Праздник к нам приходит. Почему современные соревнования не могут быть без элементов шоу

№2(158)_2024
Текст: Борис Ходоровский
В спортивных соревнованиях становится все больше элементов шоу. Более того, во многих видах появились форматы, в которых основной задачей становится именно развлечение публики, а оценки за выступления не выставляются, и победители не определяются. При этом подобная тенденция наблюдается не только в индивидуальных, но и в игровых видах, свидетельством чему растущая популярность медиалиг.

Шоу перед матчем по фиджитал-баскетболу на «Играх будущего» © Донат Сорокин / ТАСС

В марте в Санкт-­Петербурге прошел второй турнир шоу-программ фигуристов «Русский вызов». В нем участвовали как действующие спортсмены, так и чемпионы разных лет, давно завершившие карьеру. Одиночники соревновались с парниками и танцорами. Никаких обязательных требований к номерам, кроме временных ограничений и тематики, связанной с российской культурой, не было. Не требовалось демонстрировать прыжки в четыре оборота или безупречные твизлы. Это дало возможность развернуться фантазии постановщиков.

Дмитрий Алиев на шоу-турнире «Русский вызов» © Алексей Даничев / РИА Новости

Эволюция фигурного катания

Зрители, собравшиеся в спорткомплексе «Юбилейный», увидели и драматическую постановку, посвященную блокадной истории Тани Савичевой в исполнении Ксении Синицыной, и «Царевну Лебедь» Анны Фроловой, и симбиоз поэзии, музыки и хореографии, на который замахнулись Елизавета Туктамышева, Андрей Мозалев и победитель турнира Алексей Ягудин, и даже симбиоз живописи, музыки и хорео­графии, представленный Петром Гуменником и Марком Кондратюком. А сколько юмора было в номерах Романа Савосина, представившего Полиграфа Полиграфовича Шарикова из «Собачьего сердца», Дмитрия Алиева, напомнившего о творчестве Владимира Высоцкого, и спортивной пары Анастасия Мишина / Александр Галлямов (они же Эллочка-­Людоедка и Остап Бендер из «12 стульев»)!

На льду Илья Авербух, Татьяна Тарасова и Александр Жулин © Олег Наумов / ИТАР-ТАСС

«Работать над номером для шоу в чем-то было даже интереснее, чем над соревновательными программами двух последних сезонов для Мишиной и Галлямова, – рассказала автору этих заметок Ирина Жук, поставившая этот номер вместе с Александром Свининым. – Можно было использовать реквизит, и один парик для Эллочки-­Людоедки чего стоит! Он так идет Насте. Для этого номера Саша Свинин потрясающе соединил музыку к кинофильмам Леонида Гайдая и Марка Захарова и нашел музыкальную концовку в стиле рок, чтобы показать: история, ­написанная Ильфом и Петровым, актуальна и в наше время».

Евгений Плющенко в образе сказочного героя © Мурад Оруджев / Sputnik / РИА Новости

Турнир шоу-программ появился в календаре Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) год назад, когда наши спортсмены были отстранены от участия в международных соревнованиях. Нужно было и образовавшуюся паузу заполнить, и – чего греха таить – дать возможность заработать фигуристам, которые не могут это сделать ни на этапах Гран-при ISU, ни на выступлениях в шоу за рубежом. Организатором вместе с ФФККР стал Первый канал, накопивший к этому времени опыт проведения и показа настоящих ледовых шоу с участием профессионалов и звезд театра, кино и далеких от фигурного катания видов спорта.

Татьяна Навка в своем шоу «Вечера на хуторе» © Владимир Астапкович / РИА Новости

Идея «Ледникового периода» (уже немногие помнят, что в первых сезонах шоу называлось «Звезды на льду») не является российским ноу-хау. За рубежом такие шоу проводились задолго до того, как появились на наших экранах. В разных странах оно имеет свою специфику. Где-то фигуристов не хватает, а где-то – звезд, способных кататься на коньках так, чтобы воплотить задумки постановщиков. В Канаде в пару к фигуристкам ставят экс-хоккеистов НХЛ. Даже российского легионера Владимира Малахова привлекли, причем он попал в число призеров.

Благодаря мастерству постановщиков номеров для «Ледникового периода» Ильи Авербуха и Александра Жулина, а также блестящим комментариям бессменного председателя жюри Татьяны Тарасовой шоу на российском телевидении набирало заоблачные рейтинги. В 2006 году по результатам зрительского голосования победителями стали Роман Кос­томаров и актриса Екатерина Гусева. Удивительно, но, приехав в Варшаву на чемпионат Европы – 2007 и встретив там российских поклонниц фигурного катания, услышал вопрос: «А почему Катя Гусева не участвует?»

