От «Восхождения» к «Дуэли». Светлана Хоркина – о своих спортивных шоу, театральном опыте и как он помогал на Олимпийских играх

№2(158)_2024
Текст: Борис Ходоровский
Двукратная олимпийская чемпионка Светлана Хоркина, еще будучи действующей спортсменкой, исполнила главную роль в антрепризном спектакле Сергея Виноградова «Венус», а в 2023 году запустила собственное шоу «Дуэль».

Досье \ Светлана Хоркина

  • Родилась 19 января 1979 года в Белгороде
  • Двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), четырехкратный серебряный (1996, 2000, 2004) и бронзовый (2004) призер Игр
  • Девятикратная чемпионка мира, в том числе трижды в абсолютном первенстве и пять раз в упражнениях на брусьях
  • 13-кратная чемпионка Европы (трижды в абсолютном первенстве)
  • Вице-президент Федерации спортивной гимнастики России

В 11 лет Светлана Хоркина, став победительницей еще всесоюзных соревнований, вошла в состав молодежной сборной страны. В 15‑летнем возрасте в статусе восходящей звезды и олимпийской надежды российской спортивной гимнастики приехала на Игры доброй воли в Санкт-Петербург. Организаторы соревнований даже устроили специальную пресс-конференцию в редакции одной из городских газет, располагавшейся в Доме Набокова. Среди аккредитованных журналистов были не только спортивные корреспонденты, и один из них решил блеснуть эрудицией. Задал 15‑летней гимнастке вопрос: «А какие произведения Набокова вы читали?» Хоркина в карман за словом не полезла. «А вы пробовали тренироваться по восемь часов в день? – поинтересовалась она у интеллектуала. – Да хотя бы один раз сделайте сальто, а потом читать серьезные книги попробуйте! Я-то Набокова еще прочитаю, а вот у вас вряд ли что-то получится на гимнастических снарядах».

Прошло почти 10 лет. Хоркина снова приехала в Санкт-Петербург, но не на соревнования, а в качестве актрисы, исполнявшей главную роль в антрепризном спектакле Сергея Виноградова «Венус». К этому времени она уже была двукратной олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях, завоевала две серебряные медали в командном многоборье и еще одно серебро в вольных упражнениях в Сиднее. И готовилась к своей третьей Олимпиаде, в Афинах.

Режиссер «Венус» признался, что выбрал исполнительницу роли голливудской актрисы Бренды Венус, посмотрев выступление Хоркиной на Олимпиаде в Атланте. «Ни разу не пожалел о своем выборе», – признался Виноградов. А сама Хоркина за кулисами со знанием дела рассуждала не только о творчестве Владимира Набокова, но и о сложнейшей для восприятия драматургии Генри Миллера. В том, что журналист-интеллектуал, пытавший 15‑летнюю девчонку в Доме Набокова и после этого на спортивных соревнованиях не замеченный, освоил хотя бы «ласточку», есть большие сомнения.

Слезы радости и поздравления после победы в Сиднее-2000© Игорь Уткин и Павел Петров / ИТАР-ТАСС

Через несколько месяцев после премьеры «Венус» исполнительница главной роли была на главных ролях на олимпийском помосте Афин. Ее дуэль с американкой Карли Паттерсон в финале индивидуального многоборья стала украшением гимнастического турнира. Два вида программы выиграла Хоркина, два – Паттерсон, которая в итоге и стала олимпийской чемпионкой. Не удалось Светлане повторить и свои победные достижения Атланты и Сиднея в упражнении на брусьях.

Вспомнить эту драматическую страницу спортивной карьеры двукратной олимпийской чемпионки заставляет шоу «Дуэль», которое представляет российским зрителям Хоркина. О нем, своих спортивных достижениях и сценическом опыте Светлана рассказала «Большому спорту».

Вы запустили свое шоу «Дуэль». В чем его идея?

Сегодня в России проводится не так много стартов, собирающих аншлаг на трибунах. Для гимнастов участие в шоу тоже своеобразное соревнование. Это и преодоление себя, и возможность показать свое мастерство зрителям. Сценарий написала главный тренер юношеской сборной по художественной гимнастике Екатерина Сиротина. На себя взяла функции продюсера. Мы поднимаем очень важные темы в жизни не только спортсменов, но и обычных людей, оказавшихся в ситуации, когда нужно побеждать себя в сложившихся обстоятельствах.

Два года назад вы представили шоу «Восхождение», посвященное истории вашей спортивной карьеры. Можно ли рассматривать «Дуэль» как его продолжение?

