Досье \ Владимир Шейкин
В чем основная мотивация для занятий «длинным» триатлоном у спортсменов-любителей? Это в основном история про преодоление, сообщество или моду?
Мотиваций несколько. Один мой ученик стал тренироваться, чтобы быть примером своим детям. Когда родился его первый сын, человек весил 100 кг. Он похудел более чем на 20 кг, прошел полную дистанцию – 226 км – и уже шесть лет занимается. На момент моего появления в IRONSTAR доля мужчин среди участников соревнований достигала 80%, сейчас их лишь 65%. Девушки приходят в триатлон за необычным, интересным. Они готовы соревноваться наравне с мужчинами. Ходила легенда, что триатлон – это тяжело, сугубо мужское дело, но дамы хотят добиваться успеха не только в бизнесе, политике или семье, но и в спорте. В том числе заниматься триатлоном. У меня была ученица – мать троих детей. Спросил, зачем ей это. Сказала, что бросила себе вызов. И через полгода занятий финишировала на спринтерской дистанции.
Еще одна причина – тренд. Триатлон – это модно. Негативный момент – в том, что люди стремятся пройти дистанцию, не задумываясь о последствиях для здоровья. Позитивный – в том, что для того, чтобы дойти до финиша на любой дистанции в триатлоне, надо задуматься о своем здоровье.
Для того, чтобы полноценно подготовиться к старту, надо распланировать всю свою жизнь. Учесть свой рабочий график, отдых, семью, минимум раз в полгода проходить медицинское обследование, перейти на правильное питание. В триатлон приходят успешные люди, с хорошим уровнем достатка. Это вид спорта, в котором человек может проявить не только физические, но и психологические качества: уложиться даже в 16-часовой лимит на «железной» дистанции под силу не каждому.
Для некоторых важна тусовка. У нас в соревнованиях участвуют губернаторы, министры спорта, владельцы бизнеса, олимпийские чемпионы. Для многих важно выходить на старт в подобной компании.
Были ли среди желающих заниматься триатлоном люди, которым вы как тренер отказывали? Если да, то почему?
Всем своим ученикам я задавал вопрос: зачем? Интересно работать с человеком, который гарантированно не «сольется». Второй после мотивации показатель – здоровье: человека с заболеваниями сердечно-сосудистой системы брать в ученики просто опасно. Перед стартом мы просим справку с допуском к определенной дистанции. Для «железного» триатлона критерии жестче, чем для спринта. У тренеров и организаторов есть ответственность за учеников и участников.
Многие спортсмены-любители говорят, что при начале занятий триатлоном во взрослом возрасте сложнее всего добиться прогресса в плавании. Как тренер высшей категории вы согласны с подобным утверждением?
Плавание – непривычная для человека среда, к тому же многие просто боятся воды. Плавательный сегмент важен на коротких дистанциях – в спринте и на олимпийской. На длинной это не определяющий вид – плавание можно натренировать до определенного уровня и в дальнейшем отыграть проигрыш на велосипедном или беговом этапе. Благо они длятся дольше плавательного. Психика человека устроена так, что нам нравится то, что лучше получается. С точки зрения психологии плавание сложный вид: нужна монотонная работа, когда видишь только дно бассейна. Бегать или ехать на велосипеде в окружении природы комфортнее.
IRONSTAR в Екатеринбурге, 2023 год
Один из основателей проекта IRONSTAR Максим Журило заявил «Большому спорту»: «Я убежден, что при отсутствии серьезных противопоказаний по состоянию здоровья любой человек за три года может подготовиться к дистанции Ironman». Это реальный тайминг? В чем основные сложности на пути к преодолению дистанции 226 км?
Я даже скажу, что реально это сделать за два года. Человек с бэкграундом в циклическом виде спорта справится за год. Вопрос в том, что дальше. Некоторые «ставят галочку» и прекращают тренировки. Другие влюбляются в триатлон, он становится одним из смыслов их жизни.
К «железной» дистанции надо осознанно готовиться в течение длительного времени и вместить эту подготовку в свой график. Тренировки занимают немало времени – дистанция длинная. Существуют различные методики, минимальное время – ежедневно по часу в будни и от трех часов в выходные. Если человек физически предрасположен к выносливости, времени потребуется меньше.
