В октябре официально признанный Международным союзом биатлонистов (IBU) лучшим спортсменом XX столетия 11-кратный чемпион мира Александр Тихонов покинул пост президента Союза биатлонистов России (СБР), уступив бразды правления бизнесмену Михаилу Прохорову. О том, почему он пошел на такой шаг, чем собирается заниматься в дальнейшем и как относится к тому, что в ближайшее время норвежец Уле-Эйнар Бьорндален может лишить его звания самого титулованного участника чемпионатов мира, Александр Тихонов рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Вы заявили, что по собственному желанию покинули пост президента Союза биатлонистов России. Что вынудило пойти на это?
Вынудить меня не может никто. Учитывая выпадающие на меня нагрузки, я принял решение обратиться с просьбой найти для СБР нового главу. Я продолжу заниматься тем же, чем и до избрания Михаила Прохорова президентом: в IBU – развитием летнего биатлона, подготовкой конгресса 2010 года, Сочи-2014 и созданием команды для этой Олимпиады. Это очень серьезный объем работы. К тому же проводятся плановые исполкомы, этапы Кубка мира, где я обязан присутствовать.
Когда вы объявили о планах строительства спортивного комплекса на Камчатке, уже знали о приходе Михаила Прохорова в СБР?
Нет.
За счет чего тогда планируется финансировать строительство?
Задавая этот вопрос, вы считаете меня глупцом? На конференции СБР Владимир Малин (президент Федерации биатлона Москвы) и Виктор Майгуров (глава Комитета по физической культуре и спорту ХМАО Югры) заявили, что все содержание спонсорских контрактов, даже с зарубежными компаниями, мы должны опубликовать на корпоративном сайте. Вот я и предлагаю господину Малину, являющемуся также и президентом ПХК «Крылья Советов», опубликовать на клубном сайте весь бюджет.
Главный тренер мужской сборной России Владимир Аликин заявил, что команда сама составила план на чемпионат мира – две золотые, одна серебряная и одна бронзовая медали. Как вы к этому относитесь?
Я посмотрю, что будет планировать для команды Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Именно оно является заказчиком и органом, осуществляющим материальную поддержку тренировочного процесса. В прошлом году я поставил план, и его выполнили. Если на сей раз Аликин озвучил свою программу раньше СБР и министерства, мне ничего не остается, кроме как согласиться с ним.
А по женской команде?
Думаю, что результат может быть лучше, чем в прошлом году. Надежды возлагаем прежде всего на Екатерину Юрьеву и Светлану Слепцову. Цифр называть не буду – я человек суеверный.
Планируете ли вы в 2010 году баллотироваться на пост президента Международного союза биатлонистов?
Обязательно. Давайте вернемся на 12–13 лет назад – в России не было ни одного международного соревнования, даже в планах. За время моего президентства проведено три чемпионата Европы и столько же – мира. В нынешнем сезоне состоялся Кубок мира по летнему биатлону, в феврале пройдет чемпионат Европы в Уфе. Финальный этап Кубка мира состоится в Ханты-Мансийске, а в 2010 году к нему добавится розыгрыш медалей чемпионата мира в смешанной эстафете, хотя претендентов было более чем достаточно – Скандинавские страны, Франция, Италия. В 2011 году в России будет разыграно первенство планеты, в 2012 году – финальный этап Кубка мира в Ханты-Мансийске, в 2013 году – этап Кубка мира в Сочи, проба олимпийских трасс. К тому же я не сомневаюсь, что в России в ближайшие годы пройдет летний или зимний чемпионат мира среди юниоров, а также удастся провести показательные соревнования по летнему биатлону с участием сильнейших спортсменов мира. В 2009 году планируем приезд Уле-Эйнара Бьорндалена и других известнейших биатлонистов планеты в Уват на Кубок Тихонова.
Вы не раз высказывались против выступления российских биатлонистов за другие страны…
Да, я против переходов российских спортсменов, тем более в предолимпийский год. Вы наверняка знаете, что львиную долю медалей для сборной Белоруссии завоевали именно они. Какими бы хорошими отношения ни были, мы не собираемся бесплатно готовить биатлонистов для других стран. Пусть платят и лишь тогда забирают наших спортсменов.
Вы сказали, что планируете заниматься развитием летнего биатлона. Как оцениваете его перспективы?
Они выше, чем у зимнего биатлона. Это показали соревнования в Путлингене и Швейцарии, которые прошли этим летом. Неслучайно Уле-Эйнар Бьорндален заявил, что никогда представить себе не мог: летом интереснее, чем зимой. Мы с норвежцем обсуждали перспективы этого вида спорта. Сейчас при исполкоме IBU вместо субкомитета по летнему биатлону создается комитет, в обязанности которого будет входить составление плана развития дисциплины до 2010 года, когда в Санкт-Петербурге планируется конгресс IBU.
Тот факт, что летнему биатлону начинает уделяться столь серьезное внимание, подразумевает возрастающую специализацию на «летников» и «зимников»?
