На политической карте мира немало стран, о существовании которых большая часть населения Земли узнает только в случае природных катаклизмов, войн, политических переворотов или спортивных побед. Признавая, что три первых повода – далеко не самые приятные, «Большой спорт» представляет рейтинг спортсменов, внесших неоценимый вклад в дело популяризации своей родины.
У лучшего африканского футболиста XX века было четырнадцать родных братьев и сестер, его детство прошло в крайней нищете. Веа воспитала улица, где он и заработал свои первые деньги. В столице Либерии, Монровии, дворовые команды часто устраивали матчи не просто «на интерес», поэтому у юноши был хороший стимул для совершенствования навыков обращения с мячом. В подростковом возрасте Джордж подрабатывал телефонистом и, лишь уехав в свой первый зарубежный клуб – камерунский Tonnerre Yaounde, стал профессиональным игроком. Затем были AS Monaco, Paris Saint-Germain, Milan, Chelsea, Manchester City и Olympique Marseille. Пик карьеры Веа пришелся на итальянский период, когда он дважды выигрывал чемпионат страны, а в 1995 году был официально признан лучшим футболистом мира, став единственным африканцем, удостоившимся этого звания. Веа на собственные деньги содержал сборную охваченной гражданской войной Либерии и никогда не отказывался выступать за национальную команду, хотя никакого спортивного интереса это для него не представляло – партнеры были слишком слабы. После окончания карьеры экс-форвард, пользовавшийся у себя на родине невероятной популярностью, подался в политики и в 2005 году баллотировался на пост президента Либерии. Выйдя во второй тур, Джордж Веа набрал в нем 28 процентов голосов и проиграл Элен Джонсон-Серлиф – первой женщине-президенту в истории Африки.
Государство в восточной части Карибского моря с населением менее сорока тысяч человек обратило на себя внимание в августе 2003 года. Ее гражданин Ким Коллинс произвел сенсацию, выиграв чемпионат мира по легкой атлетике в самом престижном виде программы – беге на 100 метров. Два года спустя в Хельсинки на первенстве планеты он взял на этой же дистанции бронзу. 32-летний Ким и сейчас входит в число сильнейших спринтеров мира, регулярно занимая призовые места в крупных коммерческих турнирах. Однако исполнить свою главную мечту и завоевать в Пекине первую в истории своей крошечной страны олимпийскую медаль ему не удалось.
Без риска ошибиться можно утверждать, что 24-летний нападающий лондонского Arsenal – самый знаменитый гражданин Того за всю историю этого государства. Адебайор практически в одиночку вывел свою сборную в финальный турнир чемпионата мира 2006 года, забив одиннадцать мячей в африканской квалификации к турниру и став ее лучшим бомбардиром, а в сезоне 2007/2008 занял второе место в списке лучших снайперов чемпионата Англии. Колоритный форвард приковывает к себе внимание не только на футбольном поле. За несколько месяцев до мирового первенства в Германии он вступил в открытый конфликт с главным тренером сборной Стивеном Кеши, в результате последнему указали на дверь. Затем футболист разругался с руководством тоголезской федерации футбола по поводу премиальных. Минувшим летом имя Адебайора не сходило со страниц крупнейших мировых изданий, сватавших Эммануэля в Milan и Barcelona, которые предлагали за своенравного гиганта близкие к рекордным суммы. Однако Адебайор подписал новый контракт с Arsenal. По условиям этого соглашения он будет зарабатывать 80 тысяч фунтов стерлингов в неделю.
Многие жители Советского Союза узнали об этой стране в 1988 году, когда телекомментатор Владимир Перетурин, восхищенный игрой Руда Гуллита и Франка Райкарда на чемпионате Европы, предложил завозить в СССР «отцов из Суринама». Отцы великих голландских футболистов действительно были родом оттуда, однако сами Гуллит и Райкард имели к южноамериканскому государству весьма опосредованное отношение. Зато пловец Энтони Нести, произведший фурор в олимпийском Сеуле, представлял именно его. Спортсмен стал олимпийским чемпионом в плавании на 100 метров баттерфляем, на мгновение опередив на финише легендарного американца Мэтта Бионди, вернувшегося из Южной Кореи с пятью золотыми медалями. В честь победы Нести над Бионди правительство Суринама напечатало марку и выпустило юбилейные монеты с изображением пловца. В 1992 году на Играх в Барселоне Энтони был бронзовым призером на этой же дистанции. Он до сих пор остается единственным представителем своей страны, завоевавшим олимпийские награды.
