Игорь Шалимов никогда не участвовал в чемпионате России. В 1991 году, в 22-летнем возрасте, один из самых талантливых полузащитников Советского Союза уехал в Италию и всю оставшуюся карьеру выступал в зарубежных клубах, среди которых был и миланский Inter. На родину поигравший в сборных СССР, СНГ и РФ Шалимов вернулся уже в качестве тренера, однако первый блин вышел комом. Возглавляемый им элистинский «Уралан» занял 15-е место в первенстве страны 2003 года и выбыл из сильнейшего дивизиона. Сегодня бывший хавбек предпринимает еще одну попытку доказать свою тренерскую состоятельность: он возглавил женскую сборную России. О выступлении россиян на чемпионате Европы, миссии Гуса Хиддинка и особенностях женского футбола Игорь Шалимов рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
В чем вы видите главный итог чемпионата Европы для России?
Понятие «русский менталитет» всегда использовалось для ответа на вопрос о том, почему мы не выигрываем. Но вот приехал человек, который доказал, что в России хорошие игроки и, если грамотно их тренировать, объяснять, что надо делать, они добьются успеха. Хиддинк четко знал, как подготовить команду физически, тактически, психологически, научил правильно восстанавливаться. Поэтому главный итог чемпионата Европы в том, что оправдывать спортивные неудачи «русским менталитетом» больше нельзя. Точно так же, как нельзя заявлять: «Что вы хотите, это ведь женский футбол». Подобные утверждения – просто отмазки. Если подготовка ведется правильно, результат будет обязательно.
Как тот факт, что россияне стали бронзовыми призерами чемпионата, скажется на развитии футбола в стране?
Результат национальных сборных самым непосредственным образом влияет на развитие футбола в целом. Все мы видели, с каким энтузиазмом реагировали на выступление сборной болельщики. Правительство подгадало к успеху национальной команды принятие федеральной целевой программы развития спорта, согласно которой на футбол планируется ежегодно выделять 1,2 миллиарда рублей. Сомневаюсь, что в другой ситуации такой документ был бы подписан.
С Гусом Хиддинком сборная России добилась впечатляющего прогресса. Как вы относитесь к идее приглашения иностранных тренеров в российский футбол, в частности женский?
Если есть наставник, добивавшийся серьезных результатов, почему бы и нет. Здесь важно, чтобы помощником такого специалиста стал перспективный россиянин, умеющий разговаривать с ним на одном языке. Тогда через два-три года у зарубежного тренера будет достойный преемник. Поэтому надеюсь, что после Гуса Хиддинка сборную России возглавит либо Игорь Корнеев, либо Александр Бородюк. Приглашать иностранца надо не только для того, чтобы он отработал и уехал, но и для подготовки смены.
На первенстве Европы вы почерпнули что-нибудь для себя в плане тактики?
Конечно, свой стиль должен быть, но когда ты играешь с сильным соперником – а для женской сборной России это, например, команда Норвегии, – надо изучить его достоинства и недостатки, готовиться к встрече с конкретным противником. Расстановка игроков на поле прежде всего зависит от имеющихся в распоряжении тренера футболистов. Для матча с той же Норвегией у нас будет две-три основных схемы.
В отборочном турнире к чемпионату Европы 2009 года россиянки проиграли норвежкам в гостях со счетом 0:3. Вы считаете, реально одолеть скандинавок на своем поле и занять первое место в группе?
В квалификационном турнире сборная Норвегии пока не пропустила ни одного мяча, поэтому говорить о том, что мы обязаны обыграть норвежек дома, сложно. Мне важно увидеть, как мы будем выглядеть на фоне одной из лучших команд в мире, оценить уровень того, что мы делаем. Качество игры – один из приоритетов, но на первом месте, конечно, результат.
Раньше вы тренировали мужские команды. Есть ли психологические особенности работы с женщинами?
Есть. С женщинами сложнее. Но с другой стороны, девушки более внимательно слушают, что ты им объясняешь, и лучше выполняют задания. В этом плане они выгодно отличаются от мужчин.
Футболистки тренируются по той же схеме, что и игроки-мужчины, или есть существенные различия?
Конечно, различия есть – как в отношении нагрузки, так и в тактике, ведь женщины физически слабее мужчин. Игроки лучших женских команд по пробегаемому за матч километражу уже приближаются к мужчинам, но количество технико-тактических действий меньше, причем намного.
Чувствуете ли вы личную ответственность за популяризацию женского футбола?
Мне кажется, что в женском футболе есть элемент шоу. Если правильно его преподнести, то это красиво и интересно. Например, моя супруга Оксана Робски присутствовала на матче сборной России и ей все увиденное очень понравилось, она готова что-то делать для раскрутки женского футбола. От популярности зависит массовость. Надо, чтобы футболистки были на виду и девочки, глядя на них, говорили: «Хочу быть такой же».
Мальчиков в футбольные секции нередко приводят родители, которые видят, сколько зарабатывают футболисты. Как вы считаете, в женском футболе есть проблема недостаточного материального вознаграждения игроков?
Обычно из таких мальчиков ничего стоящего не получается. Российские футболистки зарабатывают спортом деньги, и я думаю, что играть в футбол – не худшая профессия.
Вы довольны уровнем женского чемпионата России или предпочитаете, чтобы сильнейшие игроки уезжали в зарубежные клубы?
Для сборной, конечно, лучше, если ведущие игроки выступают в сильнейших европейских командах, но пока об этом говорить рано. В высшем дивизионе первенства страны соревнуются лишь семь клубов, а хотелось бы, чтобы их было как минимум десять. Пока внутри России конкуренция слабая, игроков в обойме сборной не так уж и много – 20–22 футболистки. Я просматриваю матчи каждого тура национального чемпионата, планирую привлекать новых игроков. Проблемная позиция в сборной одна: левая полузащитница атакующего плана, в стране мало спортсменок с «рабочей» левой ногой. В целом же делаем ставку на командную игру. Чемпионат Европы показал, что даже в мужском футболе тяжело найти человека, мастерство которого позволяет в одиночку обыграть нескольких соперников и решить судьбу матча.
Вы рассматриваете работу с женской сборной России как промежуточный этап в карьере?
Работа с женской сборной России – самое интересное предложение из полученных мною за последнее время. И о мужском футболе я сейчас думать не хочу.