Аркадий Дворкович – о футболе, баскетболе и работе в FIDE

№5(147)_2021
Текст: Дмитрий Маслов
Председатель фонда «Сколково» и бывший вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович с детства связан со спортом: он родился в семье известного шахматного арбитра, а сейчас возглавляет FIDE. Дворкович был главой оргкомитета чемпионата мира по футболу 2018 года, являлся членом исполкома РФС. О том, какое место спорт сейчас занимает в жизни и работе на посту президента Международной шахматной федерации, Аркадий Дворкович рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Вы родились в семье известного шахматного арбитра Владимира Дворковича. Значит, с детства играли в шахматы? 
Шахматы окружали меня с ранних лет, это часть жизни. То, что я пошел в шахматный кружок, было естественным. Но родители не ставили перед собой задачи сделать меня профессиональным игроком. Когда стал постарше, помогал отцу в статистических выкладках, переводах зарубежных статей с английского и немецкого языков. То, что это вылилось в работу на посту президента Международной шахматной федерации (FIDE), закономерно, но ни в коем случае не являлось целью. 

Для того чтобы возглавлять FIDE, надо играть на высоком уровне, или управление – это одно, а шахматы – другое?
Прямой связи нет, но чтобы понимать шахматистов и то, чем живет этот мир, нужно хорошо играть хотя бы на любительском уровне. Формально такого требования нет, но считаю, что человек, не умеющий играть в шахматы, не имеет шансов быть избранным на пост президента FIDE


На вашей странице в Instagram много спортивных фотографий. Какое место спорт сейчас занимает в вашей жизни?

Большое. Я страстный болельщик и сам занимаюсь – регулярно играю в футбол, меньше – в баскетбол и хоккей, также в шахматы, волейбол, настольный теннис. Недавно попробовал текбол – игру с мячом на изогнутом столе. С детства покупал спортивные газеты, читаю их и сейчас, правда, уже в интернете. 

Регулярно вижу ваши высказывания по поводу выступления сборной России по футболу и отечественных клубов. 

Журналисты ловят меня на выходе со стадиона, поэтому и появляются комментарии. Смотрю я максимум матча два-три в неделю, в последнее время – только обзоры. Полностью – только топовые игры с участием сборной России и клубов, а также международные. Хотел увидеть недавний матч Бразилия – Аргентина, но эти сборные так и не сыграли


Вы возглавляли оргкомитет чемпионата мира по футболу в России, появлялась информация, что можете стать президентом РФС. Есть такие планы?

Я видел сообщения, но никакой серьезной дискуссии на эту тему не было, да и сам не стремился занять эту должность. Я был членом исполкома РФС, доволен тем периодом, но желания возвращаться нет. Александр Дюков – отличный руководитель, профессионал, способен многое сделать для российского футбола. Во время чемпионата мира в России я вживую увидел 29 матчей, пресытился футболом, год не мог его смотреть. Сейчас оцениваю происходящее не только с точки зрения болельщика, но и как управленец. Понимаю нюансы, связанные с организацией спортивной жизни, медиаправами. Мой взгляд на спорт несколько изменился.


Многие ужасаются, следя за таблицей коэффициентов UEFA. В чем причина падения?

Надеюсь, хотя бы нынешние позиции удастся удержать. Мой диагноз – потеря системы подготовки и проблемы на детско-юношеском уровне. Надо заниматься в первую очередь этим, а не продолжать бессмысленные разговоры только о том или ином лимите на легионеров. Если сейчас заняться детско-юношеским футболом, через несколько лет есть шанс получить хороший результат. Остальное – симптомы, любые изменения в нюансах не повлекут серьезного улучшения результатов.


 


Вы выступаете за баскетбольный клуб «Сколково». Занимались в спортивной школе?

Благодарен президенту клуба Маирбеку Хостикоеву за энергию в «Большом Сколкове», которое включает наш инновационный центр, Московскую школу управления и окружающую местность. На этом пространстве мы пытаемся организовывать и спортивные соревнования. Баскетбол стал первым подобным опытом. У меня мало времени, чтобы играть каждую неделю, но при возможности рад присоединиться. В баскетбол я начал играть со старших классов школы, а в студенческие годы делал это постоянно. Правда, роста для баскетбола мне не хватает, из-за этого в свое время не взяли в спортшколу, но энергии достаточно. Недавно мы провели два матча подряд. Сначала тестовый, перед Суперкубком Единой лиги ВТБ – красивую историю организовал Сергей Кущенко. На следующий день состоялся благотворительный матч под эгидой фонда Гоши Куценко «Шаг вместе», поддерживающего детей с ДЦП. Вышли на площадку Алексей Саврасенко, Виталий Фридзон, Андрей Кириленко, Сергей Быков, бизнесмены, политики. Даже Мария Захарова приняла участие. Баскетбол, как и футбол, хоккей, соединенные с благотворительностью, – очень хорошая история. 


Вы следите за выступлением российской баскетбольной сборной?

Положительных эмоций ее игра не приносит, хотя команды «3 на 3» на Олимпийских играх порадовали, был шанс на золото, но и две серебряные медали – отличный результат.


