Добрый спорт. Генеральный директор Фонда Тимченко – о настоящих героях спорта в российской глубинке и ресурсной силе фитнеса

№2(158)_2024
Текст: Илья Калинов
Фонд Тимченко – одна из самых масштабных благотворительных организаций в нашей стране. И один из фокусов его деятельности – создание поддерживающей и развивающей среды для детей и подростков через развитие любительского спорта. В первую очередь в глубинке – на малых территориях, где спорт превращается в важнейший социальный институт. О новом конкурсе «Добрый спорт» Фонда Тимченко в интервью журналу рассказывает новый генеральный директор Галина Лапонова.

Досье \ Фонд Тимченко

  • Основан в декабре 2010 года
  • К 2023 году фонд поддержал 4795 проектов, общая сумма расходов на их реализацию составила более 8,65 млрд рублей
  • В хоккейных мероприятиях программы «Спорт» за 12 лет приняли участие 97 395 детей
  • В конкурсе «Добрый лед» победили 172 проекта развития детского дворового хоккея, прошли обучение 2023 тренера-общественника
  • Более 2000 российских школ получили поддержку в рамках проекта «Шахматы в школах»

Галина Лапонова

Совсем недавно ваш фонд анонсировал новый стратегический цикл. Какова его особенность и в чем отличие от предыдущего?

Главное отличие в том, что в новом стратегичес­ком цикле, который начался в 2023 году, работа фонда фокусируется на малых территориях с опорой на ресурсы местного сообщества. В новой стратегии есть два направления: «Забота» и «Развитие». И эти названия сами за себя говорят. В рамках первого направления мы строим систему заботы об уязвимых пожилых людях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или кризисе. В рамках второго создаем поддерживающую и развивающую среду для детей и подростков.

Это актуально и для спортивного направления?

Да. Конкурс, который фонд давно проводит для спортивных проектов и инициатив, сейчас преобразовался. Мы расширили перечень видов спорта и даем возможность проявить себя тем, кто работает с детьми, в трех разных номинациях. Первая – это по-прежнему «Добрый лед», потому что она важная и ценная для нас, и мы не хотим потерять уже наработанный опыт и имеющиеся связи с малыми территориями. Вторая – это «Сильный ход». Может быть, вы угадаете, что за номинация?

Я подозреваю, что это шахматы.

Точно! «Сильный ход» – это про шахматы. Для нас важно поддерживать шахматные инициативы в школах, общественных местах, образовательных организациях. Мы проводим эту часть конкурса в партнерстве с Федерацией шахмат России.

Третья номинация – «Команда нашего двора». Она для других командных видов спорта: футбол, волейбол, флорбол, гандбол, баскетбол, регби и лапта. Мы хотим посмотреть, какие еще дисциплины популяр­ны на малых территориях, и поддержать их.

Одна из трех номинаций в спортивном конкурсе посвящена шахматам и называется «Сильный ход»

А чем изначально был обусловлен фокус на хоккее и шахматах?

Кроме того что эти виды спорта любимы и поддерживаются семьей наших учредителей, хоккей – достаточно дорогой вид спорта. Поэтому мы создаем возможности заниматься им там, где у людей просто нет для этого финансовых ресурсов. Что касается шахмат, мы убеждены в серьезном влиянии шахмат на развитие детей и несколько лет подтверждали это комплексными исследованиями. Не случайно сейчас шахматами активно занимаются такие спортсмены, как хоккеисты и футболисты. Важность шахмат для развития ребенка, для его логики и мышления мы активно популяризируем и поддерживаем.

То есть в целом фонд фокусируется именно на детском спорте?

Да, мы поддерживаем детский командный любительский спорт. Не всегда на малых территориях есть возможность заниматься спортом профессионально, но как инструмент развития детей он показывает очень хорошие результаты, воспитывает ребят, формирует характер.

Спортивные проекты фонда сфокусированы на детском командном любительском спорте

Фонд работает на малых территориях. Что это такое? И как потенциальные благополучатели узнают о ваших грантовых конкурсах?

Малые территории – это населенные пункты, где проживает до 200 тыс. человек. В конкурсе «Добрый спорт» принимают участие территории до 70 тыс.человек. Но в каждой из номинаций можно подать заявку на спортивно-образовательное мероприятие с населением до 200 тыс. Сейчас поясню, почему возникает такой нюанс. Чтобы в совсем маленьком населенном пункте провести эффективное спортивно-образовательное мероприятие, в котором принимают участие 100 и более человек с разных территорий, должны быть определенные инфраструктурные и логистические условия, которым отвечают территории побольше. Мы называем такие мероприятия «развивающие комплексы», за четыре года мы провели 22 мероприятия. В рамках развивающего комплекса на одну территорию, на одну площадку, можно привезти несколько команд с малых территорий. Чтобы, с одной стороны, повысить компетенции тренеров и общественников, работающих с детьми, а с другой – дать детям возможность поделиться своими навыками: поиграть вместе, провести эстафеты. Получается нетворкинг малых территорий. Кроме того, у нас работают психологи, которые помогают и тренерам, и детям, потому что в реализуемых проектах много ребят из неблагополучных семей. Поэтому, когда мы их привозим на такие развивающие комплексы, это дает детям огромный стимул продолжать заниматься спортом, ходить в секцию. Они понимают, что могут съездить куда-то, встретиться с ребятами-­единомышленниками, завести новые знакомства.