Как понять, что твое физическое состояние уже позволяет выйти на старт дистанции 113 или 226 км?
Важен позитивный настрой, уверенность. Во время занятий тренеры проводят связки, включающие велогонку и бег. По их результатам можно делать выводы.
Вы тренировали спортсменов-любителей и корпоративные команды. Меняет ли человека занятие триатлоном? Какие личностные качества развивает этот вид спорта?
Триатлон действительно меняет людей. Один мой ученик целенаправленно готовился к «железной» дистанции и во время велотренировки столкнулся с маршрутным такси, которое не включило сигнал поворота. Две недели провел в гипсе, загрустил. Пришлось «вытаскивать» человека, и он «расцвел», реализовал задуманное.
Когда люди получают кайф от тренировок и видят свой прогресс, они становятся более жизнерадостными, и даже рабочие и семейные неурядицы на них меньше влияют. Люди, всерьез занимающиеся спортом, на физическом уровне испытывают стресс, который позволяет лучше переживать стресс ментальный. К тому же занятие триатлоном и участие в соревнованиях расширяют круг общения, что также помогает в личностном плане.
Вы пришли в IRONSTAR на роль тимлидера и доросли до позиции генерального директора. Были ли в работе компании моменты, которые вас не устраивали, и вы изменили их, став руководителем? В чем видите свою миссию как генерального директора?
Я пришел в 2016 году по приглашению Сергея Макеенкова. Сначала занял одну тимлидерскую позицию, затем перешел на другую. Но это было по совместительству, параллельно трудился старшим методистом в училище олимпийского резерва в Щелкове. Затем Андрей Кавун пригласил занять должность административного директора в IRONSTAR. Здесь пригодился мой опыт работы в государственной организации.
Я не становился генеральным директором, чтобы что-то реформировать. Глобально структура не меняется, просто идет расширение. Сейчас у нас десять стартов в году, с апреля по октябрь мероприятия проводятся раз в две недели. 20 человек работают на постоянной основе, в период проведения мероприятий их число доходит до 40. Это не считая волонтеров.
Во время пандемии нам удалось сохранить команду. Мы получаем зарплату за счет средств, которые сами генерируем. После пандемии запустились первыми в Европе – 1 августа 2020 года. Была проведена огромная работа и в Госдуме, и с главным санитарным врачом. Небольшая текучка есть, но у нас трудятся не за деньги, а по призванию. Это люди, которые хотят и учатся работать в спорте. В IRONSTAR лояльные условия труда: есть оплачиваемые командировки, три раза в неделю работаем в офисе, еще два – из дома.
Как выбираются локации для мероприятий IRONSTAR? В России еще есть места, где имеется инфраструктура для проведения фестивалей триатлона, но не организуются соревнования?
Российские регионы развиваются. Сочи, Анапа, Геленджик, Калининград… Улучшается именно городская инфраструктура. Впервые планируется старт в Тюмени. Мы посмотрели – это практически идеальное место для проведения соревнований. Или Екатеринбург. В городском пруду там не плавали десятки лет: считалось, что экологическая обстановка не позволяет. Мы сделали анализы воды и выяснили, что все в порядке. Провели мероприятие. И до сих пор некоторые жители города не верят, что там прошли соревнования по плаванию.
В некоторых регионах появляется местная инициатива по проведению соревнований по триатлону. Возможно, мы тоже туда придем. IRONSTAR – драйвер не только спорта, но и туризма. Для нас важна гостиничная инфраструктура. Триатлеты – люди, которые привыкли в тапочках идти из номера к месту старта.
IRONSTAR в Завидове, Тверская область, 2023 год
На какие старты IRONSTAR быстрее всего распродаются слоты? Какие мероприятия собирают больше всего участников?
Когда работал аэропорт в Геленджике, слоты продавались за два месяца. Сейчас большой спрос на старт в Завидове, в следующем году там откроются новые отели, и емкость станет еще больше. Хороший интерес к старту в Лужниках, где плавательный этап пройдет в бассейне, мы реализовали 50% слотов в первый день. Этап в Тюмени, который дебютирует в календаре, также очень бодро стартовал. В Екатеринбурге много местных участников, по их количеству город занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Календарь IRONSTAR на 2024 год оптимален в плане востребованности мероприятий?
