Нечестная борьба
Страна-хозяйка ЧМ-2022 была определена 2 декабря 2010 года одновременно с выбором организатора мундиаля-2018, который, напомним, достался России. Впоследствии в отношении обеих стран зазвучали упреки в нечестной борьбе. И тех и других обвиняли в подкупе членов Исполнительного комитета FIFA. Катар, к слову, победил лишь в четвертом туре голосования, опередив США (14 голосов против 8), которые выглядели фаворитом. «Как можно отдать предпочтение стране с нулевыми футбольными традициями, крохотной территорией и палящим солнцем?» – вопрошали болельщики и эксперты.
В 2018 году экс-президент FIFA Йозеф Блаттер в своей книге признался: Катар получил ЧМ в результате сговора и политического давления. Швейцарец бросил тень и на своего коллегу, тогдашнего президента UEFA Мишеля Платини. Якобы француз согласился голосовать за арабскую страну в обмен на многомиллиардные контракты Дохи с Парижем и покупку катарскими бизнесменами клуба PSG. Также Блаттер сообщил, что изначально была договоренность отдать ЧМ-2022 американцам.
Ранее свои расследования провели европейские СМИ. Выяснилось, в частности, что глава Азиатской конфедерации футбола Мухаммед бин Хаммам заплатил 30 членам FIFA несколько миллионов долларов, чтобы заручиться их поддержкой на голосовании. Бин Хаммама пожизненно дисквалифицировали, но ЧМ у Катара все равно не отняли.
Гибель строителей
Матчи открытия и финала чемпионата мира-2022 пройдут в Лусаиле, городе, который начали строить в Катаре только в 2006 году. Стадион возвели прямо посреди пустыни, когда вокруг еще не было ничего – никаких жилых или инфраструктурных объектов
В прошлом году The Guardian опубликовала шокирующие цифры: в рамках подготовки к ЧМ-2022 на возведении объектов погибли свыше 6,5 тыс. мигрантов. Данные для страшной статистики предоставили посольства пяти стран, чьи граждане трудились на стройках. Больше всего летальных случаев зафиксировано среди индийцев (2,7 тыс.), далее идут непальские рабочие (1,6 тыс.), бангладешские (1 тыс.), пакистанские (более 800) и строители из Шри-Ланки (более 500). Это, подчеркиваем, отчет лишь по пяти странам – он не учитывает тех же филиппинцев, которых тоже работает в Персидском заливе в немалом количестве. Для сравнения: при подготовке к российскому ЧМ была зафиксирована гибель 21 рабочего.
Кроме того, правозащитные организации не раз выявляли кошмарные условия труда в Катаре. Amnesty International установила тысячи случаев, когда мигрантов заставляли работать по 12–14 часов без выходных, подолгу задерживали зарплату. Многие погибали или становились инвалидами в результате падения с высоты, удара электрическим током или теплового удара.
Любопытно, что компенсации рабочим за тяжкий труд правозащитники требуют от FIFA. Названа даже точная сумма – 440 млн долларов. Она в точности совпадает с размером призового фонда мирового первенства. В сравнении с ожидаемым доходом FIFA от проведения турнира (6 млрд долларов) это относительно небольшие деньги.
Радужные флаги
Мундиаль у многих ассоциируется со свободой нравов: болельщики со всего мира искренне радуются футбольному празднику: поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах, смело завязывают знакомства с девушками из страны-организатора. По крайней мере, именно так было во время российского ЧМ.
Но в Катаре со свободой нравов все, мягко говоря, сложно. По конституции, основным источником законодательства государства является шариат – жесткий комплекс предписаний у мусульман. Употребление алкоголя на публике и случайные сексуальные связи здесь по сей день караются ударами плетью (за супружескую измену предусмотрено 100 таких ударов). Если же вы мусульманин и были уличены в гомосексуальных отношениях, все может закончиться смертной казнью.
Тема ЛГБТ стала одной из наиболее болезненных в преддверии турнира. Власти Катара объявили: за демонстрацию символики секс-меньшинств нарушителям будет грозить тюремный срок от 7 до 11 лет. Это вызвало волну критики среди европейских болельщиков. А генеральный менеджер сборной Германии Оливер Бирхофф назвал обращение с представителями ЛГБТ в Катаре «абсолютно неприемлемым». «Какие критерии использует FIFA, выбирая страну-хозяйку чемпионата мира?» – задался вопросом чемпион Европы 1996 года.
В октябре глава оргкомитета ЧМ-2022 Нассер Аль-Хатер сообщил, что по отношению к ЛГБТ-фанатам закон все же будет не столь строг: они смогут держаться за руки и демонстрировать радужные флаги. «Все, о чем мы просим, – чтобы люди уважительно относились к культуре», – добавил он.
Три участника под угрозой
Российские любители футбола будут смотреть матчи ЧМ с нотками грусти: на фоне украинских событий нашу сборную лишили шансов побороться за путевку в Катар через «стыки». Напомним, в двух предыдущих чемпионатах мира россияне принимали участие. В конце октября угроза отстранения от турнира нависла и над иранцами. Соответствующую просьбу в FIFA направила Федерация футбола Украины: якобы Иран поставляет оружие, которое используется в специальной военной операции.
Руководство FIFA уже несколько раз обращалось к участникам грядущего мундиаля с настойчивыми просьбами не смешивать спорт с политикой и сосредоточиться на футболе. Между тем UEFA и FIFA отстранили российские команды от международных соревнований
Почти одновременно дамоклов меч навис над сборной Туниса. Там в дело тоже вмешалась политика, а точнее напряженные отношения между президентом национальной футбольной федерации Вадии Джари и министром молодежи и спорта страны Камелем Дегишем. Последний, по данным СМИ, регулярно оказывает давление на работу федерации, а это идет вразрез с уставом FIFA.
Еще раньше под удар попал Эквадор. FIFA проводила дисциплинарное разбирательство, которое инициировали чилийцы. Они предоставили целую папку документов, доказывающих, что 23-летний защитник эквадорской сборной Байрон Кастильо на самом деле является колумбийцем. Якобы игрок, принявший участие в восьми матчах квалификации, использовал поддельные свидетельство о рождении и паспорт. Но FIFA в итоге отклонила иск.
Алкоголь по расписанию
Долгое время власти Катара не сообщали, как на ЧМ-2022 будет регламентирована продажа алкоголя. А ведь многие болельщики не представляют себе поход на матч без пары-тройки бокалов пива. Так, на российском мундиале на территории стадионов было продано около 1,5 млн литров пенного напитка.
За два месяца до начала катарского форума Reuters все же выяснил: запрета на употребление пива во время турнира не будет. Однако непосредственно на стадионах по ходу матчей купить его не получится. Продажи будут разрешены в течение трех часов до начала игр и на протяжении одного часа после финального свистка в пределах так называемого билетного периметра, окружающего арену, но не на трибунах или в подтрибунных помещениях.
Пиво можно будет приобрести и в главной фан-зоне в центре Дохи, вмещающей 40 тыс. человек, но тоже в строго отведенное время – с 18:30 до 01:00 (при этом многие матчи будут заканчиваться задолго до половины седьмого вечера). Опять же, на ЧМ-2018 любимый фанатами напиток продавали в фан-зонах весь день.
Выпивать в барах, ресторанах и отелях вам никто не запретит. Главное – не делать это в общественных местах. К слову, ввезти алкоголь в страну не получится, даже если вы купили его в Duty Free. А в самом Катаре почти нет магазинов, где торгуют горячительным.