Досье \ Борис Пиотровский
Сегодня вы, пожалуй, один из самых спортивных чиновников Санкт-Петербурга, учитывая, что вы проводите совещания прямо во время беговых тренировок. Когда спорт появился в вашей жизни?
Он был почти всегда. В 12 лет по примеру старших товарищей я увлекся большим теннисом. Мы жили в поселке Комарово, где для занятий этим видом созданы хорошие условия. До кортов добирался на велосипеде, так что и эту дисциплину тоже заодно освоил. Затем, уже в пубертате, полюбил сноуборд. Он только-только появился, и затеялась интересная борьба между лыжниками и сноубордистами, причем первых было сотни тысяч, а нас, сноубордистов, – избранное малое количество. Подростку в период полового созревания такие истории нравятся: хочется быть частью сообщества, противостоять кому-то. Когда сноуборд вошел в массы, я нашел себе новый редкий вид – вейкбординг. Оборудования тогда для него толком не имелось, мы покупали все в одном-единственном магазине в Москве, использовали рыболовные лодки, учились выводить их на глиссер весьма затейливым способом: выжимаешь полностью педаль газа, лодка натягивается, ты в этот момент переходишь на нос и ложишься там – так лодка выходит на глиссирование и вытягивает человека. Все это было в 18–20 лет. А в 25-летнем возрасте неожиданно для самого себя стал заниматься боксом и боями без правил. Они стали хорошей заменой фитнесс-зала.
А как в вашей жизни появился бег?
В один прекрасный момент бегать начали друзья. В первую очередь Таш Саркисян, продюсер, актер, ведущий и один из основателей Comedy Club, и Володя Храбрых, генеральный директор компании «Ингосстрах». Это сегодня он возглавляет Федерацию триатлона Санкт-Петербурга, но тогда не был спортивным человеком. Следуя их примеру, побежал и я, сначала на беговой дорожке в фитнес-зале, а потом Володя подначил меня попробовать свои силы в Московском марафоне на 10-километровой дистанции. И я ее пробежал, к своему большему удивлению. Так бег и вошел в мою жизнь.
Как думаете, надолго? Не бросите, если друзья перестанут бегать?
Не думаю. Бег стал моей привычкой, зависимостью. А я глубоко убежден, что очень многое в жизни люди делают потому, что привыкли. Когда человек начинает бегать, он обычно уже не может бросить это занятие, так как у него формируется зависимость. Она очень приятная. Во-первых, чисто физиологически тебе хорошо: спорт дарит большое удовольствие благодаря эндорфинам, вырабатываемым нашим мозгом. Во-вторых, это зависимость от круга общения: бегового коммьюнити, обсуждения с его участниками кроссовок, экипировки и тому подобное.
Любопытно, что вы упомянули такого рода зависимость – от круга общения. Вас увлекает спортивная параферналия? Насколько хорошо вы разбираетесь в моделях кроссовок?
Очень увлекает! Это привычка, идущая от моей сноубордской и велосипедистской юности. У тех, кто серьезно увлекается этими видами, есть настоящий культ ухода за снарядом. Конечно, некоторые вещи лучше доверить профессионалам, но смазать цепь, помыть велосипед, поменять камеру, настроить переключение, поменять крепление на сноуборде – все это я делаю сам. И такое времяпрепровождение доставляет огромное удовольствие. Думаю, на тему велосипедов, кроссовок, пронации, каденса, бега уже скоро могу читать лекции.
Вы за носок, пятку или полную стопу?
Я за естественное использование стопы, без акцента на чем бы то ни было.
И как вы совместили спорт с вашей высокой позицией в администрации Санкт-Петербурга?
Когда я только пришел на новое место работы в администрацию, то поначалу почти на полгода прекратил бегать и заниматься спортом. Казалось, что совместить будет невозможно. Но потом принял одно простое решение – планировать бег в своем рабочем графике наряду с деловыми встречами и разными важными мероприятиями, просто вставлять тренировку туда как нечто, что невозможно игнорировать. Конечно, ее можно перенести, но нельзя отменить совсем. Если я не смог позаниматься вечером, потому что губернатор дал мне какое-то поручение, то надо встать в пять утра и побежать.
