В соревнованиях часто присутствует человеческий фактор, правда, рассматривается он зачастую однобоко, в разрезе совершенной судьей ошибки или случайного стечения обстоятельств, мол, извините, так получилось. Астраханское ралли памяти Олега Майорова, прошедшее в Астраханской области, – это 100-процентное стечение всех возможных человеческих факторов. Но по другую сторону от негативных последствий. Когда гонки, а точнее их проведение, – это в первую очередь для души.
Движение российского автоспорта вперед в нынешних условиях идет, как правило, только силами энтузиастов. Прошедший мимо дотаций всех возможных бюджетов автоспорт (и конкретно ралли-рейды) существует ныне благодаря огромной любви к технике, гонкам и людям, которые им живут.
Одним из таких сильно увлеченных был Олег Майоров. Он стоял у истоков многих соревнований и серий – чемпионата Урала по GPS-ориентированию на снегоходах, Кубка Урала по трофи-рейдам и, конечно, открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia. Постоянно что-то придумывать, изменять, совершенствовать – вот к чему всегда стремился Олег. В октябре 2020 года его не стало. В память об учителе идейной компанией организаторов было принято решение провести соревнование. По всем «майоровским» канонам: выматывающее, сложное, максимально честное и по-домашнему душевное.
Астраханское ралли памяти Олега Майорова прошло под эгидой двух федераций – РАФ и МФР и стало, соответственно, этапом Кубка России по ралли-рейдам и этапом чемпионата России по кросс-кантри-ралли. На старт гонки вышли участники на трех видах техники: мотовездеходах (SSV), квадроциклах и мотоциклах.
Внезапная АстраханьВсе, кто хоть раз был в Астрахани, удивлены, как в этом году выглядела сентябрьская степь. Она заросла травой, которая, в свою очередь, поднялась высоко и закрыла собой все дорожки. Дороги, по которым участники ездили еще год назад на другом соревновании, были практически не видны. Причин тому несколько.
Во-первых, весной в Астрахани прошли обильные дожди, в некоторых солончаках еще в сентябре стояла вода, хотя лето было жарким (так, в один из дней подготовки трассы термометр, установленный в машине, показал отметку 50 °С. Может быть, температура была и выше, но на этой точке градусник достиг своего предела).
Во-вторых, после засушливого лета 2020 года фермерам пришлось заметно уменьшить поголовье скота. Если раньше в степи часто попадались на пути отары, то теперь такого не было. Фермы и кошары стоят пустые, накатать дороги просто некому. Поэтому главная сложность прошедшей гонки – навигационная. Практически все экипажи попали в штурманские ловушки, потеряли время, ища нужное направление, и в результате пропустили контрольные точки.
Спортивные состязания Время на гонке тянется медленно. И вовсе не потому, что скучно, неинтересно, и уж точно не потому, что нечем заняться. Время на гонке настолько сильно занято разными событиями, что, кажется, между ними прошла пара дней, а не несколько часов.
И это при том, что внешне каждый новый день ничем не отличается от предыдущего: ранний завтрак, старт и выезд на точку, старт… Но это только внешне. За сухими цифрами итогового времени стоят сотни маленьких и больших приключений, которыми в зависимости от уровня удачливости и разговорчивости спортсмены делятся вечером на бивуаке.
Так, во второй соревновательный день потерпел спортивный провал экипаж Игорь Чагин / Иван Безденежных. Экипажи открывали гонку и, немного свернув не туда, потеряли и время, и шанс подняться на подиум всего Кубка России по ралли-рейдам. Зато второй экипаж, выступавший на технике GEPARD Racing, Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев (КАМАЗ-мастер) был лучшим на каждом спецучастке.
Больше всего пенализаций за невзятые точки получили на СУ2: из 30 экипажей, выступавших в зачете чемпионата России, без штрафа за пропуск контрольной точки обошлись только три: Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев, Армен Пузян / Евгений Павлов и Евгений Фрезоргер / Антон Власюк.
Следующий спортивный день за малым исключением практически полностью «обнулил» результаты предыдущего. Астраханские пески раскидали итоговую таблицу соревнования, показав, что часто решает не только опыт, но и удача. Ну и весомым преимуществом является также умение сберечь свою технику для финиша.
Кубки для победителей
С особой внимательностью оргкомитет соревнования подошел к изготовлению кубков для победителей и призеров. Кубок победителя представляет собой комбинацию сурового металла, символизирующего стальной характер спортсменов и прочную конструкцию спортивной техники, и хрупкого стекла, которое напоминает, что в гонке любое неловкое движение может свести на нет весь результат. Дизайн внутренней капсулы в форме песочных часов олицетворяет бесконечность и подчеркивает, что в гонке, как и в жизни, важна каждая секунда. А движение песчинок напоминает о быстротечности времени и о непрерывно меняющемся облике астраханских барханов, которые покорились участникам Астраханского ралли.
Победителями соревнования с победой аж в трех зачетах одновременно стали Дмитрий Сотников и Руслан Ахмадеев (Кубок России РАФ, МФР – класс «Абсолютный» и SSV Super Sport). Лучшим на мотоцикле стал Евгений Тихонов, на квадроцикле – Александр Максимов. В еще одном зачете на мотовездеходе (SSV Sport) золото забрали Татьяна Сычева и Александр Алексеев.
Соревнование завершилось, и на душе осталось теплое послевкусие. Все, как любил и к чему постоянно стремился на своих гонках Олег Майоров.
Результаты Астраханского ралли памяти Олега Майорова
5-й этап Кубка России по ралли-рейдам в категории № 2
1. Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев
2. Азат Минниханов / Ильназ Гиззатуллин
3. Владислав Маликов / Виктор Шитиков
2-й этап чемпионата России по кросс-кантри-
ралли «Кросс-кантри 450»
1 .Евгений Тихонов
2. Александр Гатиятулин
3. Дмитрий Ваньков
Эндуро-квадроциклы («Квадроциклы»)
1. Александр Максимов
2. Алексей Зверев
3. Александр Гилемов
SSV Sport
1. Татьяна Сычева / Александр Алексеев
2. Павел Сильнов / Евгений Загороднюк
3. Евгений Фрезоргер / Антон Власюк
SSV Super Sport
1. Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев
2. Алмаз Магфуров / Петр Пономарев
3. Михаил Анциферов / Александр Терентьев
Кросс-кантри-ралли класс «Открытый»
1. Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев
2. Алмаз Магфуров / Петр Пономарев
3. Михаил Анциферов / Александр Терентьев
Астраханское ралли в цифрах
970 км – общая протяженность трассы
605 км – протяженность спецучастка
87 км – длина самого длинного СУ
52 км – длина самого короткого СУ
5 км – протяженность пролога
9 – количество спецучастков