Голландский акцент российского футбола

Большой спорт №1-2 (30) Зима 2008-2009
Борис Ходоровский
Уходящий 2008 год был ознаменован двумя достижениями российского футбола: сборная впервые в своей истории стала призером чемпионата Европы, а питерский «Зенит» завоевал Кубок и Суперкубок UEFA.

Уходящий 2008 год был ознаменован двумя достижениями российского футбола: сборная впервые в своей истории стала призером чемпионата Европы, а питерский «Зенит» завоевал Кубок и Суперкубок UEFA. К этим результатам национальную и клубную команду привели голландские тренеры, имена которых в России сегодня известны каждому. Что же такого знают и умеют уроженцы Страны тюльпанов? Журнал «Большой спорт» анализирует стиль и методы работы главных футбольных голландцев России – Гуса Хиддинка и Дика Адвоката.

У Адвоката и Хиддинка много общего. Они – представители одного поколения (Дику сейчас – 61, Гусу – 62), оба не блистали в бытность футболистами, хотя поиграли не только в родной стране, но и в США. Каждый уважительно отзывается о работающем в России коллеге, но при переводе где‑то теряется то едва проскальзывающее в оригинале чувство легкой зависти, когда этот коллега добивается эффектной победы.

Загадка Адвоката

Когда в 2006‑м, разуверившись во всех оте­чественных специалистах, руководители российского футбола обсуждали кандидатуру нового главного тренера сборной, то первым обратили внимание на Адвоката. С ним велись серьезные переговоры, но спонсор проекта Роман Абрамович, оплачивающий все расходы через организованную им Национальную академию футбола, решительно объявил: «Только Хиддинк».

Скорее всего, в пользу Гуса сыграл список достижений возглавляемых им команд. Все же он и Кубок европейских чемпионов с PSV завоевал, и с двумя командами доходил до полуфинала чемпионатов мира. Такими успехами Дик похвастаться пока не может. У него до победы «Зенита» в Кубке UEFA вообще, по большому счету, серьезных результатов не было. Ну выиграл однажды чемпионат Голландии и дважды – Шотландии в ту пору, когда PSV и Glasgow Rangers по бюджетам чуть ли не вдвое превосходили немногочисленных конкурентов в борьбе за золото национальных чемпионатов. Со сборной Голландии Адвокат дважды доходил до полуфиналов чемпионата Европы, но в Нидерландах это расценили как провал. Ведь и в 1992‑м, и в 2004‑м от «оранжевых» ждали только победы.

До сих пор загадка, что же нашел в Адвокате гениальный творец тотального футбола Ринус Михелс, взявший Дика к себе ассистентом и оставивший ему блистательную команду после ухода из сборной. Сам же Адвокат на этот вопрос тоже не ответил, сказав лишь, что сначала Ринус был для него учителем, а затем стал другом. Между тем Адвоката до сих пор всегда и везде величают Маленьким Генералом, вспоминая о Генерале истинном – Михелсе.

Основа тотального футбола

Тотальный футбол в исполнении голландцев базировался на отменной физической подготовке. Сам Михелс никогда не скрывал, что при тренировке своих команд пользовался многими идеями Валерия Лобановского. Сегодня они возвращаются к нам транзитом через Голландию. И в сборной, и в «Зените» на ключевых ролях – физиотерапевты из Страны тюльпанов. С одной стороны, это высококвалифицированные спортивные медики, с другой – фактически тренеры по ОФП.

В Питере трудится Роберт Одерленд, восемнадцать лет возглавлявший Департамент спортивной физиотерапии и восстановительной медицины в Королевской федерации футбола Нидерландов. Он работал со сборной своей страны и при Хиддинке, и при Адвокате. И дело свое знает отменно. В сезоне-2008 питерский клуб провел гораздо больше матчей, чем любая из российских команд. Крайне консервативный в плане ротации состава Адвокат долгое время вообще играл с 11 футболистами. При этом в последних встречах сезона питерцев хватало на все 90 минут, хотя, конечно, коуч Дик все же стал иногда производить замены.

Еще больший акцент на «физику» сделал при подготовке своей команды Хиддинк. В его тренерском штабе работали сразу два физиотерапевта. Один из них, Арно Филипс, еще на зимнем сборе раздал футболистам национальной команды конспекты с 14 упражнениями, которые должны были позволить подойти к Евро-2008 в оптимальной форме.

