Парадоксально, но факт: в Англии, стране, где регби называют главной национальной игрой и основным конкурентом футбола, регбистам платят намного меньше, чем футболистам. Так, лучший бомбардир в истории сборной Англии по регби Джонни Уилкинсон в своем клубе Newcastle Falcons получает лишь 250 тысяч фунтов стерлингов в год, в то время как его коллеги из футбольных Chelsea и Liverpool Джон Терри и Стивен Джеррард зарабатывают такие же деньги за две недели. Причину столь вызывающей разницы в доходах руководство английского Союза регби объясняет просто: слишком много средств тратится на развитие массового, а не профессионального спорта. Заработав в 2007 году почти 28 миллионов фунтов стерлингов, Союз регби вполне способен конкурировать по доходам с Английской футбольной ассоциацией, но выбирает принципиально иную модель как зарабатывания, так и расходования своих средств.
Отправляясь несколько лет назад в длительное автопутешествие, я решила добавить в свой iTunes несколько подкастов, чтобы слушать их в дороге. Не имея особых предпочтений по их тематической направленности, выбрала первые по рейтингу, предположив, что это наверняка будут юмористические программы. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что запись не имеет ничего общего с юмором. Это была аудиотрансляция, посвященная регбийному Кубку «Шести наций». Конечно, живя в Англии, я знала, что регби – второй по значимости в этой стране вид спорта, но не могла себе представить, насколько велика его популярность.
Поразмышляв немного на эту тему, я вдруг осознала, что детские секции по регби здесь действительно по числу не уступают футбольным, три крупнейших национальных телеканала транслируют самые разные регбийные турниры, а в спортивных магазинах продается множество овальных мячей и маек с розой – знаменитой эмблемой сборной Англии по регби.
Чтобы понять, каким образом этому виду спорта удается столь успешно конкурировать с футболом, любовь к которому в Британии очевидна и бесспорна, я решила взглянуть на тех, кто управляет английским регби, – на Союз регби (Rugby Football Union – RFU). (В Англии есть также Лига регби, Rugby Football League – RFL, объединяющая приверженцев регбилиг, чуть менее популярной разновидности этой игры.) Лето оказалось не самым подходящим временем для интервью. В этот момент сборная Англии на выезде играла с Новой Зеландией, четверо игроков оказались замешанными в деле об изнасиловании в гостинице, и их допрашивали местные полицейские. Ситуация не могла не сказаться на выступлении команды, уступившей хозяевам. Так как имена спортсменов, проходивших по этому делу, не разглашались, сотрудники RFU очень настороженно отнеслись к моей просьбе об интервью. Однако финансовый директор организации Ник Иствуд пошел навстречу русскому изданию и согласился ответить на вопросы журнала «Большой спорт».
«С точки зрения доходов прошлый, 2007 год стал для нас своего рода прорывом. Существенное увеличение прибыли оказалось возможным благодаря реконструкции Южной трибуны стадиона Twickenham», – рассказывает Ник. Еще одна весомая причина – увеличение числа важных матчей. Если в 2006-м на Twickenham было проведено лишь две встречи Кубка «Шести наций», то в прошлом году таких игр было три – против Франции, Шотландии и Италии. И каждая из них принесла RFU дополнительные 4 миллиона фунтов стерлингов. Интересно, что львиная доля прибыли поступила от сдачи в аренду VIP-лож, а не от продажи обычных билетов.
Следующий источник дохода RFU – средства от продажи прав на телетрансляции. Правда, в этом секторе в 2007 году прирост был небольшим. «У нас не футбол, и продажа прав на телетрансляции – отнюдь не главная статья наших доходов», – объясняет Иствуд. Однако независимость от телевидения – вполне осознанная политика RFU. «Мы намерены и в дальнейшем придерживаться такой позиции. Телерынок весьма нестабилен, поэтому мы стараемся минимизировать зависимость от какого-то одного источника средств. С телевидением нужно быть особенно осторожными, так как оно подвержено влиянию целого ряда неконтролируемых факторов. Именно поэтому мы концентрируемся на развитии других каналов получения прибыли», – говорит Ник.
Значительные суммы RFU получает от спонсорских контрактов, гостиниц и предприятий общепита. Совершенно невозможно побывать на матче в Twickenham и не пропустить пинту-другую пива или эля. Совсем недавно знаменитая пивоваренная компания Greene King IPA, спонсор RFU, открыла на стадионе собственный паб. Полностью заменив в заведении все оборудование, Greene King IPA добилась того, что теперь обслуживание клиентов происходит в три раза быстрее, однако очереди из тех, кто хочет отпраздновать победу любимой команды или залить горечь от поражения, совсем не уменьшаются.