Вы увлеклись бегом под влиянием друзей. А может ли так случиться, что благодаря дружбе на горизонте появится новое неожиданное хобби, которое вытеснит старые: игра на саксофоне, например, фотография, наблюдательная астрономия?
Все же я не профессиональный спортсмен, а просто зависимый от спорта любитель. Поэтому если вдруг научусь играть на саксофоне, то вряд ли продам велосипед. Но могу, конечно, сменить акцент, начать иначе выстраивать свои приоритеты. Я уже упоминал про важность привычек в нашей жизни. Но не меньшее воздействие на нас оказывает такое понятие, как «качество жизни». Всем нам хочется жить хорошо и качественно. И вот спорт здесь играет ключевую роль. У человека, который занимается им регулярно, качество жизни в несколько раз выше. Это очень сложно объяснить тем, кто вообще не тренируется. Они смотрят на тебя и видят: вот ты пыхтишь, весь мокрый, бежишь со странными людьми в обтягивающей одежде, встал для этого в пять утра. Со стороны это и правда выглядит странно, но эти непонятные действия сильно повышают качество твоей жизни. Посмотрите на бегунов на улицах. Они улыбаются, кайфуют от эндорфинов. Это не вымышленная история. Закачивая забег на финише, ты находишься в эйфории – в эндорфинном опьянении, после которого, кстати, нет похмелья, чувствуешь себя абсолютно счастливым. Спорт – идеальный способ получения физического удовольствия. И тебе не надо не спать ночью, как в случае с ночными клубами, на утро у вас не будет синяков под глазами, а только хорошее, натренированное, здоровое тело.
Но тело можно и травмировать. Спорт – не такое уж здоровое занятие.
Да, спорт и здоровый образ жизни – не одно и то же. Но все зависит от нагрузок. Я видел любопытное исследование, которое человека, бегущего 30 км в неделю, классифицирует как занимающегося фитнесом, а того, кто преодолевает до 90 км в неделю, уже определяет ближе к профессионалам. И самое удивительное, что бегущий 90 км получает на 30% меньше травм, чем человек, который вообще не занимается спортом. А 30-километровый в неделю бегун практически вообще не травмируется. Так что спорт с адекватными нагрузками – это часть здорового образа жизни.
Я планирую бег в своем рабочем графике наряду с деловыми встречами и разными важными мероприятиями, вставляю тренировку туда как нечто, что невозможно игнорировать. Конечно, ее можно перенести, но нельзя отменить совсем. Не смог позаниматься вечером, то надо встать в пять утра и побежать
Любители, увлеченные спортом, часто переносят навыки, полученные благодаря своей дисциплине, в профессиональную деятельность. Так, один восходитель на Эверест говорил мне, что опыт альпинизма дал ему невероятный запас выносливости на работе: теперь для него поработать ночью лишние 2–3 часа – больше не проблема, не повод для переживаний и физических страданий. А что вы взяли себе в рабочий кабинет из спорта?
Спорт научил меня простому, но важному принципу: если ты хочешь эффективно тренироваться, то должен эффективно восстанавливаться. Эту схему я переложил на работу и теперь уверен: если хочешь эффективно работать, то необходимо хорошо отдыхать. То есть можно делать все, что угодно в офисе, сколько угодно часов там проводить, но нужно получать свои 6–7 часов сна ежедневно. Иначе дальше твои 12 часов работы будут неэффективными, не будут иметь никакого смысла.
Расскажите о соревнованиях по триатлону «Медный всадник», который этим летом был проведет в Санкт-Петербурге. Станет ли он новой петербургской традицией?
«Медный всадник» появился как результат импортозамещения – мы провели его вместо Iron Man. И оказалось, что только выиграли от такой рокировки. Теперь для нас все стало проще: нет финансовых обязательств перед международной ассоциацией, не связаны их дистанциями. Мы просто берем тот опыт, который у нас уже есть, и улучшаем его: вводим, например, новые дистанции. IRON MAN Санкт-Петербург, которая теперь называется «Медный всадник Санкт-Петербург», – одна из красивейших полужелезных дистанций в мире, поэтому у соревнований были и есть большие перспективы. Показательно, что в этом году в них приняло участие большое количество именно петербуржцев. То есть в городе имеется внутренний спрос на такие старты. И дальше уже многое зависит от того, как мы будем их развивать.