Что же касается продвижения конкурсов, то мы пользуемся всеми возможными способами и анализируем результаты, донесение информации до целевых групп на малых территориях – совсем не простая задача. Хочу еще отметить, что уникальность Фонда Тимченко не только в том, что мы проводим конкурсы и имеем для этого довольно значительный грантовый пул – в этом году он составляет не менее 400 млн руб­лей. Мы формируем поддерживающую среду в процессе реализации проектов, предлагаем участие в образовательных программах, стажировочных площадках, а также проводим индивидуальное консультирование. Мы стремимся все проекты делать устойчивыми, чтобы даже после их завершения то, что было создано с нашей поддержкой – секция, услуга, – продолжало работать, имело социальный эффект. Поэтому для нас важно, чтобы благополучатели разделяли наши ценности и понимали цели конкурсов. Для этого мы проводим установочные вебинары, максимально подробно рассказываем о том, как подать заявку и каким критериям необходимо соответствовать. Кстати, «Добрый спорт» в этом году стартует весной, заявки будут приниматься с 14 мая. Следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях.

А как вы работаете с инклюзивным направлением? Я обратил внимание, что фонд активно поддерживает следж-­хоккей. Планируете ли вы какие-то дополнительные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья?

Фонд начал поддерживать следж-­хоккей еще в 2013 году, то есть тогда, когда вообще никто не знал об этом направлении. Совместно с Федерацией адаптивного хоккея мы ежегодно проводили конкурс «Хоккей без барьеров». Благодаря ему появились новые команды и еще больше детей с ограниченными возможностями здоровья получали ту самую возможность реализовать себя в спорте, которой до этого у них не было. В этом году мы продолжили традицию и в конкурсе «Добрый спорт» сохранили возможность участия в том числе для инклюзивных команд. Для нас это очень важно.

Планируете ли вы как-то экстраполировать эту практику на другие виды спорта?

Мы уже это делаем. В этом году в конкурсе «Доб­рый спорт» нет никаких ограничений, инклюзивные коллективы для нас очень важны.

Вы много внимания уделяете подготовке тренеров. Как организован этот процесс?

У нас есть несколько открытых курсов обучения для тренеров. В прошлом году мы приглашали не только хоккейных наставников, но и тренеров по другим видам спорта. Слушатели, которые успешно сдали все промежуточные тесты, домашние задания, приглашаются на очную сессию. Для успешного завершения курса необходимо подготовить и сдать итоговый проект. Обучающиеся, ставшие отличниками и успешно защитившие свой проект на очной сессии, получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца. О наборе на курс мы сообщаем на сайте Фонда Тимченко и в социальных сетях.

Есть и программы, предлагающие тренерам, победившим в спортивном конкурсе, пройти повышение квалификации в рамках реализации конкретного проекта.

Сколько уже человек приняло участия в таких тренерских курсах?

За пять лет дистанционное обучение прошли 600 тренеров.

Какие еще проекты фонда вам хотелось бы отдельно выделить?

Мне нравятся все проекты, которые у нас побеждают. Есть, например, такая история: много лет один полицейский после работы тренирует на открытой дворовой коробке детей. Другая история про шахматы в Дебёсах – это почти Нью-­Васюки, но только в реальном позитивном ключе. Благодаря усилиям одного человека, работающего на электрической подстанции и параллельно развивающего шахматы, крошечное село превратилось в место проведения соревнований серьезного уровня.

Для меня важно, чтобы люди, которые работают с детьми на малых территориях, делали это с отдачей, передавали знания и делились опытом. Так они становятся в моих глазах настоящими героями. Когда дети бегут к своему тренеру, когда благодаря ему их снимают с профилактического учета, это дорогого стоит. Спорт дает силы, уверенность, позволяет почувствовать себя частью команды, вытаскивает подростков из одиночества, дарит им радость от результата, общения, достижений. Любой проект фонда – это история про человека: как он пришел к тому, что делает, как он меняет мир вокруг. И все эти истории творятся с душой.

Вы новый директор фонда. Какие личные цели вы ставите перед собой и перед той структурой, которую теперь возглавляете?

Это очень сложный вопрос, спасибо большое за него. Во-первых, нужно сказать, что это огромная ответственность – встать у руля такого масштабного, значимого в секторе социальных некоммерческих организаций благотворительного фонда. Фонд Тимченко – семейный фонд, для учредителей которого важно, чтобы мы действительно работали на малых территориях, чтобы помогали тем, кому эта помощь необходима. И у меня, конечно, сейчас очень смешанные чувства. Немного страшно, так как осознаешь большую ответственность, но при этом невозможно не гордиться и не радоваться за то дело, которое я принимаю. Я вижу своей главной задачей эффективную реализацию новой стратегии и укрепление доверия партнеров фонда.

А каковы ваши личные взаимоотношения со спортом?

Я хожу на занятия фитнесом три раза в неделю, потому что это отличная возможность переключиться и освободить мозг для новых задач. Когда я пришла работать в фонд и количество задач увеличилось втрое, мои коллеги по фитнесу стали ловить меня на том, что во время следующего упражнения я все еще пребываю в предыдущем. То есть мой мозг совсем не отключался. Так что из простого развлечения фитнес сейчас превратился для меня в осознанную необходимость, позволяющую мне находиться в ресурсном состоянии.