Вместе с Екатериной Сиротиной мы задумывали трилогию. Так что ждите и третье шоу. В сценарии «Восхождения» была отражена моя история пути на спортивный Олимп. В «Дуэли» хотелось показать эмоции спортсменов. Те самые, которые они переживают в миг триумфа или неудачи. Иногда они даже заставляют спортсмена завершить карьеру. Только вся наша жизнь – борьба, а цель в ней – победа. Не только на спортивных аренах, но и над своими страхами, иллюзиями, недостатками.

Кроме гимнастов в вашем шоу задействованы представители других спортивных дисциплин – боксеры, дзюдоисты, фехтовальщики…

«Дуэль» – масштабный проект, в котором около 350 участников. Самой юной из них четыре года. Звездами первых представлений стали олимпийские чемпионки по фехтованию Софья Великая, Яна Егорян, Софья Позднякова. У Великой была возможность вновь, как в Рио-де-Жанейро и Токио, скрестить сабли в дуэлях с соперницами по олимпийским финалам. Не менее важным считаю участие в нашем шоу мальчишек и девчонок, которые находятся на арене и за кулисами рядом со своими кумирами.

Можно ли вообще говорить о соединении спорта и искусства?

В спортивной гимнастике искусство всегда присутствует. Возможно, это не так заметно, как в гимнастике художественной, синхронном плавании или фигурном катании. Только нам нужно быть музыкальными, гибкими, как балерины, владеть цирковыми трюками. В этом плане спортивная гимнастика – уникальный вид спорта.

Многие гимнастки после завершения спортивной карьеры выступали на цирковой арене, и вы сами участвовали в телевизионном проекте «Цирк со звездами».

За время тренировок приобретается опыт, который позволяет освоить сложнейшие цирковые трюки. А бывших гимнастов не бывает!

Без отрыва от подготовки к своим третьим Олимпийским играм в Афинах вы сыграли роль голливудской актрисы Бренды Венус в антрепризном спектакле режиссера Сергея Виноградова…

Для меня это был интереснейший опыт. Как рассказал при первой встрече Виноградов, на роль Венус ему нужен был человек не из театральной среды, а с другой планеты. Именно так и сказал. После чего поведал, что сделал выбор, посмотрев по телевизору мое выступление на Олимпиаде в Атланте.

На Играх в Атланте в 1996-м© Роберт Максимов / ТАСС

Актриса Светлана Хоркина отличалась от гимнастки с той же фамилией?

Только определением профессии. Несколько месяцев существовала в двух ипостасях: как профессиональная гимнастка и как актриса. Это было неотделимо.

Виноградов, который был не только режиссером спектакля, но и автором инсценировки, рассказывал, что долго искал женщину, способную не сыграть Бренду Венус, а прожить ее жизнь на сцене. Вы себя таковой ощущали?

Виноградов пропустил идею поставить историю любви писателя Генри Миллера и актрисы Бренды Венус через себя. Конечно, это был риск с его стороны. Доверить такую серьезную роль человеку, не имеющему театрального образования и появившемуся в этом мире совсем с другой планеты! Боялась, что театральная среда меня отторгнет. Так ведь бывает.

Можно ли сравнить Виноградова с вашим тренером Борисом Пилкиным?

Нет. Тренер всегда ставил вопрос жестко: только так, а не иначе. В театре на репетициях режиссер все-таки давал мне выбор. Даже не знаю, почему Сергей на это шел.

© Вадим Лебедев

Как вам удалось всего за 10 месяцев без отрыва от занятий гимнастикой постичь основы актерского мастерства, которым в специализированных вузах обучают годами?

Безумно тяжело было. Особенно работать над дикцией. Я ведь южанка, привыкла к специфическому говорку. Первый месяц часы ставила, чтобы считать, сколько времени осталось до конца занятий. Потом постепенно втянулась. К тому же в спорте дыхание короткое. Вдохнул – сделал упражнение – выдохнул. На сцене порой фаза дыхания растягивалась секунд на 45. Как все это терпела мой педагог по сценической речи Ольга Васильева, до сих пор не представляю. Она приходила на репетиции, садилась в последний ряд только для того, чтобы крикнуть: «Света! Я тебя не слышу!» Вообще-то, я очень упертый человек, но Васильева мне сто очков вперед в этом плане дала. Сколько времени мучилась, но научила меня без запинки по нескольку раз произносить: «Бесперспективный-перспективный»!

На премьеру спектакля в Москву приезжала сама Бренда Венус. Вы именно такой ее представляли?