Еще одной интересной бизнес-инициативой RFU стал так называемый «регбийный фунт». Разработав специальный знак «Инвестируй в регби», Союз выдает его всем, кто приобретает атрибутику регбийных клубов и национальной сборной. Получившие такой знак могут быть уверены, что их деньги пойдут на развитие регбийной инфраструктуры в Англии. Таким образом Союз мотивирует болельщиков покупать форму и сувениры, а затем использует эти средства на развитие детских спортивных школ и улучшение условий игры в низших дивизионах.
Впрочем, что касается продажи атрибутики, то здесь не все так радужно. По словам Ника, 2007 год стал не очень удачным в этом вопросе, ведь желание купить футболку любимой команды напрямую зависит от ее успехов. В самом начале розыгрыша Кубка мира Англия потерпела сокрушительное поражение от Springboks, сборной Южной Африки. Как следствие, объемы сбыта атрибутики резко сократились. Затем англичане стали прибавлять и даже добрались до финала, где, увы, вновь уступили команде ЮАР. По ходу плей-офф было и несколько запоминающихся побед. Энтузиазма у болельщиков прибавилось: они вновь принялись раскупать заветные майки с розой. Но удары, полученные от южноафриканцев, дали о себе знать, и Союз недосчитался значительной доли планируемой прибыли.
Выяснив, как RFU зарабатывает деньги, я, конечно, не могла не расспросить его финансового директора о том, как Союз их тратит. Выяснилось, что большая часть средств уходит на прямые расходы, то есть на затраты, необходимые для получения прибыли.
Другая серьезная статья – финансирование профессионального спорта, так называемого элитного регби. Сюда относятся отчисления соответствующим организациям, зарплаты игроков, тренеров, массажистов и других сотрудников. Эта сумма включает в себя и 5 миллионов фунтов стерлингов, ежегодно выплачиваемых Premier Rugby, организации, под крылом которой находятся все 12 профессиональных английских регби-клубов. Из этих же средств выплачиваются премиальные командам, участвующим в плей-офф национального Кубка.
«Twickenham – это наш дом, и мы о нем заботимся», – говорит Ник. Он объясняет, что с увеличением вместимости стадиона сопряжены новые затраты. Сегодня, с учетом новой Южной трибуны, Twickenham способен принять 82 тысячи поклонников регби. Ясно, что эксплуатационные затраты растут вместе со стадионом, но, с другой стороны, большее количество мест приносит и больший доход. Так, значительные поступления от продаж билетов ощутимо упрочили финансовое положение RFU.
Когда мы доходим до последнего пункта в списке расходов – развития массового регби, Ник внезапно воодушевляется. Средства идут на поддержку детских школ и клубов, не входящих в профессиональную элиту. В условиях постоянной конкурентной борьбы с футболом RFU вынужден признать, что в прошлом году популярность регби в Англии немного уменьшилась. Чтобы вернуть ее, была разработана специальная программа «Играй в регби». По словам Иствуда, это мощнейшая спортивная пиар-кампания в истории Англии. Призыв играть в регби передается по самым разным каналам: через средства массовой информации, волонтеров, рекламу перед киносеансами, в колледжах и университетах. RFU даже запустил специальную SMS-службу, при помощи которой люди могут узнать, где находится ближайшая к ним секция регби.
Значительная часть денег, выделенных на эту акцию, используется для популяризации регби среди молодежи. В прошлом году благодаря финансовой поддержке RFU удалось открыть свыше ста юношеских регбийных клубов, в тренировках приняли участие около миллиона человек. Именно в обычных школах RFU и рассчитывает найти новых Джонни Уилкинсонов. Не жалея средств на то, чтобы нести регби в массы, RFU довольно уверенно смотрит в будущее. «У нас ситуация намного лучше, чем в футболе. Ведь в английской футбольной премьер-лиге на ведущих ролях находятся прежде всего иностранные игроки, а детский футбол развит крайне недостаточно. Мы же, напротив, делаем основную ставку на поддержку детского и молодежного спорта, обеспечивая главной английской игре постоянное развитие», – с гордостью резюмирует Ник Иствуд.