Рынок триатлона в России в 2023-м несколько затормозился, роста не было. Сейчас мы его ждем, но в целом календарь адекватен спросу. Размер команды проекта не позволяет проводить мероприятия чаще, к тому же практика показывает, что увеличение числа стартов не ведет к общему росту количества участников. Просто на отдельных мероприятиях становится меньше людей. Мы стали фестивалем спорта потому, что предлагаем различные дистанции для всей семьи. Формируются триатлонные семьи, поодиночке люди ездят редко. Хочется масштабироваться, но в данном случае надо смотреть на прирост уникальных участников, то есть рынка триатлона в целом.
В чем основные сложности при организации мероприятий IRONSTAR?
Есть региональная специфика, но сложнее всего организовать праздник для всех. Помимо спортсменов, которые приезжают на соревнования, есть местные жители, привычный распорядок жизни которых мы нарушаем. Всегда строим маршруты таким образом, чтобы минимизировать неудобства для одних, организуя праздник для других. Обращаем внимание на объекты жизненно важной инфраструктуры: пожарные части, больницы, станции скорой помощи. Создать удобную для всех логистику непросто, ведь в триатлоне длительные перекрытия дорог.
Вы говорили, что «на организацию одного события уходит от 20–25 млн до 50 млн рублей». За счет чего IRONSTAR покрывает столь существенные расходы?
Примерно 30% покрывается за счет продажи слотов, также существуют субсидии от субъектов РФ, партнеры и спонсоры. В нашей бизнес-модели три основные составляющие доходов.
В этом году партнером IRONSTAR стал бренд EXEED. Как вы пришли к сотрудничеству?
Рынок спонсорства и партнерства начал развиваться благодаря геополитическим событиям последних лет. Компании, которые выходят на российский рынок, стали вкладывать деньги в маркетинг. Наша аудитория достаточно платежеспособна, поэтому для автомобильных брендов она интересна. Мы всегда спрашиваем, каких целей потенциальный партнер хочет достичь, начиная сотрудничество. Были даже случаи, когда по ходу переговоров стороны понимали, что изначальные цели можно поменять и получить иной эффект. У нас есть партнеры, с которыми сотрудничаем годами, и они получают приоритет в своей категории. Но автомобильный рынок России серьезно изменился, и у нас появился новый партнер. Задача IRONSTAR – не только привлекать, но и удерживать спонсоров. Мы делаем это, каждый год предлагая новые варианты интеграций.
В одном интервью вы сказали: «Мы живем в мире впечатлений». Какое событие в мире триатлона вызвало у вас самые яркие впечатления?
Есть люди результата и люди процесса. Я долго относил себя к первой категории и хотел законченного действия. Со временем понял, что предпочтительнее искать впечатления. Они у меня во многом связаны с тренировками. Завершив карьеру спортсмена, набрал более 20 кг веса. И, оптимизировав свою работу в IRONSTAR, решил с этим бороться. Вернулся в спорт ради удовольствия. Планирую пройти как минимум олимпийскую дистанцию в триатлоне. Каждое утро перед работой хожу в бассейн, плаваю от 3 до 4 км. Во время заплыва наслаждаюсь процессом и тем, что мои результаты растут.
Когда активно тренировал, ученики подарили мне слот на «железную» дистанцию. Сказали: «Тренируешь нас к ней, давай-ка попробуй сам», – зарегистрировали меня на старт. Я начал готовиться, поехал со своим учеником на соревнования. Он занял призовое место, и на церемонии награждения на меня упал шатер. Сломал руку. До моего старта оставалось два месяца. Три недели провел в гипсе, понемногу тренируясь. И все равно успел подготовиться к старту, даже выиграл в своей возрастной группе. При этом, не плавая в течение длительного времени, вышел из воды первым. Это были самые яркие эмоции, связанные с триатлоном. Так что, если есть цель и большое желание, можно достичь многого. «Половинку» я преодолевал несколько раз, но не в столь экстремальных обстоятельствах