В 13-летнем возрасте воспитанник киевского хоккея Николай Жердев отправился на турнир в Канаду. Именно там молодого украинца и его коллегу Антона Бабчука приметил главный тренер команды из подмосковной Электростали Равиль Исхаков, предложивший юным спортсменам переехать в Россию и сменить гражданство. Наставник не прогадал – уже через несколько лет Жердев и Бабчук выступали за юношескую, а затем и молодежную сборную, после чего оба успешно играли в NHL. Нынешней осенью экс-украинцы перебрались в КХЛ – Бабчук подписал контракт с омским «Авангардом», а Жердев – с подмосковным «Атлантом», спортивным директором которого работает Равиль Исхаков.
О том, почему он принял решение вернуться в Россию, что думает о КХЛ и перспективах в ней «Атланта», а также почему его не вызвали на предолимпийский сбор и куда он инвестирует деньги, Николай Жердев рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Что предопределило выбор в пользу «Атланта» – финансовый аспект, личные знакомства в клубе или, может быть, его базирование в Мытищах?
Не смогли договориться по условиям контракта с клубами NHL, и я решил продолжить карьеру в России. В прессе появлялась информация о том, что я вел переговоры с «Салаватом Юлаевым», но она не соответствует действительности: ни с кем из представителей уфимского клуба я не общался. В России рассматривал лишь один вариант – «Атлант».
В сезоне 2006/2007 вы провели несколько матчей за «Химик», как тогда назывался «Атлант». Как оцениваете изменения, произошедшие в клубе и чемпионате России в целом?
Тогда многое было другим – игроки, тренерский штаб, руководство. Да и сыграл я за клуб менее десяти матчей, приезжал сюда ненадолго. Сейчас же заключил полноценный контракт на сезон. Думаю, что создание КХЛ – это правильный шаг, мы уже играли в Риге и Минске – красивые города.
Форвард Columbus Blue Jackets Никита Филатов говорил, что тренер клуба сравнивает его с вами и ругает. Как вы это прокомментируете?
Мы хорошо знакомы с Никитой и довольно похожи по стилю игры. Возглавляющий Columbus Blue Jackets Кен Хичкок действительно не любит, когда техничный хоккеист рискует, пытается в средней зоне обыграть нескольких соперников. Еще одна проблема Филатова – отсутствие права на ошибку, после первой же оплошности он теряет место в основном составе, в то время как другим дают по нескольку шансов.
Кто из тренеров, с которыми вы работали в NHL, подходил вам лучше всего по стилю?
Я там играл под руководством четырех специалистов, и все разные по манере – один делал акцент на защиту, другой требовал максимально упрощать игру в средней зоне. Под каждого приходилось подстраиваться.
Перед тем как подписать контракт, вы обсуждали свою роль в команде с главным тренером «Атланта» Федором Канарейкиным?
Нет, распределение игроков по звеньям – это прерогатива тренера. Начинал я с Дмитрием Семиным и Олегом Петровым, затем играл с Сергеем Мозякиным и Иржи Новотны, потом – с Олегом Квашой и Эриком Ландри. У меня претензий нет, тренеры ищут оптимальные сочетания.
Вы не согласны с тем, что чем дольше партнеры по звену играют вместе, тем лучше взаимопонимание и результат?
Это в советское время хоккеисты играли вместе годами, сейчас же составы клубов часто меняются. Тот же Иржи Новотны проводит в России первый сезон, откуда появится сыгранность? Хотя мы с ним иногда выходили в одной тройке в Columbus Blue Jackets. С Ландри и Квашой я раньше никогда вместе не играл, так что требуется время для нахождения оптимальных сочетаний.
Вы уже освоились в КХЛ?
В первые пять матчей было не совсем привычно из-за большой площадки – пришлось несколько подкорректировать свои действия. В России больше «раскатов», атаки менее быстрые, скорее размашистые.
А сама система подготовки в «Атланте» сильно отличается от той, к которой вы привыкли за океаном?