О масштабах бизнеса ведущих организаторов ледовых шоу свидетельствует такой факт. Подводя итоги сезона, компания Татьяны Навки Navka Show отметила, что за год было организовано более 500 спектаклей на льду, в них участвовали 11 олимпийских чемпионов, а общее число зрителей превысило 1,5 млн человек

Многие также всерьез считают, что именно благодаря «Ледниковому периоду» интерес к фигурному катанию, угасший было в период между Олимпиадами в Турине и Ванкувере, возродился. «Конечно, популярности способствуют и телевизионные проекты, и ледовые спектакли, поставленные в последнее время Авербухом, Татьяной Навкой и Евгением Плющенко, – отмечает возглавляющий ФФККР Антон Сихарулидзе. – Наблюдая за яркими выступлениями звезд, многие родители приводят детей на каток заниматься фигурным катанием. Хотя главная, на мой взгляд, причина возросшей популярности – победы наших фигуристов». Сам Сихарулидзе еще до избрания на высокий пост охотно участвовал в ледовых проектах, выступая вместе с певицами Глюкозой и Зарой, а также Анастасией ­Волочковой. Партнерши отличались габаритами от Елены Бережной, с которой Сихарулидзе выиграл Олимпиаду в Солт-­Лейк-­Сити. «Конечно, было тяжело, – признался олимпийский чемпион. – Только по прошествии лет с радостью вспоминаю, что в моей жизни был такой опыт. Сколько азарта и эмоций!»

Спектакль «Сказ о русских берегах» Театра на воде Марии Киселевой © Илья Наймушин / РИА Новости (2)

От гимнастики до футбола

Во многих видах спорта искусство является неотъемлемой частью. И вслед за фигуристами свои шоу стали создавать мастера спортивной и художественной гимнастики. Четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов, представляя свой проект «Легенды спорта», подчеркивал: «Это шоу стирает грани между спортом и искусством. Каждый номер на снаряде представляет собой мини-спектакль, каждый спортсмен во время выступления рассказывает свою историю». В представлении задействованы не только мастера спортивной и художественной гимнастики, но и акробатики, прыжков на батуте, акробатического рок-н-ролла. Меняются поколения чемпионов, а шоу Немова проходит во многих городах страны, собирая полные трибуны Дворцов спорта.

В прошлом году уже в 12‑й раз прошел фестиваль «Алина», который организовывает олимпийская чемпионка Алина Кабаева. Это тоже настоящий симбиоз спорта и искусства. «Художественная гимнастика обладает более широкими возможностями для творческой фантазии постановщика, чем классический балет или современная хореография, – подчеркивает Вячеслав Кулаев, который три года подряд ставил это шоу. – Девочка-­гимнастка может исполнить на помосте то, что даже примам балетных трупп или современных танцевальных ансамблей не под силу».

В прошлом году прошел юбилейный 20‑й тур шоу олимпийских чемпионок по синхронному плаванию Марии Киселевой и Ольги Брусникиной. Он был задуман в качестве прощального после Олимпиады в Афинах, на которых Брусникина и Киселева завоевали свои третьи золотые медали. Только шоу так полюбилось и зрителям, и синхронисткам, для которых это отдушина после тренировок в режиме 24/7 и соревнований, на которых не может быть никакого места, кроме первого, что вот уже два десятилетия в бассейнах Москвы, Санкт-­Петербурга и Казани проходят оригинальные представления.

Алина Загитова на шоу-турнире «Русский вызов» © Александр Вильф / РИА Новости

И в фигурном катании, и в гимнастике, и в синхронном плавании для шоу пишут профес­сиональные сценарии. Кроме спорт­сменов в них задействованы цирковые артисты, певцы, музыканты. Чаще всего – звезды, соответствующие уровню выступающих спорт­сменов. Обязательным атрибутом является участие юных фигуристов, гимнастов, синхронис­ток. Киселева выводит на бортик бассейна свою младшую дочь, а Евгений Плющенко в своем шоу задействует сына, которого вся страна знает как Гнома Гномыча. Именно в шоу впервые показалась широкой публике финалистка Кубка Федерации по фигурному катанию среди юниоров Полина Тихонова, дочь чемпионов мира и Европы Марии Петровой и Алексея Тихонова.