Голландцы не открыли в российском футболе ни Америки, ни даже Европы. Они просто оказались в нужном месте в нужный час. Но в чем Хиддинк и Адвокат действительно стали первооткрывателями – это в попытке управлять российскими футболистами по европейской модели: еженедельное общение с прессой, никаких посторонних в чартерах и главное – полное доверие к игрокам в плане бытовой дисциплины

Непосредственно перед чемпионатом на сборе в Германии появился еще один специалист по ОФП, Раймонд Верхейен. Именно он гонял футболистов до седьмого пота, да так, что Константин Зырянов воскликнул: «Много сборов прошел, но такого не было никогда!» Зато именно хорошая физическая подготовка стала едва ли не главным козырем сборной России в матчах группового турнира против греков и шведов и особенно в четвертьфинале – против голландцев.

Ребята из команды Хиддинка просто летали по полю. При этом, заметьте, никакого бромантана, на котором попался в свое время Титов, и прочей допинговой гадости. Только система, которую именуют голландской, забывая, откуда позаимствовал ее Михелс.

Секреты тактики

Говоря о профессиональных качествах голландских тренеров, следует отметить их приверженность одной тактической схеме. Оптимальной, как они считают, для команд. Нащупали они ее не сразу, пробуя различные варианты в зависимости от имеющихся в распоряжении футболистов.

Адвокату в этом плане намного проще. Он в любой момент может поставить перед спонсорами из Газпрома вопрос о покупке необходимого ему игрока. Нужен Анатолий Тимощук – и руководители компании, которым для имиджа необходимы большие и быстрые победы, выкладывают 20 миллионов. Как выяснилось, украинский легионер, ставший системообразующей фигурой для «Зенита», того стоил. Не важно, что при этом закупленные за колоссальные даже по европейским меркам футболисты осели на лавке. Победителей Кубка UEFA не судят.

Сложнее приходится главному тренеру сборной. Неслучайно Хиддинк недавно посетовал, что у Вагнера Лава не тот паспорт. Приходится выбирать из двадцати (в лучшем случае) кандидатур. Хиддинку еще повезло, что в сезоне-2008 ярко проявил себя Сергей Семак. Он стал для сборной такой же системообразующей фигурой, как Тимощук для «Зенита».

Именно вокруг капитана строился тре­угольник, включавший Зырянова и Семшова в центре поля. Да и капитаном Семак оказался настоящим. Как тонко подчеркнул Зырянов, Сергей очень правильно установил отношения с партнерами и тренерским штабом. Отсюда и микроклимат в сборной, который сыграл немалую роль в «бронзовом» успехе.

Правильное позиционирование

При этом оба голландских тренера без всяких сожалений и подробных объяснений спокойно расставались с теми, кто стал для них «отработанным материалом»: Хиддинк – с Титовым, Адвокат – с Радимовым, оба – с Кержаковым. Тренеры-варяги, оперируя определением Зырянова, с самого начала правильно выстроили взаимоотношения с работодателями. Оба позиционировали себя тренерами топ-уровня, которых надо уговаривать и которым надо предоставлять все требуемые условия.

Если у Хиддинка для этого еще были определенные основания, подкрепленные успехами возглавляемых им клубных и сборных команд, то Адвокат просто взял верный тон. С первых дней приезда в Санкт-Петербург – апартаменты класса «люкс» в отеле «пять звезд» (обычному гостю они обходятся в две с лишним тысячи евро в сутки), автомобиль с персональным водителем и телохранитель. Плюс множество других мелочей, по которым сразу становилось ясно: в наш город прибыла футбольная VIP-персона и отношение к ней должно быть подобающим.

Апофеозом «адвокатомании» в Северной столице стало присвоение голландскому тренеру – в нарушение местных законов – звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Спустя месяц после торжественной церемонии Адвокат с удивлением узнал, что имеет право вносить в Законодательное собрание проекты новых городских постановлений, бесплатно ездить на общественном транспорте и быть погребенным за счет городской казны. С последним попросил повременить и небрежно заметил, что может многое предложить для улучшения жизни простых петербуржцев.

Охотно принимает подобные проявления восторженных чувств и Хиддинк. А в его родном городке Варссевельде открыт Guusmuseum, понятно в честь кого названный.

Хиддинка до сих пор считают национальным героем Кореи. В городе Кванджу стадион, на котором проходили матчи первенства планеты 2002 года, переименован в его честь. Голландскому тренеру в вечное пользование предоставили виллу на одном из островов. Корейцы пошли даже дальше депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Что там общественный транспорт! Хиддинк в Стране утренней свежести может бесплатно ездить на такси во всех городах и летать самолетами двух крупнейших корейских авиакомпаний во всех направлениях.

Почему все же голландцам удалось добиться того, чего не смогли сделать их российские коллеги? Им во многом повезло. Они появились в России, когда в отечественный футбол уже несколько лет инвестировались громадные деньги, что не могло не принести результата.