Подготовка здесь почти ничем не отличается, неслучайно в крупнейших соревнованиях по летнему биатлону участвуют многие сильнейшие спортсмены мира. Тот же Владимир Аликин пожаловался, что мы не пригласили сборную России на летний чемпионат мира. Но я отлично помню, как говорил ему: если планируете выставлять основной состав сборной, учитывайте – верхняя точка в месте проведения состязаний – 1860 метров. Для такой высоты нужна специальная тренировка, что приведет к изменению всей системы подготовки к чемпионату мира 2009 года и пробам олимпийских трасс в Ванкувере.
Вы становились чемпионом мира одиннадцать раз, а Уле-Эйнар Бьорндален – десять. С каким чувством вы ждете того момента, когда норвежец вас обгонит?
Если бы в мое время разыгрывалось столько медалей, сколько сейчас, возможно, я был бы 40‑кратным чемпионом. Большую часть моей карьеры соревновались только в индивидуальной гонке на 20 километров и в эстафете, затем добавился спринт.
При четырех золотых олимпийских медалях вы ни разу не выигрывали в индивидуальных видах. Довольны тем, как сложилась карьера?
У меня есть серебряная медаль Олимпиады в Гренобле в индивидуальной гонке на 20 километров. Думаю, что если бы я выиграл золото и в индивидуальных дисциплинах на всех четырех Олимпиадах, было бы не совсем справедливо, так что Бог, можно сказать, регулировал. Мне и так награды вешать некуда. Борец Али Алиев был пятикратным чемпионом мира и ни разу не выиграл Олимпиаду. Такое случается – у каждого свой ангел.
Как вы оцениваете перспективы российской молодежи, в частности Антона Шипулина, одержавшего немало громких побед на юниорском уровне?
Сегодня это лучший в мире юниор. И важно, чтобы у тренеров основного состава сборной России хватило опыта, чтобы правильно подготовить его. Если Антон по каким‑то причинам начнет показывать худшие результаты, думаю, тренерам надо подавать в отставку. За последние пять-шесть лет Шипулин – первый и пока единственный молодой биатлонист такого уровня в России.
А как вы оцениваете ситуацию в российском женском биатлоне?
Главное, что в команде очень хорошая, доброжелательная обстановка, чего не было раньше.
Наталья Соколова выступала за Россию, затем – за Белоруссию, в 35 лет вернулась в российскую команду. Что вы обо всем этом думаете?
Здесь главное – результат. Надо смотреть не на спортсмена, а в финишный протокол, вне зависимости от возраста. У нас не синхронное плавание или художественная гимнастика, где ставят баллы за выступление. Биатлон – абсолютно объективный вид спорта. По поводу возможного выступления того же Сергея Рожкова за Белоруссию остро встал вопрос потому, что он действующий офицер Российской армии. Спортсмен приходил ко мне со своим личным тренером полковником Шадриным. Я попросил принести документ о том, что армия отпускает его соревноваться за другую страну, и подписал бы такую бумагу последним. Мне пообещали, что Рожков уволится из армии, но не сказали когда. И я предложил прийти, как только это произойдет. В итоге они забрали заявление и ушли.
Недавно в программе чемпионатов мира появилась смешанная эстафета. Как вы относитесь к этой дисциплине?
Я много лет назад пытался внести ее в программу первенств планеты. Думаю, как минимум на Играх в Турине ее надо было включать как пробную, а в Сочи разыгрывать олимпийские медали – это очень интересный и популярный вид.
Индивидуальную гонку на 20 километров, наоборот, считают малозрелищной…
Здесь проблема в том, что до первого огневого рубежа проходит достаточно много времени. Было внесено предложение – сократить первый круг до одного километра, чтобы биатлонист быстрее пришел на стрельбу, но пока оно не нашло поддержки.
В конце сентября в селе Уват, в одном из главных биатлонных центров России, открылся музей «А.И. Тихонов – легенда мирового биатлона». Основу экспозиции, пока что разместившейся лишь в одном зале, составили предметы, переданные самим спортсменом. История побед лучшего биатлониста ХХ века показана в виде лыжной трассы, на которой установлены четыре пьедестала с голографическими изображениями четырех завоеванных Тихоновым олимпийских медалей. На мультимедийном экране, стилизованном под электронное табло, которое используют на соревнованиях по биатлону, демонстрируются видеозаписи и фотоснимки. Здесь же находятся спортивные реликвии 11-кратного чемпиона мира.
Вторая половина экспозиции посвящена не связанным с биатлоном увлечениям великого спортсмена. Коллекционные образцы холодного и огнестрельного оружия, шкура волка, убитого Тихоновым на охоте, материалы основанных им хоккейного и конного клубов, хоккейные клюшки с автографами участников легендарных матчей СССР – Канада 1972 и 1974 годов. Также в числе предметов, выставленных в музее, – подарки друзей к 60-летнему юбилею мэтра российского спорта, художественные работы из собрания Тихонова и грамота Владимира Путина с благодарностью за помощь в работе Оргкомитета Олимпиады Сочи-2014.