«Есть партнеры, которые помогают осуществить постановку, но основной источник финансирования – продажа билетов. Их доступность по цене – наша принципиальная позиция, хотим дать возможность увидеть спектакль всем слоям населения», – заявила «Большому спорту» организатор водных шоу Мария Киселева

В спортивных дисциплинах, близких к искусству, шоу смотрятся органично. А какое отношение к ним имеют игровые виды спорта? Оказывается, самое непосредственное. Вот уже несколько сезонов подряд на афишах матчей «Зенита» указывают не только соперника, но и участников шоу-программ, предшествующих игре. На опустевшем после введения Fan ID фанатском вираже установили помост для выступлений рок-групп. На протяжении всей игры отрабатывают свои гонорары барабанщики. Неважно, что происходит на поле, неважно, нуждается ли команда Сергея Семака в мощной речовке: «Вперед, «Зенит»! Вперед, за Питер!» Многие участники шоу всерьез полагают, что они являются не менее важной частью зрелища, чем собственно футбол. «В последнее время на стадионах активно используют синтез спорта и современной культуры, – рассказывает председатель правления ФК “Зенит” Александр Медведев. – Наш клуб старается следовать этому тренду. На матче закрытия сезона весной 2023 года вообще использовали ноу-хау с дискотекой на футбольном поле. Зажигал DJ Odo. Он же голкипер “Зенита” Даниил Одоевский (как раз после этого матча он и был отдан в аренду в астраханский “Волгарь”). На стадионе должно быть интересно, комфортно и вкусно».

Победители теннисного турнира «Трофеи Северной Пальмиры» © Максим Константинов / ТАСС

Этим же принципом Медведев, возглавляющий директорат проходящих в Санкт-­Петербурге теннисных турниров, руководствуется и там. Даже после того, как под санкции попали St. Petersburg Open и St. Petersburg Ladies Trophy, регулярно получавшие призы АТР и WTA за лучшую организацию, в Северной столице организовали выставочный турнир «Трофеи Северной Пальмиры». На него санкции не распространяются, но распространяется влияние Александра Ивановича Медведева. Выход теннисистов на корт сопровождается эффектным танцевальным номером, а церемония закрытия турнира напоминает настоящее шоу.

Клава Кока поздравляет «Зенит» с четвертым чемпионским титулом в России © Михаил Куравлев / РИА Новости

Феномен медиалиг

Стоит ли удивляться, что «Зенит» первым из клубов РПЛ вписался в проект Медиалиги, который смело можно назвать синтезом футбола и шоу. В этом турнире играют не только известные в прошлом футболисты, но и комментаторы, звезды шоу-бизнеса и представители смежных видов спорта. Звездой, входящей в систему «Зенита» медиафутбольной команды «Чисто Питер», стал победитель командного турнира Олимпиады‑2022 по фигурному катанию Александр Галлямов. Выходил на поле в матчах Медиалиги и гимнаст Никита Нагорный. Изначально Медиалига задумывалась как соревнования команд, существующих за счет раскрутки в социальных сетях. Владельцами клубов стали известные медийные персоны: экс-футболист «Локомотива» и сборной России Дмитрий Тарасов, хореограф Егор Дружинин, звезда КВН и ныне востребованный комик Азамат Мусагалиев. Президентом ФК «Эгриси», стоявшего у истоков лиги, был безвременно ушедший из жизни Василий Уткин. Лучшие команды Медиалиги даже допустили к участию в Кубке России.

«В Медиалиге есть команды, где много звездных ветеранов. Я называю их “сборная бани”. Потому что, как правило, в этой команде еще играет человек, который собрал, заплатил ребятам деньги и сам играет с ними центральным нападающим. Хочется дружить с футболистами», – рассказывал покойный владелец команды «Эгриси» Василий Уткин

Сергей Шнуров выступает перед болельщиками матча за Суперкубок России © Алексей Филиппов / РИА Новости

Осенью 2022 года довелось побывать на игре медиаклуба «Амкал» со «Звездой» из Санкт-­Петербурга, выступавшей во второй лиге. Номинальными хозяевами поля были «медийщики», но игра проходила в Северной столице. Ни одна из команд, представлявших Санкт-­Петербург, ни разу не сподобилась собрать такую аудиторию на своих матчах. Большинство фанатов «Амкала» составляли мальчики и девочки среднего и старшего школьного возраста. Из социальных сетей они знали все подробности из жизни своих кумиров. Популярный телекомментатор Тимур Журавель, сопровождавший «Амкал» на кубковую игру, принял самое активное участие в предматчевых ритуалах. А они для Медиалиги едва ли не важнее самого футбола. Если отбросить ненормативную лексику, с помощью которой команда настраивалась на игру, ­мотивационные речи капитана и владельца «Амкала» производили впечатление.