Выросло и новое поколение талантливых игроков (неслучайно на Андрея Аршавина и Юрия Жиркова обратила внимание вся Европа) – причем поколение, жадное до больших побед, в отличие от наевшихся ими голландцев, итальянцев, немцев и французов. На беду Хиддинка, на Евро-2008 были и давно не побеждавшие на таком турнире испанцы.

К тому же варягам прощали то, чего никогда не простили бы своим – клубные пристрастия и недостаточное внимание к публикациям в изданиях, мнящих себя сейчас эдаким российским спортивным аналогом партийной «Правды» советских времен, отсутствие в составе перспективной молодежи или заслуженных ветеранов, неправильное распределение премиальных и слишком высокую зарплату. Главный тренер хоккейной сборной России Вячеслав Быков привел нашу ледовую дружину к победе на чемпионате мира впервые за пятнадцать лет, но его, тем не менее, обвиняют во всех этих грехах.

Да разве удержался бы кто‑либо из отечественных тренеров во главе «Зенита», когда в середине «золотого», как выяснилось впоследствии, сезона-2007 питерский клуб демонстрировал, мягко говоря, не чемпионскую игру и прочно осел в середине турнирной таблицы? Об отставке Валерия Газзаева, Юрия Семина или Георгия Ярцева заговорили бы уже после домашних ничьих в первых отборочных матчах Евро, а в Тель-Авиве им впору было просить убежища. Голландцы же, как уже отмечалось, очень грамотно позиционировали себя с самого начала. Сами не оправдывались и ничего не просили, их уговаривали.

Они управляют футболистами по европейской модели. Никаких тебе партийных и комсомольских собраний по факту нарушений спортивного режима. Хиддинк спокойно отнесся к тому, что перед игрой отборочного цикла чемпионата мира-2010 с Уэльсом его ребята зашли в ночной клуб, а Адвокат ограничился практически условным наказанием трех своих футболистов за страшный, по меркам питерских болельщиков, грех – отлучку со сборов перед игрой со «Спартаком».

Как заметил однажды Андрей Аршавин, при Адвокате все стало по‑другому. Полное доверие к футболистам в плане бытовой дисциплины, никаких посторонних в чартерах, общение с прессой раз в неделю во время открытых тренировок. Все просто, но ни в одном российском клубе почему‑то не взяли на вооружение эту модель.

К вопросу о преемственности

Голландцы не открыли в российском футболе Америки и даже Европы. Они просто оказались в нужном месте в нужный час. Иногда, слушая перевод речей тренеров из Страны тюльпанов, ловишь себя на мысли: из всех литературных персонажей более других они напоминают Остапа Бендера и Ходжу Насреддина. Особенно когда речь заходит о долговременных перспективах.

И Хиддинка, и Адвоката приглашали, по словам руководителей РФС и ФК «Зенит», не только для сиюминутных побед, но и для создания системы, которая могла бы работать долгие годы. Весь вклад рулевого питерцев пока состоит только в PR-кампании под девизом «не жалейте денег на строительство стадиона и базы», а также в приглашении соотечественников, несколько раз неудачно и один раз успешно уложивших газон на «Петровском» и на базе в Удельной.

Хиддинк вместе с ассистентами иногда выезжает в российскую глубинку. Только визиты эти носят скорее характер знакомства с экзотикой и мелькания перед телекамерами для отчета перед налоговыми службами Голландии. С ними у Гуса были проблемы, которых лучше избегать.

Да еще главный тренер национальной сборной порекомендовал в ЦСКА бывшего наставника национальной сборной Эстонии Йелле Гуса. До назначения старшим тренером армейского дубля он занимал достаточно неопределенный по своим функциональным обязанностям пост директора детско-юношеских команд. За полтора года, что трудится этот «малый голландец», особого пополнения из собственной СДЮСШОР армейцы не получили. К появлению в команде Алана Дзагоева директор имеет весьма опосредованное отношение. Хотя Хиддинк, в команде которого юный футболист уже дебютировал, может поставить этот факт в заслугу даже себе. Ну, как же, порекомендовал соотечественника, тот нашел талант.

При Адвокате вообще практически разрушена пирамида подготовки резервов, созданная еще в бытность президентом «Зенита» Виталия Мутко и включавшая в себя лучшие спортшколы города, дубль, вторую команду и как вершину – главную. Последним воспитанником питерского футбола, закрепившимся в «Зените», стал дебютировавший в команде еще пять лет назад Игорь Денисов, также играющий теперь в сборной. Дальше – выжженная земля, требования приобрести необходимого футболиста за любые деньги и разговоры о том, что нужно строить новую систему подготовки резервов.

Хиддинк, безусловно, работает по‑друго­му. Он ведь не может попросить купить российский паспорт Вагнеру Лаву.