При правительстве Санкт-Петербурга существует беговой клуб «Смольный». Вы были инициатором его создания? Много ли спортсменов-любителей в администрации?
Хороший вопрос. Да, идея принадлежит мне. Но только она. Все остальное, в том числе правила клуба, уже не мое изобретение. Когда я пришел в «Смольный», то сразу увидел, как много моих новых коллег занимаются спортом – разными видами, не только бегом. И захотелось их объединить, собрать вместе на тренировку. В правительстве Санкт-Петербурга я отвечаю в том числе за спортивную сферу, и предложил коллегам погружать меня в дела прямо на совместных пробежках. Моя инициатива встретила поддержку. Более того, к нам захотели присоединиться другие спортсмены-любители, работающие в администрации, – так появился клуб. Он чисто корпоративная история, которая стала невероятно популярна. Мои коллеги придумали ему фирменный стиль, разработали формат тренировок, подключили профессиональных тренеров. То есть клуб живет полноценной жизнью.
Где проходят тренировки?
На Крестовском острове. Где же им еще проходить? Елагин остров, Приморский парк – там все сконцентрировано.
То есть вам из кабинета еще до Крестовского надо доехать.
Да, но это не проблема. Я получаю большое удовольствие от бега на Крестовском острове. Там это значительно приятнее делать, чем в центре города.
А кто именно из коллег воспользовался вашим предложением погрузить вас в тот или иной вопрос за полтора часа пробежки? Предложение-то не самое сладкое.
Отличное предложение! Это всегда рады сделать, например, председатель комитета по физической культуре и спорту Антон Шантырь, заместитель председателя комитета промышленной политики Александр Ситов, а также Сергей Бодров, наш «железный человек», который организует триатлонные соревнования. Именно на пробежке с ним был придуман формат «Медного всадника». Фирменный стиль он мне показывал в раздевалке перед тренировкой, посмотрели бумажку и побежали дальше ее обсуждать. На такие пробежки-совещания к нам периодически присоединяются коллеги из других ведомств и комитетов. Обсуждать таким образом насущные дела – очень эффективный способ.
Недавно случайно услышал разговор двух триатлонистов, которые делились друг с другом тем, что им не нравится в их виде спорта. Один жаловался на бег, второй – на велосипед. У вас есть подобные жалобы?
Точно не на велосипед. Он мой самый любимый вид спорта. На мой взгляд, идеальный с точки зрения нагрузки: она правильная, длительная, но при этом размеренная, небольшая. В велосипедном спорте есть элемент прогулки, когда ты наслаждаешься видами, погодой. Но присутствует и соревновательная часть. Это дисциплина с богатой эстетикой: гонки Giro d’Italia, Tour de France очень зрелищные, красивые. Кроме того, велосипед – не самое сложное техническое изобретение, которое доводится до идеального состояния с помощью буквально мелочей. Это делает его практически идеальной конструкцией. Он не просто спортивный инвентарь, а настоящее произведения инженерного искусства.
А бег? Многие говорят, что это скучное занятие.
Это очень простой и совершенно уникальный вид спорта. Он может быть, как скучным и монотонным, так и захватывающим, и увлекательным. Нужно просто правильно распределить тренировку, сделать ее интересной.
А вот плавание я не люблю. Плохо это делаю, избегаю этого этапа, занимаюсь эстафетами. Уже много лет пытаюсь увлечься зимними заплывами, но мне не хватает на него времени, так как я отдаю предпочтение велосипеду и бегу.
Какие спортивные задачи вы себе сейчас ставите и какими достижениями уже по-настоящему гордитесь?
Вся моя так называемая спортивная карьера связана с определенными показателями, многими из которых я искренне горжусь. Когда достигаешь промежуточного результата, испытываешь огромное удовольствие. Это связано, как правило, с короткими отрезками жизни: два месяца позанимался как следует бегом – пробежал хорошо полумарафон и доволен собой. Для меня 1 час 50 мин. – это нормальное время. Я не ставлю себе сверхзадач, не хочу, например, бежать марафон.
Но на самом деле больше всего я горжусь своими другими спортивными достижениями – тем, что мы делаем в правительстве Санкт-Петербурга для развития спорта. Наше большое достижение, например, проведение этим летом «Медного всадника». Вот это важно, а не мои личные рекорды.