Титульным спонсором хоккейной Медиалиги является один из ведущих российских букмекеров, а из известных спортсменов там выступают в основном футболисты. Первый гол в истории лиги забил Юрий Жирков, на площадку также выходили Андрей Аршавин, Александр Мостовой, Дмитрий Сычев и Павел Погребняк. Из представителей других видов – фигурист Илья Авербух и конькобежка Светлана Журова

Медиалига с первых дней своего существования привлекала к себе внимание не только яркими персонажами, но и креативным подходом к футбольным правилам. Таймы в этом турнире длятся по 25 минут. При этом учитывается только чистое игровое время. Если возникают паузы, то, как в баскетболе и гандболе, секундомер выключается. Один раз за тайм тренер может брать минутный перерыв. Во время тайм-аута идет трансляция в соцсети, и зрители на трибунах могут все услышать. Некоторые даже пытаются что-то подсказать. Кроме традиционных желтых и красных карточек в Медиа­лиге используются еще оранжевая и зеленая. С оранжевой все более-­менее ясно. Получивший ее игрок покидает поле не до конца игры, а всего на семь минут. С зеленой все куда более интересно. Ее игроки показывают арбитру, чтобы тот обратился к видеоассистентам и проверил правильность своего решения. Правда, такой возможностью можно воспользоваться всего один раз за тайм.

В Медиалиге есть еще несколько «фишек». Вместо традиционного пенальти команда может исполнить буллитальти. Это что-то вроде хоккейного буллита. Игрок подхватывает мяч в районе центра поля и реализует выход один на один с вратарем. Или не реализует.

Наконец, самое интересное. По ходу матча команда может попросить использовать красный мяч. Он действительно красный, но особенность в том, что гол, забитый им, идет за два. Использовать эту опцию тоже можно один раз за тайм в течение трех минут. Ну и чего же больше в медиафутболе – футбола или шоу? Профессионалы поначалу весьма скептически относились к инициативе медиаперсон, но сборная Медиалиги уже сыграла товарищеский матч против сборной Первой лиги в Махачкале, собрав на трибунах 12 тыс. зрителей. Медийщики проиграли с крупным счетом, но зато заразили своими «фишками» профессионалов. Во всяком случае, празднование гола форвардом «Шинника» Эльдаром Низамутдиновым, показавшим жест Буратино, понравилось мальчикам и девочкам, знающим звезд Медиалиги лучше, чем легионеров РПЛ.

Предматчевое шоу на «Играх будущего» © Максим Богодвид / РИА Новости

Матчи по хоккею и баскетболу, волейболу и гандболу сегодня невозможно представить без групп поддержки, заполняющих паузы, и специальных ведущих, заводящих трибуны. Даже сложно поверить, что несколько десятилетий назад пуб­лика приходила во Дворцы спорта, получала удовольствие от самой игры и могла завести игроков любимой коман­ды без всякого ведущего, как правило имеющего весьма отдаленное представление о нюансах ­происходящего на площадке и использующего стандартный набор банальностей. Правда, публика была другая. На это обратил внимание легендарный баскетбольный тренер Владимир Петрович Кондрашин, с которым довелось побывать на Кубке McDonald’s в Париже осенью 1997 года. Петрович, как называли его в баскетбольном мире, преклонялся перед NBA и специально отправился в столицу Франции, чтобы увидеть в деле находящегося тогда в расцвете сил Майкла Джордана. Его Воздушество приехал в Париж в составе чемпиона NBA Chicago Bulls. Вместе с «быками» в турнире участвовали клубы из Европы и Южной Америки. Казалось, само присутствие на площадке Джордана не требует никакого дополнительного антуража. Только в NBA (а именно она организовывала турнир) так не считали. Джордана пытались затмить и девочки из группы поддержки, которые еще и фирменными маечками из специальных приспособлений пуляли, и группа баскетбольных акробатов. Это были настоящие профи. За время минутного перерыва успевали установить катапульты и заколачивали мячи сверху. Без единой травмы и без единого промаха! «Зря считаешь, что это лишнее, – сказал тогда Кондрашин. – Это ведь не наша публика, которая ходит на баскетбол как на спектакль, сравнивает игроков с актерами, а тренеров – с режиссерами, понимает нюансы баскетбола. Здесь люди иные».

Певец Егор Крид с игроками «Амкала» © Алексей Никольский / РИА Новости

Сегодня и на трибунахроссийских арен собирается иная, чем несколько десятилетий назад, публика. Онажаждет шоу, и неважно, что будет в нем главным – красивыйбаскетбол, волейбол, гандбол или громкие возгласы ведущего, повторяющиеся накаждом матче. Хотя публику сегодня никто и не спрашивает. Каждый клубстремится переплюнуть конкурента номерами чирлидинга, предматчевымивидеороликами и децибелами от ведущего. Спорт все больше окунаетсяв атмо­сферу шоу, и где-то даже становится частью шоу. Это веяниевремени, но важно, чтобы при этом главной составляющей частью этого симбиозаоставался спорт.