Есть много видов спорта, в которых не так-то просто определить величайшего мастера всех времен и народов. Но есть и такие, где на этот вопрос имеется однозначный ответ. К ним и относится биатлон.
Такую коллекцию наград, как у норвежца Уле-Эйнара Бьорндалена, надо еще поискать. В биатлоне не найдешь точно: 9 олимпийских медалей (из них 5 золотых), 29 медалей чемпионатов мира (10 золотых) и пять побед в общем зачете Кубка мира по итогам сезона.
Интересно, что 34‑летний ныне мастер далеко не сразу стал суперзвездой. Отличаясь феноменальной скоростью лыжного бега, он был поначалу посредственным стрелком и являл полную противоположность своему старшему брату Дагу, который, напротив, уверенно поражал мишени, но двигался по дистанции со скоростью пешехода. «Эх, скрестить бы их – вот это биатлонист получится!» – наверняка не раз задумывался каждый болельщик. Но никого скрещивать не пришлось. Победы и титулы начали как из рога изобилия сыпаться на Уле-Эйнара после того, как у него появился личный консультант-психолог, причем, что любопытно, непрофессионал.
Торговец пылесосами Ойвинд Хаммер однажды продал спортсмену агрегат за 3,5 тысячи долларов. «Должно быть, он много знает о человеческой психологии, если успешно торгует такими дорогими штуковинами», – решил Бьорндален и с 1997 года начал консультироваться у него. С тех пор на протяжении пяти лет он был одним из лучших и на родине биатлона, и на всей планете. Ну а Олимпиада в Солт-Лейк-Сити сделала его абсолютным триумфатором не только в мире, но и в истории: он завоевал все четыре возможные золотые медали.
Сегодня он по‑прежнему в строю и об окончании карьеры пока не задумывается. В чем смысл, откуда мотивация? Есть еще один рекорд, который ему пока не покорился. Всего на этапах Кубка мира Бьорндален побеждал 82 раза (81 – в биатлоне и однажды – в лыжных гонках). Лидерство же по этому показателю среди всех представителей зимних видов спорта удерживает шведский горнолыжник Ингемар Стенмарк, становившийся первым 86 раз. Так что Уле-Эйнару еще есть к чему стремиться, чтобы окончательно снять все вопросы насчет того, кто на свете «самый-самый».
Норвегия подарила миру немало классных биатлонисток, а наиболее яркой звездой из них была Ливгрете Шелбрейд-Пуаре. В начале нынешнего столетия она блистательно выступала на чемпионатах мира, завоевав семь высших наград, включая четыре на первенстве 2004 года в Оберхофе. Вообще сезон 2003 / 2004 стал для Ливгрете лучшим в карьере – по его итогам она получила Кубок мира, отметив возвращение в большой спорт после паузы, вызванной рождением дочери Эммы.
Между тем ее коллекция олимпийских наград весьма скромна для спортсменки такого уровня: две серебряные и бронзовая медали. Да и вообще она могла бы выиграть больше, если бы не многочисленные травмы и заболевания, преследовавшие ее еще с середины 1990‑х годов и вынуждавшие нередко пропускать по полсезона. Ну а потом, по мере того как росла дочь, Ливгрете постепенно начала терять интерес к спорту и по окончании сезона 2005 / 2006 объявила о завершении карьеры. Ей было всего 32 года, что по меркам биатлона не так много, но она предпочла иначе расставить жизненные приоритеты. И в январе 2007 года родила вторую дочь – Анну. Видимо, биатлонисткой быть хорошо, а мамой – лучше.
Вскоре после рождения Анны Пуаре эта славная фамилия исчезла из списков действующих биатлонистов. Для ее отца Рафаэля сезон 2006 /20 07 стал последним. Вернее, он даже не довел его до конца, не поехав на заключительный этап в Ханты-Мансийск. Так что последнее выступление для француза – гонка с общего старта в Холменколлене, на родине жены.
И это не случайно, ведь за Рафаэлем Пуаре прочно закрепился титул «короля масс-старта». Он бесспорно был лучшим в этом виде программы, отличающемся особым психологическим давлением, поскольку все твои главные конкуренты идут по дистанции и становятся на стрельбище рядом с тобой. Ровно половину из восьми своих титулов чемпиона мира Рафаэль завоевал именно в таких гонках.
Но последний старт он проиграл, на самом финише отстав на считаные сантиметры от Бьорндалена – своего большого друга (понятно, что после женитьбы на Ливгрете Рафаэль стал особенно близок норвежской сборной, с которой часто тренировался) и главного конкурента на протяжении нескольких лет. Не только отдельные гонки, но и целые сезоны проходили под знаком их дуэли, и если бы не Пуаре, Бьорндален давным-давно перекрыл бы все мыслимые рекорды. Но француз четырежды оставлял норвежца на втором месте в общем зачете Кубка мира, не говоря уже о чемпионатах планеты.
Кстати, Пуаре стал четырехкратным чемпионом мира в 2004 году. Можете представить себе, сколько разговоров было тогда в Оберхофе об этом франко-норвежском семействе, собравшем на двоих семь высших наград!
Швеция занимает особое место в истории биатлона. Ее представители руководили Международной федерацией на протяжении первых сорока лет ее существования, она же подарила миру первого олимпийского чемпиона. Но со временем шведская школа ушла в тень, а ее представителей перестали включать даже в самый широкий круг претендентов на какие‑либо награды.
