Лучший вратарь чемпионата мира-2008 Евгений Набоков, с 2000 года играющий за San Jose Sharks, на сентябрьский сбор кандидатов в олимпийскую сборную России прибыл, однако на лед так и не вышел. По пути из Сан-Франциско спортсмен потерял чемодан с формой, а проводить тренировку в чужой экипировке отказался. О том, почему голкиперу столь важно выступать именно в своей форме, впечатлениях от поездки в Москву, конкуренции в сборной России и шансах команд на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Набоков рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Как вы оцениваете итоги прошедшего в Москве сбора кандидатов в олимпийскую сборную России?
Все было отлично. В NHL россиянам в основном приходится играть друг против друга, так что пообщаться в хорошей атмосфере было просто здорово. Не думаю, что нынешние тренировочные матчи можно назвать совсем уж настоящими – защитники дали нападающим слишком много свободы, старались не применять силовые приемы.
Нужен ли был этот сбор в Москве со спортивной точки зрения?
Прежде всего он нужен для того, чтобы сплотиться, поговорить, ведь многие ребята просто не знакомы друг с другом. Но серьезных занятий по тактике у нас не было.
Помимо тренировочных матчей, было еще собрание команды, которое провел президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. Что на нем обсуждалось?
Просто поздравили с тем, что все ребята стали кандидатами в олимпийскую сборную. Еще раз рассказали о важности Олимпиады, хотя, на мой взгляд, это было лишним – все и так знают, насколько это серьезный турнир. Так что ничего особенного на собрании не обсуждалось.
Тот факт, что на сбор вызвали гораздо больше игроков, чем имеется мест в олимпийской команде, не вносил дополнительной напряженности?
Конечно, все 36 приглашенных хоккеистов уверены, что достойны оказаться в олимпийской команде, и главному тренеру предстоит сделать выбор. Но напряженности не было, за пределами площадки мы общаемся без какого-либо чувства соперничества.
Заметили ли вы значительные изменения по сравнению с 2008 годом, когда выиграли в Канаде чемпионат мира?
Ну разве людей стало гораздо больше да появились совсем молодые ребята: Николай Кулемин, Семен Варламов… Атмосфера же не изменилась. Победные чемпионаты мира не забываются, наоборот, с годами воспоминания становятся все приятнее.
Правда ли, что на первенстве планеты в Квебеке, когда российские хоккеисты вовсю праздновали победу, вы просматривали в гостиничном номере четвертый гол канадцев в свои ворота?
Не совсем так. Я праздновал со всеми, а пропущенные шайбы просматривал в гостинице уже после вечеринки.
В Москву вы прилетали специально ради сбора национальной команды?
Да, буквально на три дня. Жаль, что форма не доехала. Хотелось извлечь какую-то тренировочную пользу из этой поездки, позаниматься на льду, но пришлось просто смотреть на ребят и подшучивать над ними. Вратарская форма слишком индивидуальна, поэтому «взаймы» ее не возьмешь.
Часто ли вы бываете в России?
Я приезжаю сюда каждый год, но надолго оставаться не получается. Какое-то время провожу в Москве, после чего отправляюсь в Казахстан, где живут родители. Семья у меня за океаном, так что «пролететь» все нужно очень быстро, но я в курсе происходящих в России событий.
Что вы можете сказать о своих коллегах-вратарях – кандидатах в олимпийскую сборную России?
Вы хотите, чтобы я оценивал своих соперников за место в составе? Конечно, я не буду этого делать. В целом же могу сказать, что конкуренция еще никому не мешала, она полезна в любом виде спорта. Молодой Семен Варламов здорово прибавил в прошлом сезоне, хорошо сыграл в плей-офф. В начавшемся чемпионате у него появилась реальная возможность стать основным вратарем Washington Capitals. Илья Брызгалов, Александр Еременко – все достойны места в олимпийской сборной.
В беседах с тренерами сборной России вы не обсуждали, кто будет в Ванкувере основным голкипером?
Обещаний, что это буду я, никто не давал, да и вообще говорить такое неуместно – играть будет сильнейший. В феврале посмотрим, кто им окажется.
Значит, теоретически вы готовы занять место на скамейке запасных?
Теоретически – да. Возможность отказа от приезда в Ванкувер даже не рассматривается. Если получу приглашение, конечно, буду в команде.
Вы уже думаете об Олимпиаде в Ванкувере?
До нее еще несколько месяцев, так что думать об Олимпийских играх начнем непосредственно перед их началом. Сейчас все мысли о сезоне в NHL.
То и дело появляется информация о том, что San Jose Sharks хочет обменять вас в другой клуб. Как вы к этому относитесь?
У меня такой информации нет. Наверное, читаю недостаточно газет, чтобы следить за всеми слухами. Один американский журналист как-то спросил, готов ли я отказаться от пункта в контракте, по которому не могут быть обменян без собственного согласия. Я ответил, что если меня об этом попросят, соглашусь не раздумывая. Никогда не буду находиться в команде, которая не хочет иметь меня в составе. Но генеральный менеджер San Jose Sharks даже не обсуждал со мной
эту тему.
Насколько увеличит шансы канадцев на золотые медали тот факт, что Олимпиада состоится в Ванкувере?
Он может как придать им большую энергию, так и забрать ее, хотя недаром говорится, что дома и стены помогают. Но я бы не сказал, что канадцы – безоговорочные фавориты предстоящей Олимпиады. Анализируя шансы команд, многие концентрируются на России и Канаде и забывают о других сборных. В частности, о действующих олимпийских чемпионах – шведах, а у них будет весьма хорошая команда. У Финляндии очень сильные вратари и защита, команда тактически хорошо подготовлена. Да и чехи не дадут о себе забыть.
Вы играли на Олимпиаде в Турине, где россияне заняли четвертое место. Что нужно сделать, чтобы добиться лучшего результата?
В Италии все получилось очень обидно. В четвертьфинале мы обыграли канадцев, и, казалось, перед нами замаячили радужные перспективы. Даже не знаю, чего именно не хватило для итоговой победы. Но я не зацикливаюсь на прошлом, надо жить настоящим и думать о будущем. Естественно, перед сборной России ставятся самые высокие задачи, но хоккей – это спорт, и в нем может случиться все что угодно. Став двукратным чемпионом мира, сборная России подняла свою репутацию и вышла на более высокий уровень. В Северной Америке много говорят о КХЛ, российской сборной и действительно относятся к нам очень серьезно.