Вам такой формат интересен?

Да, динамично. Этот вид требует меньше затрат, в том числе инфраструктурных. Уверен, в него будут играть больше, чем в классический баскетбол. Те, кто начнет играть со школьного и студенческого возраста, в дальнейшем будут смотреть – база для этого возникнет и будет постоянной.


Баллотировавшийся на пост президента Международной федерации хоккея датчанин Хенрик Бах-Нильсен предложил и в этом виде спорта ввести на Олимпийских играх формат «3 на 3». Что думаете? 

В овертайме такой формат позволяет быстрее выявить победителя матча, но делать из этого отдельный вид спорта считаю не очень интересным. Хоккей предполагает силовую борьбу, интенсивность. Так что баскетбол в данном плане с хоккеем я бы не сравнивал. Стритбол как раз более интенсивный, жесткий вид из-за маленькой площадки. В хоккее же с уменьшением количества человек в команде места на площадке становится больше. 


На заставке страницы в Instagram вы в хоккейной форме. Это значит, что для вас как для спортсмена-­любителя хоккей сейчас первичен?

Просто был радостный момент, захотелось выставить. Хоккей я люблю, но он требует больше времени даже просто для того, чтобы переодеться, в футболе это можно сделать прямо в машине. В «Сколкове» появилась хоккейная команда, принимаем участие в любительском чемпионате, правда, не в сильнейшем дивизионе. В детстве играл в воротах, поэтому с катанием не все хорошо. Если тренироваться хотя бы раз или два в неделю, можно набрать форму. Сейчас в хоккее я играю в поле, в футболе иногда встаю в ворота. Недавно сыграл в благотворительном матче со звездами футбола, участвовали Луиш Фигу, Звонимир Бобан, Флоран Малуда, Фернандо Йерро… Я стоял на воротах, вроде получилось неплохо, партнеры по команде были довольны. 


Как обстоит дело с любительскими турнирами в шахматах?

В этом виде много таких соревнований – подходящих партнеров можно найти при любом уровне игры, не говоря уже об интернете. Сейчас активность по большей части онлайн, но, как только появится возможность играть вживую, люди вернутся. Моя мама занимается развитием ветеранских шахмат, удалось договориться об организации чемпионата России среди ветеранов в конце октября в одном из подмосковных санаториев. Принимать участие будут только вакцинированные. 


Легко ли вам как президенту FIDE найти баланс между интересами элитных и рядовых игроков?

Амбиции разные, но ведущие шахматисты всегда поддерживают массовый спорт, готовы давать сеансы одновременной игры, встречаться с болельщиками. Все помнят, с чего начинали. Чтобы стать топ-игроком, нужны часы тренировок, колоссальные усилия. Рядовые шахматисты не всегда понимают, как сложно стать игроком первой десятки, насколько это трудозатратно, да и в финансовом аспекте тоже.

Призовые фонды возросли, мы добились прогресса в этом направлении, но они пока недостаточны, чтобы обеспечить высокий уровень жизни шахматистам первой сотни мирового рейтинга. Десятка, двадцатка зарабатывает достаточно, чтобы обеспечивать свои семьи и организацию тренировочного процесса, а дальше – сложности. 

Первая десятка хочет от главы FIDE стабильности проведения крупных соревнований, высоких призовых фондов, предсказуемости и борьбы с мошенничеством, в первую очередь компьютерными подсказками. Шахматистам среднего уровня важно, чтобы в разных регионах постоянно проводились открытые турниры с большим числом участников. Чтобы это было доступно везде, а не только в странах Европы, где такие соревнования наиболее распространены. Мы стараемся, чтобы появились турниры в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. Массовые шахматы – это наличие интернет-турниров, специализированных порталов и возможности повышать свой уровень, то есть тренеров, школ.


Кто из представителей российской политической и бизнес-элиты играет в шахматы?

Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, Андрей Макаров, Дмитрий Песков, Геннадий Тимченко, Александр Хлопонин, Олег Тиньков. Мы организовывали шахматные гостиные с участием бизнесменов и политиков в рамках различных международных мероприятий. 


Какие основные задачи вы ставите перед собой как глава FIDE и спортсмен-любитель?

Хочется, чтобы мне и близким людям, членам семьи и друзьям удавалось поддерживать форму, занимаясь различными видами спорта. Без этого нельзя полноценно жить: не хватает энергии. Не очень люблю монотонный бег, хотя в детстве и занимался легкой атлетикой, в том числе на стадионе «Локомотив». Предпочитаю велосипед, но больше – спортивные игры, это мое. 

В FIDE выделил бы образовательные шахматы – их продвижение в школьных программах. Активно этим занимаемся, но нужны герои – шахматисты, которые выступают ролевыми моделями для молодежи. Всех приглашаем следить за крупнейшими соревнованиями. В нынешнем году это матч за первенство мира между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим, который стартует в Дубае 24 ноября, планируем активно освещать. В следующем году в Москве пройдет Всемирная шахматная олимпиада, которая станет весьма масштабным событием.