Возрождение наметилось с приходом на пост тренера национальной сборной немца Вольфганга Пихлера. Именно он уговорил перейти из лыжных гонок в биатлон Магдалену Форсберг. Случилось это в 1996 году, когда ей исполнилось уже 29 лет. Тем не менее управляться с винтовкой Форсберг научилась очень быстро, а поскольку проблем со скоростью у нее не было никогда, Магдалена в мгновение ока превратилась в феноменальную биатлонистку.
Уже в 1997‑м она завоевала свой первый «Хрустальный глобус», вручаемый лучшему спортсмену по итогам сезона в Кубке мира, и удерживала этот трофей вплоть до конца карьеры, то есть до 2002 года. Шесть побед подряд – в биатлоне такого не бывало, а из других зимних видов спорта подобную стабильность продемонстрировал лишь великий норвежский лыжник Бьорн Дэли.
И вот повторив его уникальное достижение, Магдалена, ставшая попутно шестикратной чемпионкой мира, смогла со спокойной душой удалиться на покой. Но шведский биатлон с ее уходом не ушел в тень: с Олимпиады в Турине Анна-Карин Олофссон привезла золотую и серебряную медали, да и мужчины временами заявляют о себе…
На долю советских и российских биатлонистов тоже пришлось немало побед на самом высоком уровне. Наиболее же выдающимся достижением стали шесть выигранных олимпийских эстафет подряд – с момента их включения в программу Игр в 1968 году и до последней для советского спорта Олимпиады-88. Четырежды (1968, 1972, 1976 и 1980) побеждал в составе сборной Александр Тихонов, чей рекорд по количеству золотых медалей продержался вплоть до феноменального выступления Бьорндалена в Солт-Лейк-Сити-2002. В индивидуальных олимпийских гонках воспитаннику новосибирского «Динамо» удалось взять лишь одну серебряную награду, зато он с лихвой компенсировал это успехами на чемпионатах мира: из его одиннадцати титулов пять – личные.
После окончания карьеры Тихонов много лет руководил отечественным биатлоном, а также занимал пост вице-президента Международного союза биатлонистов. Кстати, именно он уговорил Николая Круглова, своего партнера по олимпийской эстафете 1976 года (и победителя тех Игр в гонке на 20 километров), отдать в биатлон сына, который поначалу увлекался настольным теннисом. Идея оказалась неплохой, и Николай Круглов-младший в свои 27 лет уже имеет четыре высшие награды чемпионатов мира и олимпийское серебро Турина. Так что благодаря Тихонову у нашего биатлона появилась отличная династия. Ну а поскольку все медали завоеваны Кругловым-младшим в эстафетах, можно предположить, что по силе командного духа он ни в чем не уступает своим славным предшественникам.
Каждый проживает в спорте собственную жизнь, и карьера, разумеется, у каждого складывается по‑своему. Кто‑то заявляет о себе, едва появившись на мировой арене, а кто‑то годами идет к главной вершине, раз за разом преодолевая боль разочарования и ни на шаг не отступая от намеченной цели. Светлана Ишмуратова как раз из этой категории. Она уже в пять лет встала на лыжи в родном Златоусте, что вполне естественно, учитывая опыт ее отца Ирека, мастера спорта по лыжным гонкам. Он, разумеется, стал ее первым тренером, и уже в школьные годы Светлана начала одерживать первые победы.
Со временем перейдя в биатлон, спортсменка и там начала неплохо проявлять себя и даже попала в сборную Олимпиады-98, но не смогла выступить в Нагано из‑за болезни. Конкуренция же в российской команде всегда была столь высока, что за место в ней приходилось сражаться постоянно. Эту борьбу Ишмуратова окончательно выиграла, когда ей было уже под 30. И вскоре стала попадать в призеры на этапах Кубка мира. Но только в призеры…
Годы шли, количество серебряных и бронзовых финишей уже исчислялось двузначным числом, а победы по‑прежнему ускользали. Не судьба? Она здесь ни при чем, свою судьбу надо делать самому. Светлана не отступала и наконец‑то в декабре 2005 года сумела выиграть первую в жизни гонку в Кубке мира. Тогда ей исполнилось уже 33 года, но, как выяснилось, все только начиналось.
Полновесная точка была поставлена спустя два месяца на Олимпиаде в Турине. Вер- нее, не точка, а восклицательный знак: Ишмуратова победила и в гонке на 15 километров, и в составе эстафетной команды.
Конечно, Турин не сделал ее самой титулованной в мире. Есть много куда более обширных коллекций наград. Но медаль, к которой идешь всю свою жизнь, от этого не меркнет – скорее, наоборот.
Мы ни слова не сказали о биатлонистах Германии, но вовсе не потому, что никто из них не может претендовать на высокий статус героя нашего времени. Напротив, немецких звезд столько, что выбрать кого‑либо одного или двоих просто невозможно. Представители ГДР, ФРГ, а затем и объединенной Германии завоевали свыше пятидесяти олимпийских наград, включая 18 золотых, и по всем позициям удерживают лидерство в мировой табели о рангах.
У них был Франк-Петер Реч – первый, кому удалось выиграть две индивидуальные гонки на одной Олимпиаде, а потом – четырехкратные олимпийские чемпионы Рикко Гросс и Свен Фишер. На смену семикратной чемпионке мира Петре Беле пришли Кати Вильгельм, обладательница 15 медалей мировых первенств и Олимпиад (в том числе 6 золотых), Андреа Хенкель (12 медалей, 8 золотых), Мартина Глагов (14 медалей, 3 золотых). И они появляются снова и снова – как, например, Михаэль Грайс, взявший в олимпийском Турине три высшие награды.
В общем, остается только констатировать, что Германия – величайшая биатлонная держава мира.