рублей в месяц.
BetBoom Team
Фактически букмекер стал учредителем, владельцем спортивной команды – пусть речь и идет о киберспорте. Российский букмекер выступает единственным спонсором коллектива, а также ведет его дела – организовывает пресс-конференции, управляет соцсетями. Команда была основана в 2022-м, однако уже в первый год пробилась на крупнейший турнир по Dota 2 – The International.
Примеры существенной поддержки букмекерским бизнесом профессионального спорта есть и за рубежом. Наиболее наглядный пример – английский футбольный клуб Stoke City, которым владеет местная компания bet365. Букмекер приобрел клуб в 2006 году, а в 2022-м обнародовал планы по реконструкции домашнего стадиона. И компания явно не собирается продавать клуб.
Букмекерская экспансия.
За 9 месяцев 2022 года «Единый регулятор азартных игр» перечислил на развитие российского спорта 9,6 млрд рублей целевых отчислений от букмекерской деятельности. По оценкам экспертов ЕРАИ, суммарные отчисления за 2022 год составят порядка 12 млрд рублей, превысив прошлогодние на 20%
Исходя из общих тенденций по развитию спортивного бизнеса, букмекеры могут остаться немногими интересантами в развитии российского спорта. Очевидно, объем букмекерского спонсорства будет нарастать и дальше. И вполне возможно, уже через несколько лет мы увидим сделки уже не по партнерству, а полноценные покупки или даже основания букмекерами профессиональных спортивных клубов