Пик карьеры Дуайта Йорка пришелся на рубеж веков, когда он блистал в Manchester United – а в 1999 году стал лучшим снайпером чемпионата Англии. Однако у жителей своей родной страны этот нападающий вызывал противоречивые чувства. Собственное благополучие для Йорка всегда было важнее патриотизма, поэтому он нередко отказывался от приглашения в национальную сборную, заявляя, что «далеко лететь и сложно привыкнуть к смене климата и часовых поясов». Тем не менее невозможно отрицать, что этот футболист немало сделал для популяризации своей родины. Ведь он был ключевой фигурой в клубе, который становился победителем Лиги чемпионов, выигрывал Межконтинентальный кубок и трижды – чемпионат Англии. В знак уважения к заслугам Йорка его именем назван стадион на Тобаго. Тех, кто принял это решение, не смутил даже тот факт, что форвард, которому в ноябре исполнится 37 лет, по-прежнему выходит на поле за английский Sunderland.
Для западноафриканского государства Кот-д’Ивуар, до 1985 года называвшегося Берегом Слоновой Кости, футболисты – столь же значимый предмет экспорта, как и ананасы. Качество спортсменов из этой маленькой страны поражает даже специалистов. Большинство членов национальной сборной участвует в ведущих европейских чемпионатах, многие играют в клубах-грандах. Самый знаменитый ивуариец Дидье Дрогба – лидер атак Chelsea, где он выступает вместе со своим соотечественником Саломоном Калу. Хабиб Коло Туре и Эммануэль Эбуэ цементируют оборону лондонского Arsenal, а полузащитник Ян Гнери Туре регулярно выходит в основном составе Barcelona. И этот список можно продолжить, ведь по количеству футболистов экстра-класса с Кот-д’Ивуар мало кто может сравниться.
Получившая независимость лишь в 1990 году бывшая южноафриканская колония уже успела завоевать на Олимпийских играх четыре медали, и все они на счету одного человека. Фрэнки Фредерикс становился серебряным призером в беге на 100 и 200 метров в Барселоне и Атланте, в его активе и три медали чемпионатов мира того же достоинства. Победителем первенства планеты Фредерикс был лишь однажды – в 1993 году в Штутгарте на 200-метровке, однако вплоть до 2004-го, когда он в 37-летнем возрасте завершил карьеру легкоатлета, входил в мировую спринтерскую элиту. В том же 2004 году Фредерикс вошел в Международный олимпийский комитет, а в августе 2008 года сменил Сергея Бубку на посту главы комиссии спортсменов МОК.
Первый призер Олимпийских игр в истории Эритреи завоевал бронзовую награду в беге на 10 000 метров в Афинах, заставив выучить название небольшой страны, расположенной на северо-востоке Африки, как минимум спортивных статистиков. В следующий раз фамилия Тадесе появилась в новостных лентах ведущих информационных агентств мира в октябре 2006 года, когда он стал победителем первого в истории чемпионата мира по бегу на шоссе, прошедшего в венгерском Дебрецене под эгидой IAAF. Год спустя в итальянском Удине защитил титул, придя первым в полумарафоне, который, к разочарованию спортсмена из Эритреи, не относится к олимпийским дисциплинам.
Первый в истории своей страны и Тихоокеанских островов (за исключением Новой Зеландии) в целом, этот призер Олимпийских игр добился успеха в боксе, став в Атланте обладателем серебра в самой престижной супертяжелой весовой категории. По пути к финалу Волфграмм одолел будущего чемпиона мира среди профессионалов по версии WBO Сергея Ляховича, а в решающем поединке уступил Владимиру Кличко. Перейдя в профессионалы, самый знаменитый спортсмен Тонги в 2000 году еще раз встретился с младшим Кличко в бою за титул интерконтинентального чемпиона по версии WBC. Этот поединок с украинцем принес боксеру из экзотической страны еще меньше положительных эмоций, чем предыдущий: уже на второй минуте Волфграмм был нокаутирован.
