Информация о том, что в «Формуле-1» вот-вот выступит российский гонщик, появляется с завидной регулярностью. Однако ни Сергею Злобину, ни Роману Русинову, пробовавшим себя в роли тест-пилотов, так и не удалось выйти на старт в официальных соревнованиях. Сейчас попытку проявить себя в «королевских автогонках» готов предпринять Виталий Петров. И надо признать, его перспективы добиться цели куда реальнее, чем у других российских спортсменов. Ведь Петров не только имеет за спиной надежного спонсора, но и зарекомендовал себя как сильный гонщик, заняв второе место в общем зачете чемпионата-2009 второй по престижности серии – GP2.
О том, как он оценивает минувший сезон, качествах, требующихся для выступления в «Формуле-1», и своих перспективах в «королевских автогонках» Виталий Петров рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Довольны ли вы своим выступлением в серии GP2 в минувшем сезоне? Была ли реальная возможность включиться в борьбу за первое место в общем зачете?
Скорее, почти доволен. Знал, что можно удачно выступить – была хорошая машина, команда, уверенность в себе. Однако начались технические проблемы, из-за которых мы потеряли шансы выиграть чемпионат. Представьте себе, что в шести гонках я не смог финишировать из-за проблем с двигателем.
Можете ли сказать, что в этом сезоне вы прибавили как пилот? Если да, то в каких компонентах?
Прежде всего в скорости. С начала сезона я ехал быстрее, чем Роман Грожан, но ему больше везло. После этапа в Турции стало понятно, что скорость у нас есть, действительно можем бороться с любыми соперниками и побеждать. Но, как я уже сказал, помешали технические проблемы.
Михаил Алешин считает «Формулу-2» второй гоночной серией в мире по конкурентоспособности участников, PR-отдаче и бюджету. А как вы расставите приоритеты?
Автомобили «Формулы-2» слабее по аэродинамическим характеристикам, медленнее и, думаю, хуже по управляемости. Там в командах даже боксов своих нет, десять машин в общем гараже стоят. Один инженер обслуживает несколько машин. Это же не серьезная инженерная подготовка. Думаю, «Формула-2» – по большей части медийный проект. А в GP2 у каждого своя тактика, свой гараж, настройки. Абсолютно другой уровень, не знаю даже, как можно сравнивать эти гонки. Взять хотя бы уровень пилотов и их перспективы. Ни одна команда «Формулы-1» даже не думает кого-то приглашать из ребят, выступающих в «Формуле-2». А половина пелетона GP2 – действующие тест-пилоты разных команд «Формулы-1».
По каким критериям команды «Формулы-1» отбирают новых пилотов в других гоночных сериях, ведь, судя по всему, просто побеждать недостаточно, нужно проявить какой-то особый талант? В чем он заключается? Какие именно качества следует продемонстрировать?
Прежде всего, стабильность, так как за выступлениями каждого гонщика внимательно следят. Важно и то, каким он обладает бюджетом. Но главное, конечно, результат. Необходимо выиграть чемпионат и показать, что ты достоин рассматриваться в качестве пилота «Формулы-1». Только после этого начинается разговор о деньгах и других условиях.
По словам вашего менеджера Оксаны Косаченко, Виталием Петровым интересуются сразу пять команд «Формулы-1». Речь идет о позиции основного или тест-пилота? Каковы ваши личные предпочтения относительно следующего сезона?
О конкретной команде пока говорить не хотелось бы, но позиция тест-пилота меня не интересует. Я уже в зрелом возрасте и рассматриваю для себя исключительно место боевого пилота, то есть такого, который выходит на старт в каждом Гран-при. Год назад у меня еще не было такого опыта, и тогда я мог бы согласиться на роль тест-пилота. Но за прошедшее время я сделал большой шаг вперед.
Как вы оцениваете результаты завершающегося сезона в «Формуле-1»? Согласны ли с мнением, что «королевские автогонки» находятся в системном кризисе?
Уже изначально нынешний чемпионат представлял для меня большой интерес, потому что было непонятно, кто победит. Команда Brawn GP сразу начала оправдывать вложенные в нее средства. Однако по ходу сезона финансовые вливания в доработку автомобилей были урезаны, и после этого команда перестала выигрывать с той же частотой. В целом сезон складывается очень интересно – не как обычно. Традиционно за победу боролись два пилота, а сейчас три – конкуренцию гонщикам Brawn GP составил Себастьян Феттель из Red Bull. Кризис, конечно, сказывается на результатах. Если бы финансовые возможности Brawn GP остались на уровне начала сезона, то команда выиграла бы «в одну калитку». Хотя это и так произошло, пусть и не столь явно.
В минувшем сезоне появилась информация о возможном приглашении Наташи Гашнан в дебютирующую в «Формуле-1» команду Campos. Как вы относитесь к женщинам в автоспорте?
Пригласить девушек стремятся давным-давно, но Наташа этого заслуживает по-настоящему – она действительно быстра. Я лично знаком с Гашнан, присутствовал на отборе девушек в «Формулу-3», где были и Наташа, и еще несколько претенденток. Не думаю, что она готова выступать в «Формуле-1» уже в следующем сезоне, хотя в Campos сами решат, кто будет гоняться за них. Против женщин в автоспорте ничего не имею – пусть пробуют, почему нет?
Насколько нам известно, некоторое время назад вас финансово поддерживал западный бизнесмен. Появился ли за это время интерес со стороны российских инвесторов? Каковы вообще перспективы автоспорта в России?
Здесь никто не готов вкладывать в автоспорт деньги, и даже если пилот занимает призовые места, не звонят, не спрашивают, чем нужно помочь, даже по мелочи. Спонсор у меня тот же, что и был всегда. Российские компании интереса как к автоспорту в целом, так и ко мне конкретно не проявляют.
По окончании сезона вы приняли участие в тестировании автомобилей серии GP3. Чем еще собираетесь заниматься в межсезонье?
Сейчас я в отпуске. Планы зависят от того, где буду выступать в следующем сезоне. На данный момент грандиозных задумок нет. Отдыхаю, набираюсь сил. Когда ситуация прояснится, начнем подготовку.