Компания Land Rover предлагает покупателям своих автомобилей уникальную возможность – бесплатно пройти курс внедорожного вождения на специально оборудованном полигоне в Дмитровском районе Московской области. О том, насколько такая услуга востребована и чему реально можно научиться за несколько часов, рассказывает ведущий инструктор Школы внедорожного вождения Land Rover Experience Юрий Колганов.
Каким был ваш путь в Land Rover Experience?
Я окончил МИРЭА в 1972 году по специальности «электронные квантовые приборы», после чего трудился на предприятиях военно-промышленного комплекса. В 1990-е сменил немало мест работы, а в Land Rover Experience пришел благодаря своему другу, участнику Camel Trophy Сергею Трофименко. За рулем я с 1976 года, и с давних пор знаю, что Land Rover – это, как говорится, «не ширпотреб, а индпошив». До такой машины надо дорасти. Показательно, что 90 процентов тех, кто однажды приобрел Land Rover, сохраняют ему верность. А те, кто приходит к нам, еще раздумывая, покупать или нет такой автомобиль, прокатившись на полигоне, однозначно принимают положительное решение.
А что нужно для того, чтобы получить ваучер на бесплатное посещение полигона?
Ваучеры выдаются и тем, кто пришел в автосалон «с серьезными намерениями», чтобы они смогли протестировать машину в боевых условиях, и тем, кто уже является владельцем Land Rover, для прохождения базового курса обучения.
Оказываясь на полигоне, клиент сразу садится за руль или сначала проходит специальное тестирование?
Прежде всего наши клиенты заполняют гарантийное обязательство – надо, чтобы стаж вождения был как минимум два года. Затем мы демонстрируем слайды, рассказываем об имеющихся в автомобиле системах. После этого человек может выехать на полигон и начать преодолевать препятствия сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. Весь процесс занимает около трех часов. Среди потенциальных покупателей Land Rover многие никогда не ездили на таких больших машинах и с автоматической коробкой передач, однако эксцессов не было. Потому что двигаемся медленно, на пониженной передаче, все-таки Land Rover Experience – школа не экстремального вождения, а off-road driving.
Вы как-то анализируете отдачу от своих курсов? Ведете статистику, насколько ваши ученики впоследствии используют приобретенные на полигоне навыки вождения по бездорожью?
Такую статистику собирать очень сложно. Но ясно, что лебедку используют не владельцы Range Rover Sport, а Land Rover Defender. Этот автомобиль может тюнинговаться фактически бесконечно. Человек, который выезжает с лебедками и думает, что ему море по колено, не умея ими профессионально пользоваться, в условиях бездорожья быстро их сжигает и идет за трактором, чтобы вытащить застрявшую машину. Так что курсы мы организовали и для того, чтобы люди, тюнингующие свои авто, умели пользоваться теми приспособлениями, которыми они оснащают машины.
Вы прошли обучение в Англии. Получили ли там какие-то уникальные навыки как водитель?
Академия Land Rover в Англии располагается на границе с Уэльсом, там очень интересный рельеф – холмы, горы, у нас же глина, которая в дождь сокращает трение почти до нуля. В Англии все размеренно и спокойно, я бы даже сказал, нудно. Абсолютный приоритет – безопасность, поэтому сложностей никто специально не ищет. Перед тем как преодолеть препятствие, нужно все внимательно посмотреть, продумать и только затем – поехать. Я называю это «принципом трех П», но он не слишком хорошо приживается в российских условиях. Это англичане могут часами вытягивать на гору автомобиль с помощью лебедки, медленно и аккуратно. Зато все остается целым: и техника, и люди.
Значит, в Англии инструкторов обучают в первую очередь не вождению?
Прежде всего там учат внимательному общению с клиентом, прививают навык постоянно следить за ошибками и корректировать их в режиме онлайн. Интереснее всего заниматься на Land Rover Defender, на остальных моделях огромное количество электроники помогает правильно преодолевать препятствия, нивелирует тем самым ошибки. Задача инструктора – показать клиенту, какие возможности есть у машины и как их правильно использовать. В реальной жизни с боковым уклоном в 35 градусов фактически невозможно справиться, для этого нужны идеальные условия, а при мокрой земле и 15-ти градусов не осилишь – унесет вниз. Между двумя точками на плоскости можно провести бесконечное количество линий, но не стоит также забывать о том, что лучший способ преодоления препятствия – его объезд.
Были случаи, когда ваш ученик застревал?
Конечно. Особенно зимой, если машина соскакивает с колеи, тогда требуются веревка и дополнительный автомобиль. Но когда чисто, то тоже можно застрять по уши – но не в грязи, а в снегу.
Можно ли пройти дополнительный курс обучения?
За деньги – все что угодно. Ваучер предполагает групповое занятие – в машине одновременно находятся три человека, которые по очереди делают круг. За дополнительную плату вы можете управлять автомобилем как самостоятельно, так и взять с собой друзей, посадив их на пассажирские сиденья.
Раньше второй, более сложный этап обучения проходили исключительно владельцы Defender, однако в последнее время такая услуга доступна и обладателям других моделей, потому что это действительно интересно. Занятия второго уровня в первой половине дня проходят на полигоне, правда, с использованием всех без исключения препятствий. И даже не имеющий Defender человек понимает, как нужно двигаться на машине. Есть примеры, когда владельцы Range Rover Sport и Land Rover Discovery проходили второй этап подготовки на Defender и приобретали эту модель в качестве второго автомобиля.
В Land Rover Experience Россия инструктором работает девушка…
Да, Ирина Свиркова – она учит и мужчин, и женщин. С дамами бывают интересные истории. Одна заявила, что у нее был Range Rover Autobiography (автомобиль, изготовленный по спецзаказу очень ограниченной партией. – Б.С.), но это «ерунда», а вот Range Rover Sport – настоящий автомобиль, потому что «блестит». На тест-драйв приезжают самые разные люди – от мальчиков, которым машину подарили родители, до серьезных бизнесменов. Но недовольных я не встречал.