Будущий олимпийский чемпион родился в сельской местности, его отец был ветеринаром, а мать – школьной учительницей. Спортом он начал заниматься лишь в 14-летнем возрасте, когда семья переехала в город. Но столь позднее начало карьеры не помешало Венусте стать самым выдающимся спортсменом в истории своей страны, постоянно находившейся в состоянии затяжной гражданской войны. В девятнадцать лет Нийонгабо завоевал награду на молодежном чемпионате мира по легкой атлетике в беге на 1500 метров и с тех пор занял прочное место в мировой элите. Однако взойти на вершину ему никак не удавалось – на середину 1990-х годов пришелся пик карьеры алжирца Нуреддина Морсели и марокканца Хишама Эль-Герруджа. Поняв, что обойти неоднократных рекордсменов мира невозможно, Нийонгабо решил переквалифицироваться. В олимпийской Атланте он бежал 5000-метровую дистанцию третий раз в жизни и тем не менее с блеском выиграл, завоевав единственную в истории своей родины олимпийскую медаль. Заметки о сенсационной победе Нийонгабо вышли на первых полосах ведущих мировых газет. Сам же феноменальный атлет через несколько месяцев после своего триумфа в Атланте получил перелом ноги, из-за которого был вынужден завершить карьеру.
Каллон вырос в футбольной семье. Его старшие братья Кемокай и Муса выступали за национальную сборную, однако международной известности не снискали. Мохаммед же сразу продемонстрировал свою неординарность. В 14 лет он дебютировал в сильнейшем дивизионе чемпионата страны, годом спустя – в сборной. В шестнадцать уехал в швейцарский клуб AC Lugano, а через три года подписал контракт с миланским Inter, став первым в истории Сьерра-Леоне футболистом, перешедшим в европейский топ-клуб. Столь ярко начавшаяся карьера продолжилась достаточно банально – непопаданием в основной состав Inter и последующей ссылкой в клубы «второго эшелона». Каллон, в течение без малого десяти лет выступавший в сильнейших дивизионах Италии и Франции, получил известность не только на футбольном поле. В 2002 году он за 30 тысяч долларов приобрел в Сьерра-Леоне клуб Sierra Fisheries, который переименовал в Kallon F. C. Эта команда – одна из сильнейших у себя на родине, ее домашние матчи проходят на национальном стадионе в столице – Фритауне.
Панама дала миру трех знаменитых спортсменов – самого титулованного жокея планеты Лаффита Пинкая, боксера Роберто Дюрана, чья блистательная карьера длилась 34 года, и легкоатлета Ирвинга Саладино. Но если первые двое известны преимущественно людям среднего и старшего поколений, то действующий чемпион мира по прыжкам в длину находится в зените славы. В августе 2007-го в Осаке Саладино принес своей стране первую золотую медаль чемпионата мира по легкой атлетике. А на Олимпиаде в Пекине (на церемонии открытия которой Ирвинг нес национальный флаг) он стал первым в истории Панамы чемпионом Игр. Правительство оценило всемирную популярность Саладино: теперь этот атлет – лицо международной программы по продвижению Панамы как туристического направления.
Наряду с американцами и ямайцами представители небольших островных государств – законодатели мод в спринтерском беге. Но если Ким Коллинс и Ато Болдон из Тринидада и Тобаго имеют на своем счету громкие победы, то представители нового поколения только мечтают взойти на пьедесталы почета Олимпиад и мировых первенств. Они уже занимают верхние строчки финишных протоколов на коммерческих и региональных турнирах. А ближе всего к заветной цели приблизились Брендан Кристиан, призер молодежного чемпионата мира, победитель Панамериканских игр, специализирующийся на 200-метровке, и Мартина Чуранди, способный показать высокий результат в беге как на 100, так и на 200 метров. Первый – из маленького (с населением около 70 тысяч человек) государства Антигуа и Барбуда, расположенного в Карибском море. А второй, хотя и именует себя «самым быстрым человеком Королевства Нидерландов», выступает за Нидерландские Антильские острова, имеющие статус автономии и выставляющие отдельную команду под собственным флагом.