Встречала Бренду в Шереметьеве. До этого видела ее только на фотографиях 30‑летней давности и очень боялась, что не узнаю. Мы как-то сразу почувствовали друг друга. Ко мне подошла стройная 65‑летняя женщина, которая и в этом возрасте давала уроки в балетной студии, и сказала: «Света?» Отвезла ее в гостиницу, и мы не могли расстаться. Утром на тренировку ехать, но настолько интересный разговор у нас получился, что завершить его на полуслове было невозможно. Узнала, что после смерти Миллера сама Бренда так и не вышла замуж. Сказала, что не смогла найти человека, который заменил бы Генри. Только после этого поняла, о какой сумасшедшей любви повествует история, которую мы играли на сцене.

Многие театральные критики посчитали, что в инсценировке Виноградова крен в истории взаимоотношений Генри и Бренды несколько искусственно сделан «под Хоркину».

Спектакль совершенно справедливо был назван «Венус». Эта женщина сыграла особую роль в жизни драматурга. Когда они познакомились, Миллеру было уже 84 года, и он был прикован к инвалидной коляске. Врачи отводили ему максимум пять месяцев, а он прожил еще пять лет. Его вдохновила любовь. Единственная настоящая любовь в жизни, хотя у Миллера только официальных жен было шесть, а количество романов не поддавалось исчислению. Представляете, человек жил пять лет ради платонической, без физической близости, на которую был уже не способен, любви!

Тяжело ли было переключаться с тренировок на репетиции?

На удивление легко. Когда репетировала, мышцы отдыхали, а голова переключалась на другую волну. Благодаря театру обогатилась духовно, научилась грамотно говорить. Это очень помогло в дальнейшей жизни после окончания спортивной карьеры.

Можно ли сравнить ваш театральный опыт со съемками в Playboy, после которых ваша популярность взлетела на невиданную высоту?

Это была моя первая съемка для глянцевого журнала, после которой действительно проснулась знаменитой. Столько лет прошло, но до сих пор об этом вспоминают. Настолько красиво все было сделано, настолько профессионально сработал фотограф!

В Сиднее, где ошибка судей, по сути дела, лишила вас золотой медали, вы готовы были сорвать зло на всем окружающем мире. В Афинах, где вы уступили в многоборье 0,176 балла американке Карли Паттерсон и заняли последнее место в финале соревнований на брусьях, реакция была совсем другая. Это влияние театра?

Конечно. Жалею, что в Сиднее у меня не было театрального опыта, который помог бы пережить неудачу. Она казалась мне трагедией.

Что мотивировало вас работать на тренировках до седьмого пота на протяжении трех олимпийских циклов?

Перед Афинами многие говорили, что участвовать в третьей в карьере Олимпиаде – чистое безумие. Мол, ты уже всем все доказала, пора завершать спортивную карьеру. Мне же просто хотелось выступить на Олимпиаде, и для этого готова была пахать на тренировках. Понимала: это не гарантирует результат. И все же хотелось выйти на помост в Афинах и испытать те неповторимые ощущения, которые испытала в Атланте и Сиднее. И это удалось.

После досадных неудач у вас никогда не возникало желания послать гимнастику ко всем чертям?

Неудачи, конечно, были: и в гимнастике, и в жизни. Без этого не обходится. Только всегда подходила к делу профессионально и не могла вот так запросто все бросить. Десятки людей работали «на Хоркину». Как перечеркнуть их многолетний труд ради какого-то каприза! Когда совсем уж уставала, на время оставляла гимнастику, занималась другими делами.

Обе олимпийские победы вы одержали в соревнованиях на брусьях. Это ваш любимый снаряд?

С детства уделяла брусьям повышенное внимание. Точнее, это делал мой тренер Борис Васильевич Пилкин. Он поначалу вообще не хотел брать меня в свою группу из-за высокого, по гимнастическим меркам, роста. Потом все-таки взял на испытательный срок. И настолько увлекся, что стал придумывать элементы для рослых девочек. Всю технику для брусьев переделал под меня. Как после этого не полюбить коварный, но прекрасный снаряд!

«Для гимнастов участие в моем шоу – своеобразное соревнование. Это и преодоление себя, и возможность показать свое мастерство зрителям. В «Дуэли» мы рассказываем про эмоции спортсменов – про те самые, которые они переживают в миг триумфа или неудачи. Из-за очень сильных переживаний мы иногда и уходим из спорта или опять в него возвращаемся».

© Вадим Лебедев (2)