Сложно сравнивать, американцы и русские вообще значительно отличаются по менталитету. В плане тренировочного процесса излишних нагрузок здесь нет – нередко играем через день, и необходимо правильно распределить силы, чтобы показывать высокий результат. Календарь в КХЛ вообще стал очень похожим на принятый в NHL – то игры фактически подряд, то четырех-пятидневные паузы.
Считаете ли вы справедливой систему деления клубов КХЛ по дивизионам?
Как я понял, за основу взята система, принятая за океаном, и ее цель – экономия на перелетах, чтобы команды почаще играли с географическими соседями. В Балашиху или Нижний Новгород «Атланту» съездить легче, чем в Омск или Хабаровск. Не думаю, что подобный состав дивизионов сильно сказывается на общем турнирном положении клубов – совсем уж простых соперников нет.
Вы не были приглашены на сбор кандидатов в сборную России на Олимпиаду. Вам кто-то объяснял причины этого?
Конечно, я несколько удивился, что не вызвали. Из руководства сборной со мной никто по этому поводу не связывался. Кстати, перстень чемпиона мира мне передали через Илью Ковальчука, с которым мы вместе тренировались перед сезоном в клубе Atlanta Thrashers. Разумеется, из-за травмы пальца первенство планеты сложилось для меня не слишком удачно, но все равно неприятно. Кстати, со сломанным пальцем я отыграл два матча на чемпионате.
Правда ли, что несколько лет назад ваш агент обсуждал возможность выступления Николая Жердева за сборную Украины?
Я никогда серьезно не задумывался об игре за украинцев, хотя периодически они и напоминали о себе. Перед чемпионатом мира-2009 позвонили и сказали, что если выступлю за сборную России, то никогда не смогу защищать цвета Украины. Я посмеялся. Там вообще непонятная ситуация с хоккеем – по большому счету не ясно, есть ли он вообще. Деньги никто не вкладывает. Когда приезжаю в Киев и прихожу в детские школы, вижу что вырасти там в игрока высокого уровня очень сложно. Помню, после переезда в Электросталь был в шоке от того, насколько мои местные ровесники сильнее украинских. Пришлось догонять их, сильно прибавлять в мастерстве.
Во время выступления в NHL вы часто бывали в России и на Украине?
Каждый отпуск всегда прилетал к родителям в Киев, иногда заглядывал в Москву и только после этого отправлялся куда-нибудь на отдых. Выбор места происходит спонтанно, в 2009 году летал на Мальдивы. Главное, чтобы компания подобралась хорошая, было весело.
У вас не было желания постоянно поселиться в США?
Нет, всегда тянет домой. В Коламбусе у меня есть квартира, сейчас как раз занимаюсь ее продажей. Я с 13 лет живу один, самостоятельно решаю все жизненные проблемы, и Америка меня не сильно изменила. Одиночество не тяготит, всегда есть чем заняться.
Сейчас вы живете в Мытищах?
Да, клуб выделяет хоккеистам квартиры, мы живем в одном доме. Уже полностью освоился, даже появились знакомые таксисты, которым я звоню в случае необходимости куда-либо поехать. По количеству населения Мытищи и Коламбус сравнимы, но здесь все более компактно, там между районами города бывает по 20 километров расстояния. В России мне во многих отношениях комфортнее, чем в Америке. Например, местная еда больше нравится.
Хоккеисты – люди весьма небедные. У вас есть собственный бизнес, в который инвестируете средства?
Есть, и в Киеве, и в России, ведь карьера хоккеиста не может продолжаться всю жизнь. Даже если играть до 50 лет, все равно надо думать о том, что будет потом. Глупо растрачивать все заработанное, да и родственникам помогать надо. Я построил для родителей дом в Крыму, где и сам отдыхаю с друзьями. Алексей Шкотов гостил у меня там, приезжал также Равиль Исхаков с семьей.
Ваш контракт с «Атлантом» рассчитан на один сезон. Что потом?
Сейчас рассуждать об этом слишком рано. Первостепенная задача – завоевать призовое место с подмосковным клубом. В команде много новых игроков, притираемся друг к другу. Но время есть – в начале сезона многие фавориты, те же «Ак Барс» и «Локомотив», теряют очки.